![]() |
Российские страховщики предлагают выстроить общий страховой рынок в рамках ШОС. Теперь все зависит от встречных шагов со стороны ближайших соседей.
Павел Самиев, эксперт страхового рынка
|
Одним из главных документов, который был принят на проходившем в начале июня в Пекине саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), стала программа по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Похоже, что по вопросам коллективной безопасности странам-участницам ШОС договариваться удается быстрее, чем по проблемам экономического характера. Напомню, что Шанхайская организация сотрудничества основана в 2001 году лидерами России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Несколько стран: Индия, Иран, Монголия, Пакистан, а после последнего саммита и Афганистан - имеют статус наблюдателей. Партнеры по диалогу - Белоруссия, Шри-Ланка и Турция. Общая площадь входящих в ШОС государств - 61% территории Евразии, а население этих государств в совокупности составляет четвертую часть населения Земли. Безусловно, ШОС обладает серьезным демографическим и экономическим потенциалом. Все страны, входящие в эту организацию, так или иначе экономически тесно связаны друг с другом. Эксперты считают, что именно за счет сотрудничества в рамках ШОС в ближайшее десятилетие можно стимулировать рост национальных экономик. Тем не менее вопросы, касающиеся экономической стратегии Шанхайской организации сотрудничества, решаются достаточно сложно. Уже не первый год ведутся переговоры о созданииФонда развития и Банка развития ШОС, которые обеспечат финансовое сопровождение проектов, осуществляемых по линии организации. Еще сложнее продвигается решение задач на "страховом поле". |
По пути интеграцииИдея интеграции национальных страховых рынков стран ШОС неоднократно поднималась на самом высоком уровне. В 2008 году прошла первая международная конференция "Страховое обеспечение социально-экономического сотрудничества государств-членов ШОС". Тогда было принято совместное заявление, в котором участники конференции выразили взаимную заинтересованность в развитии рынка страхования, решении трансграничных проблем и проблем приграничных территорий при помощи инструментов страхования. Были выделены приоритетные направления сотрудничества в страховой сфере. Причем во главу угла поставлена задача гармонизации нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность страховых компаний на пространстве ШОС. Решено было оказывать помощь страховым компаниям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков ШОС, а также в выработке законодательных предложений по повышению эффективности операций сострахования и перестрахования в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Предложений было много. На ура была воспринята и идея формирование единого страхового рынка в рамках ШОС. Однако дальше слов дело пока не пошло. |
Рейтинги против перестраховщиков
Анализ страхового законодательства в странах ШОС подтверждает: несмотря на декларируемые на высоком политическом уровне задачи сближения и унификации страховых рынков, некоторые практические шаги государств-участников приводят к ухудшению условий для взаимодействия страховщиков и де-факто препятствуют экономической интеграции.
![]() |
Наиболее четко эти процессы прослеживаются, по мнению экспертов, в Казахстане. В последние годы здесь происходит последовательное ужесточение страхового законодательства, и это ставит российские страховые компании в дискриминационное положение. Негативные тенденции в страховом регулировании ведут не к сближению и гармонизации страховых рынков стран-участниц организации, а в диаметрально противоположном направлении. По мнению экспертов, есть реальная угроза, что в обозримом будущем страховой рынок Казахстана будет закрыт для российского бизнеса. |
В результате сегодня прямое вхождение российских инвесторов на страховой рынок Казахстана, связанное с приобретением более 10% акций казахстанской страховой компании, фактически запрещено ограничениями, установленными действующим в стране законодательством. Эти требования могут быть несколько смягчены по отношению к нерезидентам из тех государств, с которыми у казахстанского контрольного финансового органа подписаны официальные соглашения об обмене информацией. Однако российским компаниям это вряд ли поможет. Документ, регламентирующий обмен информацией с российской стороной, до сих пор не подписан. И это несмотря на то, что переговоры регуляторов на этот счет ведутся с 2006 года.
Эксперты отмечают и последовательное ухудшение условий для сотрудничества с казахстанскими страховщиками в области перестрахования. Так, с 1 июля 2009 года казахстанские страховые компании могут передавать риски перестраховщикам-нерезидентам только с учетом международного рейтинга. К примеру, для передачи рисков в российскую страховую компанию с рейтингом "ВВВ-" (а такой рейтинг имеют крупнейшие компании), страховщики Республики Казахстан были обязаны заложить в резерв дополнительную маржу в размере 20% от премии, переданной в перестрахование. Однако такие строгие меры не касаются европейских страховщиков, хотя суверенные рейтинги некоторых стран такие же, как у России, и даже ниже. Например, страховщики из Греции, Кипра, Исландии и Испании спокойно могут работать в Казахстане.
Введение норматива по отношению к рейтингам сразу же привело к сокращению объема премий, переданных в перестрахование российским компаниям. В 2010 году по сравнению с 2009‑м этот объем упал на 17,8%.
![]() |
В этом году требования к нерезидентам были дополнительно ужесточены. Так, норматив резервирования был привязан не к размеру перестраховочной премии, а к объему обязательств, переданных в перестрахование, а это значительно увеличивает нагрузку на капитал казахстанских цедентов. Очевидно, что подобные меры негативно скажутся на уровне сотрудничества казахстанского и российского рынков в области перестрахования. |
Вне правового поля
На пути к сближению страховых рынков стран-участниц ШОС нередко встают преграды законодательного характера. А многие вопросы вообще решаются вне правового поля. В Узбекистане, например, российских страховщиков без всякого объяснения причин не пускают на рынок ОСАГО и обязательного страхования работодателей - в наиболее доходные страховые сегменты. Похоже, что в этом вопросе узбекские власти заняли протекционистские позиции, явно не соответствующие духу Шанхайской организации. А это невозможно расценивать иначе, чем как дискриминационный шаг по отношению к российскому бизнесу. Страховщики утверждают, что в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии им постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые находятся вне правового поля. Попытки в этих случаях апеллировать к международному страховому опыту, мнению экспертного сообщества, нормам законодательства и гражданского права, наконец, здравому смыслу результатов не приносят. |
Наиболее яркий пример - судебная тяжба, в которую в Кыргызской Республике были втянуты российская компания "Ингосстрах" и ее "дочка" "Кыргызинстрах". В центре скандала оказалась компания ОсОО "Интергласс", которую протекционистскими мерами поддерживало прежнее руководство Кыргызской Республики. Верховный суд Кыргызской Республики 27 мая 2009 года подтвердил правоту "Кыргызинстрах" и отказал "Интергласс" в иске о взыскании страхового возмещения. Постановление Верховного суда вступило законную силу немедленно после его принятия, являлось окончательным и не подлежащим обжалованию. Однако ситуация, окончательно урегулированная в правовом поле, получила внеправовое развитие. Вопреки законодательству Кыргызской Республики, дело под надуманным предлогом было повторно рассмотрено в Верховном суде, который обязал САО "Кыргызинстрах" возместить убыток. Это решение настолько явно противоречит основополагающим нормам кыргызского и международного права, а дискриминационная направленность действий властей против страховой компании (и ее российского инвестора) настолько очевидна, что на международном рынке страхования и перестрахования возникают обоснованные сомнения в адекватности правовой защиты иностранных инвестиций в Кыргызской Республике. |
Траектория единения
Помимо наших ближайших соседей, в зону ШОС входит также Китай - крупнейшая экономика мира. Страховой рынок этой страны не только достаточно большой, но и динамично развивающийся. По мнению экспертов, у страховщиков из России и КНР большие перспективы для сотрудничества. Как заметил в ходе недавнего визита в КНР президент России Владимир Путин, российско-китайское сотрудничество в многочисленных вопросах уже достигло "беспрецедентной высоты и качества". В 2011 году товарооборот между двумя странами увеличился на 40%. "Нет сомнений, что мы к 2015‑2020 годам выйдем на совершенно новые рубежи", - заявил Владимир Путин. По его словам, стороны будут диверсифицировать взаимную торговлю, наращивать встречные потоки инвестиций, запускать новые инфраструктурные и высокотехнологичные проекты, развивать прямые контакты по линии регионов и бизнес-сообществ. На новые рубежи планируется вывести торгово-экономические связи. За время официального визита Владимира Путина в Пекине было подписано около двух десятков двусторонних документов в важнейших областях сотрудничества: это энергетика, промышленность, банковская сфера, авиастроение, инновационные технологии. Есть надежда, что и в сфере страхования двусторонне сотрудничество России и Китая выйдет на новый уровень. Однако хочется, чтобы это оказалось не просто декларацией. Нужны конкретные практические шаги.
В качестве наблюдателя в ШОС присутствует также и Индия - одна из наиболее активно развивающихся стран. Здесь также значительный, быстро растущий страховой рынок. В сотрудничестве с индийскими страховщиками также очень заинтересован российский страховой бизнес. Однако взаимодействие сторон в этом направлении выстраивается сложно.
Между тем создание единого страхового рынка в рамках ШОС могло бы в условиях финансового кризиса стать фактором дополнительной защиты для национальных экономик. Для координации взаимодействия в сфере страхования на базе Делового совета ШОС уже создана рабочая группа по разработке рекомендаций по оптимизации режимов регулирования страховой деятельности на национальных и региональных рынках в рамках ШОС. Причем российские представители Делового совета активно продвигают идею создания общего страхового рынка в рамках ШОС. Более того, они фактически разработали конкретный план действий для партнеров.
![]() |
По мнению экспертов, прежде всего необходимо создать региональную перестраховочную систему ШОС. Ситуация, сложившаяся под воздействием глобального финансового кризиса в экономиках стран ШОС, предполагает создание регионального комплексного перестраховочного механизма, основанного на принципах открытости национальных рынков с использованием национальной валюты или других средств финансового покрытия убытков. |
Взаимодействие и координация усилий страховщиков, по мнению экспертов, потребуются прежде всего при осуществлении страховой и перестраховочной защиты крупных энергетических (неядерных), гидроирригационных и экологических рисков.
Вторым направлением на пути интеграции страховых рынков может стать страхование инвестиций. Развитие экономик стран ШОС невозможно без привлечения инвестиций. Страховая система защиты национальных и региональных инвестиций должна строиться на комплексном взаимодействии страховых компаний, банков и государств ШОС. Страховые компании обеспечивают покрытие коммерческих и имущественных рисков, а государство в лице уполномоченных государственных банков - покрытие политических и страновых рисков. В случае роста региональных инвестиций может встать вопрос об образовании единого агентства ШОС по защите инвестиций с участием уполномоченных государственных структур, банков и страховых компаний.
Еще одним объединяющим фактором могло бы стать страхование трудовых мигрантов. В условиях финансово-экономического кризиса актуальным становится создание системы страховой защиты здоровья трудовых мигрантов. Отсутствие культуры трудоустройства лишает их возможности квалифицированного медицинского обеспечения в стране пребывания. Введение соответствующей Карты мигранта для граждан стран-членов ШОС, дающей возможность работы на пространстве ШОС (по типу Зеленой карты в США или Голубой карты в ЕС), помогло бы справиться с этой проблемой. Одним из критериев (кроме профессионального уровня и знания языка страны пребывания) для получения Карты должно стать наличие медицинского полиса с покрытием, обеспечивающим получение квалифицированной медицинской помощи в стране пребывания. При трудоустройстве работодателю должно вменяться обязательное обеспечение мигранта страховой медицинской защитой на срок трудового контракта.
Такова канва, по которой российские эксперты предлагают выстраивать процесс интеграции страховых рынков государств-членов ШОС. Двигаясь в этом направлении, страны смогут совместными усилиями преодолеть негативные последствия кризиса и выйти на новый экономический уровень.
Опубликовано в «Президентском вестнике»
№ 112 (5098), 20 июня 2012 г. («Интерфакс»)