«В первый год жизни компании необходимо выстроить внутренние процессы, а не гнаться за увеличением портфеля»

14.09.2017

«В первый год жизни компании необходимо выстроить внутренние процессы, а не гнаться за увеличением портфеля»

О структуре страхового бизнеса ФК Уралсиб, и планах СК «Уралсиб Страхование» на ближайшие годы рассказала АСН генеральный директор компании Мария Мальковская.
– Страховой бизнес ФК УРАЛСИБ за последний год претерпел серьезные изменения. Каковы роль и место новой компании СК «УРАЛСИБ Страхование» внутри ФК?
– За последний год в структуре страхового бизнеса ФК УРАЛСИБ произошли существенные изменения. Летом 2016 года была принята новая стратегия развития, в рамках которой было проведено три ключевых события: во-первых, в состав корпорации вошла совершенно новая компания СК «УРАЛСИБ Страхование», во-вторых, произошел полный отказ от моторного бизнеса, результатом которого в апреле 2017 года стала передача страхового моторного портфеля другой компании – СК «Опора». В-третьих, была продана компания, работающая на рынке ОМС – МСК УРАЛСИБ.

Учитывая то, что исторически рисковый страховой бизнеса УРАЛСИБ доминирующую долю в портфеле занимал моторный бизнес, то отказ от этих видов страхования требовал абсолютно нового подхода к ведению бизнеса, выстраиванию внутренних процессов, разработке новых розничных немоторных продуктов. Именно этим и обусловлена необходимость появления новой компании в составе финансовой корпорации.

– Компания «УРАЛСИБ Страхование» является правопреемницей «СГ УРАЛСИБ» или это две параллельные истории?
– Вы правильно сказали: это две параллельные истории. Путаницу на рынке вызывает единый бренд. Однако компании не являются правопреемниками и их бизнес модели выстроены совершенно по-разному. СК «УРАЛСИБ Страхование» сфокусирована на привлечение нового бизнеса и придерживается западного подхода к бизнесу. В процессе работы мы опираемся на технологичность, прозрачность и эффективность. Деятельность СГ УРАЛСИБ на данный момент больше сконцентрирована на реструктуризации бизнеса.

– Какова специфика деятельности компании «УРАЛСИБ Страхование»? Каковы ее бизнес-модель и ключевые целевые показатели на 2017-2018 гг.?
– Нужно понимать, что компания вошла в состав финансовой корпорации практически пустой, поэтому первоочередной задачей было построение внутренних процессов, проработка эффективного корпоративного управления и операционной модели.

Первый квартал этого года прошел в подготовке и оформлении всех правил и прочей документации на новые продукты. Также первоочередной задачей стало построение прозрачной и эффективной системы корпоративного управления. Сейчас в компании успешно реализована западная модель корпоративного управления с проведением регулярных комитетов, статусов по kpi и тд. Проведена полная регламентация всех ключевых бизнес-процессов, сформированы зоны ответственности разных подразделений, разработана система kpi, которая адаптируется к бюджету компании.

Мы не ставили перед собой недостижимых целей, прекрасно понимая, что в первый год жизни компании необходимо выстроить внутренние процессы, ИТ-структуру, а не гнаться за увеличением портфеля. Тем не менее, нам было важно, чтобы компания оставалась прибыльной для акционера, и мы с этим справляемся. Несмотря на сложную ситуацию на страховом рынке мы показываем хорошую динамику роста. На сегодняшний день поставленные акционером kpi по запуску новой компании выполнены на 102%. Становление компании идет с небольшим опережением относительно запланированных изначально показателей. Если говорить об объемах портфеля, то по итогам полугодия – объем премии по официальной статистике составил 187,8 млн рублей, а по предварительным данным за 8 месяцев портфель составит порядка 460,2 млн рублей. При этом компания показывает положительный финансовый результат. Это очень хороший показатель для старта работы страховой компании.

– Какие сегменты страхования будут ключевыми для этой компании в 2017-2018 гг.?
– Первоочередно мы сосредоточились на развитии розничного бизнеса. При этом основными каналами продаж для компании стали банкострахование, партнерские программы и онлайн.

Компания запустила продажи в рекордные сроки – уже спустя 3 месяца после вхождения в состав ФК УРАЛСИБ. Сначала были запущены коробочные решения по страхованию жилья, от несчастных случаев, страхования ответственности. Позже были разработаны продукты с медицинским страхованием, а также коробочные решения для бизнеса. К середине второго квартала были оформлены продажи онлайн через сайт компании и ипотечное страхование. К третьему кварталу удалось запустить продажи кредитного страхования жизни. Мы запускаем продажи поэтапно, так, чтобы сохранить операционную управляемость компании.

Кроме того, мы постепенно расширяем партнерскую сеть. В настоящий момент мы активно развиваем направление с управляющими компаниями, МФО и федеральными сетями ритейла.

Корпоративный бизнес для нас также интересен, однако мы придерживаемся довольно консервативной андрерратинговой политики и избирательны в принятии рисков. Сейчас мы готовим все документы для получения лицензии на перестрахование.

– Как вы оцениваете развитие онлайн-продаж в настоящее время в России? Планируете ли вы разработку страховых продуктов, предназначенных для онлайн-продаж, в каких компаниях и в каких видах страхования (имущественное, личное, медицинское страхование и др.)?
– Сейчас страховой рынок довольно слабо представлен в digital формате. Однако я уверена, что в обозримом будущем это изменится. Большой толчок к развитию онлайн-канала продаж уже делает е-ОСАГО.

Ключевая проблема онлайн-страхования заключается в отсутствии у клиентов правильной потребительской привычки. Поскольку ОСАГО – это обязательный вид страхования, то я надеюсь, что электронная автогражданка поможет сформировать эту привычку, и для клиента станет обыденным покупка полиса онлайн.

Мы не планируем оставаться в стороне и уже сейчас прорабатываем онлайн-стратегию развития компании на ближайшие два года. Правда сначала мы все-таки выстроим единую ИТ-систему и автоматизируем внутренние бизнес-процессы, поскольку без этого управление массовыми продажами онлайн будет проблематично.

– Какие новые IT решения планируете использовать в страховании и в рамках каких компаний? Будете ли в это вкладываться, какие объемы инвестиций запланированы?
– Мы прекрасно понимаем, что без современных и эффективных ИТ-решений выстроить прибыльный бизнес крайне сложно. Мы активно инвестируем в ИТ и оперативно выстраиваем внутреннюю архитектуру компании.

Мы запланировали целый ряд мероприятий по внедрению новых ИТ-систем. В частности, у нас запущены проекты по внедрению системы по учету договоров страхования, а также систем по бухгалтерскому учету и по подготовке регулярной отчетности для ЦБ. Полностью проект по обновлению основных ИТ-приложений будет завершен в середине следующего года. Также идет проект по внедрению новой b2b системы. Она будет аккумулировать данные по всем видам страхования во всех каналах продаж, кроме директ-страхования. Первый этап данного проекта уже завершен. Реализация этого проекта, в первую очередь, позволит ускорить процесс оформления полисов, облегчить и упорядочить работу с документами, а также существенно снизить наши текущие затраты на оформление страховой документации.

На данном этапе инвестиции в ИТ составляют одну из главных статей расходов компании.

– Страхование жизни сегодня - признанный драйвер страхового рынка. Как вы оцениваете перспективы сегмента инвестиционного страхования жизни - в целом и для компании «УРАЛСИБ Жизнь»? Как в целом планируете развиваться на рынке страхования жизни (новые продукты, каналы продаж и т.п.)?
– Действительно, в последний год положительной динамикой рынок в основном обязан страхованию жизни. Такой успех был во многом обусловлен не очень благоприятными условиями на рынке банковских депозитов. Сейчас ситуация с депозитными ставками несколько иная, плюс ко всему за прошедший год произошло значительное насыщение рынка. Поэтому таких темпов роста, которые мы видели в 2016 году, в этом году этот рынок вряд ли сможет показать. Тем не менее, этот рынок остается очень перспективным. При грамотной инвестиционной политике доходность полисов может действительно стать хороший подспорьем в формировании и преумножении капитала, а значит многие клиенты будут заинтересованы в этом финансовом инструменте.

Что касается «УРАЛСИБ Жизнь», то компания продолжает свой активный рост. В 2016 году компания стала самой быстрорастущей на рынке страхования жизни. «УРАЛСИБ Жизнь» закончила год с прибылью, показав свою финансовую стабильность. Помимо модернизации продуктов и запуска новых страховых программ, команда активно работает над расширением партнерской сети и инвестирует в модернизацию ИТ-систем. Одной из ключевых задач, стоящей перед компанией, является формирование системы онлайн-коммуникаций с клиентом. Мы считаем, что очень важно переводить как можно больше операций с клиентом в онлайн-формат: от покупки полиса до урегулирования. Клиент должен иметь возможность оплачивать взносы, пролонгировать договоры удаленно, без непосредственного участия представителя компании. Кстати, «УРАЛСИБ Жизнь» первой на рынке запустила продажи ИСЖ в онлайне и первой стала проводить идентификацию клиентов через портал Госуслуг. В ближайшей перспективе перевод остальных программ страхования жизни в онлайн. А если говорить про среднесрочную перспективу, то приоритетным для нас является трансформация «УРАЛСИБ Жизнь» из кэптивной компании в рыночную.

– Как вы оцениваете перспективы такого формата страхования жизни, как unit linked - на рынке в целом и для компании «УРАЛСИБ Жизнь»?
– Для долгосрочного роста рынка страхования жизни необходимо делать упор на развитие накопительных программ, которые в настоящий момент не очень популярны у нас в стране. Поэтому изменение законодательства в этом вопросе могло бы стать поворотным. Спрос на инвестиционное страхование показал, что клиентов интересуют альтернативные инвестиции, поэтому возможность появления на рынке так называемых unit-linked долгосрочных продуктов, более гибких в части накоплений, выбора инвестиционных стратегий, а также обеспечивающих финансовую защиту, может придать развитию накопительного страхования жизни новый импульс.

– Планируете ли вы заняться моторными видами страхования в рамках компании «УРАЛСИБ Страхование»? Если да, то какие изменения в компании и на рынке должны произойти?
– Многих на рынке интересует этот вопрос. Конечно, мы тщательно следим за положением дел на рынке ОСАГО и каско и разрабатываем собственные стратегии по моторным видам. Однако автогражданка и каско требуют высокой автоматизации и отлаженной инфраструктуры, которые на данном этапе только начинают внедряться. Кроме того, в утвержденной стратегии развития на ближайшее время ключевыми направлениями все-таки выделяются другие виды страхования. Но мы не зарекаемся, вполне возможно в среднесрочной перспективе «УРАЛСИБ Страхование» начнет работу на моторном рынке. Но, повторюсь, сейчас у нас есть более приоритетные задачи.
 
...