Финансовый маркетплейс Сравни провел опрос, результаты которого выявили разрыв между подходом россиян к кредитам и их пониманием базовых финансовых терминов. Хотя 81% респондентов считают обязательным тщательный расчет своих возможностей перед оформлением займа, более половины (58%) ошибочно отождествляют "процентную ставку" с общей суммой переплаты.
Только 35% респондентов правильно определили процентную ставку как плату банку за пользование кредитом в годовых процентах, в то время как 58% назвали ее "суммой, которую нужно вернуть сверх взятой в долг".
По показателю полной стоимости кредита (ПСК) результаты оказались более позитивными: 62% респондентов правильно отметили, что ПСК включает не только процентную ставку, но и все комиссии, обязательные страховые платежи и другие затраты по кредиту. Однако отдельные составляющие ПСК респонденты часто определяли неверно – например, только 2% опрошенных назвали комиссии одним из ключевых элементов полной стоимости кредита.
В вопросах о последствиях невыплаты и термина “кредитная история” уровень знаний выше, но все еще недостаточен для полной защиты: 48% респондентов понимают серьезность ситуации, включая передачу долга коллекторам, ухудшение кредитной истории и судебные разбирательства, хотя 25% при этом недооценивают риски, считая, что "долг просто увеличится".
Кредитную историю как историю всех кредитов и платежей по ним верно определили 64%. При этом почти треть респондентов (33%) ошибочно считают кредитную историю документом о личном доходе.
Исследование также выявило популярные заблуждения, связанные с влиянием отдельных действий на кредитную историю. Так, на вопрос о том, что не повредит кредитной истории, 49% респондентов назвали досрочное погашение кредита – это правильно, хотя некоторые эксперты отмечают, что в редких случаях это может незначительно повлиять на скоринг-балл. С другой стороны, почти треть опрошенных (28%) считают, что просрочка платежа всего на 10 дней не повредит кредитной истории, что является серьезным заблуждением: даже небольшие просрочки фиксируются в бюро кредитных историй и влияют на рейтинг заемщика.
"Результаты опроса подтверждают, что финансовое образование – ключ к осознанным решениям. Мы рекомендуем использовать онлайн-калькуляторы и консультации, чтобы избежать ошибок. Наша задача, как финансового маркетплейса, не только предоставлять инструменты для сравнения кредитных предложений, но и активно работать над повышением финансовой грамотности населения, чтобы заемщики могли принимать обоснованные решения”, – отметил Игорь Корчагин, руководитель продукта Кредитный рейтинг в Сравни.
Сравни — лидирующий финансовый маркетплейс для подбора страховых, банковских и образовательных продуктов. Ежемесячная аудитория сервиса превышает 23 млн пользователей. Сравни входит в топ-5 крупнейших российских финтех-компаний по версии исследовательского агентства Smart Ranking, а также в топ-30 самых дорогих интернет-компаний России по версии журнала Forbes. По данным исследовательской компании Ipsos Comcon, Сравни является лидером по подбору и оформлению займов среди площадок, предоставляющих такую опцию. Сравни — №1 по онлайн-продажам полисов ОСАГО (каждый десятый электронный полис в стране приобретается через Сравни).
Сравни: 58% россиян путают процентную ставку с общей переплатой по кредиту
22.10.2025
12:13
Сравни
Сравни, все пресс-релизы:
- Сравни: 40% россиян откладывают смену зимней резины до конца октября
- Сравни: объем запросов на кредиты наличными увеличился на 84% за год
- Сравни: 82% россиян не тратят на онлайн-подписки ни рубля
- Сравни и ПАО «БАНК УРАЛСИБ» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере цифровых финансовых услуг
- Финансовый маркетплейс Сравни и ОТП Банк подписали Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии
- Сравни и Билайн Big Data & AI планируют развивать сервисы с ИИ на рынке российского финтеха
- Сравни и T2 объединяют финансовый и коммуникационный секторы
- Сравни и Группа Arenadata объявили о совместных проектах в сфере управления данными
- Сравни: объем выдачи займов увеличился в 4 раза
- Продажи полисов миникаско на Сравни выросли в 3 раза за год
- Сравни: экономия пользователей маркетплейса при покупке полисов ОСАГО выросла на 17%
- Сравни: рынок страхования от несчастных случаев показал рост в размере 58%
- Сравни х А ДЕНЬГИ: россияне назвали главные барьеры на пути к желанной профессии
- Сравни: 74% считают доход по депозитам несущественным, 37% активно изучают акции и облигации
- Сравни вошел в топ-100 самых быстрорастущих технологических компаний России по версии Smart Ranking
- Сравни х Ингосстрах: средняя стоимость полиса ОСАГО сократилась на 8%
- Сравни: семейные люди стали брать кредиты в полтора раза чаще
- Сравни: 76% россиян готовы покупать ОСАГО полностью онлайн
- Сравни х Domeo: россияне ожидают потратить на ремонт двухкомнатной квартиры от 2,5 до 4,8 млн рублей в 2025 году
- Сравни: 76% россиян готовы покупать ОСАГО полностью онлайн
- Сравни и сервис еды KOLOBOX: каждый десятый россиянин тратит на еду более 50 тысяч рублей в месяц
- Сравни: процесс открытия РКО сократился с 3 дней до 40 минут
- Сравни: 66% россиян не готовы доверять нейросетям личные переживания
- Сравни: наша цель – сделать сложные финансовые решения понятными для миллионов людей
- Сравни: Открытые API – быстрая и эффективная доставка финансовых продуктов
- Сравни: зумеры и миллениалы формируют спрос на займы – россияне до 40 лет взяли 81% всех займов в 2025 году
- Сравни х Росгосстрах: 30% россиян хотят получать 50-80 тыс. в месяц от сдачи недвижимости
- Сравни х Совкомбанк Страхование: половина россиян боятся заболеть в поездке, но лишь 11% всегда покупают страховку
- Сравни запускает интерактивную карту школ Москвы – единый цифровой инструмент для выбора образования
- Россияне в среднем страхуют ремонт и обстановку в ипотечных квартирах на полмиллиона рублей