«Смертность» наших компаний-клиентов менее 5% в год, что ниже рынка»

18.05.2017

«Смертность» наших компаний-клиентов менее 5% в год, что ниже рынка»

– Во II квартале 2017 г. для формирования и регулирования формата XBRL будет создана постоянная юрисдикция XBRL в России. Почему потребовались такие масштабные меры для, казалось бы, чисто технологических изменений в деятельности НФО?
– Речь идет об инновационных изменениях, и страховщики пока не знакомы ни с таксономией, ни с новым форматом отчетности XBRL. До этого на рынке не было готовых решений, лишь года два назад стали появляться инициативы регулятора по XBRL. Пока компании не очень понимают, что надо делать. Исходя из количества задействованных форматом XBRL показателей, можно смело говорить о революции для рынка НФО. Вот поэтому и потребовались такие масштабные меры.

– Как Вы оцениваете степень готовности российских страховщиков к переходу на ЕПС и электронный формат представления отчетных данных на базе спецификаций XBRL?
– Компании 2 мая должны были отчитаться по единому плану счетов перед ЦБ. Насколько мне известно, некоторые компании вообще не перешли на ЕПС, некоторые честно признались регулятору, что ошиблись с вендором; часть компаний пошли по пути трансформации (трансляции) отчетности, что ЦБ не приветствует. Совсем немного страховых компаний, где система сдавала отчетность без трансляции, – думаю, меньше половины.

Безусловно, страховщикам нужно полностью перейти на ЕПС, и только потом они будут готовы к XBRL. Это поэтапный процесс, потому что в новом формате либо прописаны показатели отчетности на базе ЕПС, либо указано, с каких счетов ЕПС их следует брать.

– Революционный переход предполагает перестройку всей IT-системы страховщика?
– Да, абсолютно верно. По опыту более 90 компаний-клиентов, драйвером изменений является переход на ЕПС: им надо было перестроить операционную систему, теперь еще отчетность в формате XBRL сдавать. Какую-то часть действовавшей IT-системы компании оставляют – как правило, свою текущую оперсистему, при этом дописывая интеграцию и немного переделывая учет.

– Что дешевле – такая перестройка собственными IT-силами или приобретение новой системы «под ключ»?
– Допустим, у компании есть своя «самописная» автоматизированная система – в любом случае ее сопровождение обойдется дороже, чем покупка готового тиражируемого решения. Когда вы перекладываете заботу об изменениях законодательства на вендора, это несопоставимо по расходам с тем, чтобы своими силами искать такое решение. Тут прямая аналогия с медициной: мы можем заниматься самолечением, но при серьезном заболевании будем ли мы себя оперировать? Можно, конечно, но риски велики. Есть компании, которые все делают сами, но подавляющее большинство обращаются к вендору и покупают коробочные решения.

Это как «подсесть на иглу». Надо четко понимать, что когда страховая компания делает все своими силами, то неизбежно «подсаживается» на конкретных людей и расстаться с ними уже не может.

– Да, сами страховщики признают проблему нехватки IT-специалистов. Насколько она будет лимитировать сроки перехода на XBRL?
– Зависит от подхода. Если страховщик намерен своими силами «тянуть» собственную старую систему, то, вероятно, IT-специалистам компании надо будет изучить новый план счетов, глубоко погрузиться в освоение специфики XBRL. Если довериться специализированной компании, то текущими людскими ресурсами обойтись вполне можно. Будет логичным доверить своим IT-специалистам приемку работ со стороны заказчика: уже не будет идти речь о дорогостоящей переподготовке и, скорее всего, их уровня будет достаточно.

Так что страховщику прежде всего надо определиться, садится он «на иглу» собственной IT-службы или выбирает коробочный продукт – тогда все риски будут минимизированы и к тому же возложены на поставщика.

– И тогда главным будет не ошибиться с выбором поставщика. По каким критериям его выбирать?
– По количеству проданных IT-решений и количеству компаний, в которых эти решения уже обыгрывались. Почему это важно? Когда у компании не больше десятка клиентов, вы неизбежно попадаете в «пилот» и берете на себя роль подопытного кролика, соглашаясь с тем, что на вас будут учиться. Подписывая контракт с компанией, у которой десятки или даже сотни клиентов, вы тем самым получаете доступ к best practice – лучшим практикам, которые уже дали отличные результаты в какой-то иной ситуации и могут быть приспособлены к вашей ситуации. Так вы получаете не только программистов, которые будут кодировать по вашим техзаданиям, – вы получаете опыт, который люди уже получили в других организациях. Такая компания строго следит за изменениями законодательства, своевременно отражает их в системе и точно справится с вашими задачами.

– А кроме наличия опыта?
– Протестируйте продукт – насколько он удобен и понятен. Всегда можно запросить демодоступ, попробовать программный продукт, попросить его продемонстрировать в деле. «Аксиома-Софт» дает демодоступ на 10 дней. На сегодняшний день наши продукты приобрели 97 страховых организаций.

– Насколько конкурентоспособны цены у «Аксиомы-Софт»?
– Самый продаваемый продукт для автоматизации страховых компаний – «1С:Страховая компания 8 КОРП», около 40% страховщиков используют именно его для комплексной автоматизации своей деятельности. Важно и то, что его цена вполне конкурентоспособна – продукты «Аксиомы-Софт» значительно дешевле западных аналогов, решений, выполненных на других платформах. Пользуется спросом «Аксиома:Зарплата и Управление Персоналом Страховых Организаций КОРП»: в расчете зарплаты тоже есть свой отраслевой стандарт для страховщиков, нужно по-особому считать резервы и оценочные обязательства. Решение «АКСИОМА:XBRL» позволяет готовить отчетность в формате XBRL.

Конкурентов в России можно назвать порядка пяти-шести. Я заметил, что на цену жалуются компании, которые впоследствии лишаются лицензий. Мы как-то в конце года посчитали – «смертность» наших компаний-клиентов составляет меньше 5% в год, что заметно ниже, чем в целом по рынку. Нас выбирают жизнеспособные компании. А может, наши продукты обеспечивают повышенную конкурентоспособность.

– Ваши продукты охотно покупают финансово устойчивые компании. От масштаба страховщика цена будет зависеть?
– Все очень гибко. У нас есть основная поставка продукта по фиксированной цене и дополнительные лицензии. Окончательная стоимость продукта зависит от количества рабочих мест. Одно дополнительное рабочее место стоит 15 тысяч рублей. Существует специальная расчетная шкала, по которой чем больше лицензия, тем, естественно, меньше стоимость одного рабочего места – так, например, для лицензии на 100 рабочих мест стоимость одного рабочего места равняется 10 800 рублей. Есть компании, которые обходились одним рабочим местом, есть те, которым требовалось триста: цена продукта сама регулируется под масштаб страховщика. Это общий подход «Аксиомы-Софт» по всем продуктам.

 
Козий Сергей Алексеевич – генеральный директор ООО «Аксиома-Софт».
Компания ООО «Аксиома-Софт» является партнером фирмы «1С» в Москве и Московской области,  Центром разработки тиражных решений для финансового рынка, оказывает комплексные услуги по автоматизации управления и учета на платформе «1С: Предприятие».
...