«Первого января все только начнется»

22.09.2016

«Первого января все только начнется»

– На каком уровне готовности находится работа по переходу на новый Единый план счетов бухгалтерского учета страховых организаций?
– Я думаю, что 1-го января 2017 года ничего плохого не случится. У всех уже есть какое-то решение и страховые компании смогут как-то выдать информацию Центральному Банку в новом формате, пояснить, и, в случае запроса, подтвердить первичными документами. Это не такая уж сложная задача - трансформировать цифры в соответствии с новыми требованиями. Уверен, что 90 % страховщиков этот вопрос решит. Основная проблема лежит в иной плоскости. Центральному банку необходимо правильно оценивать риски страхового бизнеса. Страховой бизнес сопряжен с бизнесом клиентов, и для того, чтобы оценить бизнес страховой компании, ЦБ необходимо получить глубочайшую детализацию всей отчетности. В особенности -это касается крупных страховых компаний. По набору интегрированных показателей оценить проблему или тенденцию оценить невозможно. Нужна полная прозрачность. И от этого никуда не деться. И все паллиативы с трансформацией данных только скрывают картину для регулятора, да и для топ менеджмента и собственников. И Центральный Банк будет настаивать на полной прозрачности. Я считаю, что первое января - это начало большого пути по переходу на принципиально новую отчетность. Поэтому, никакого кризиса я первого января не жду.

– Возрастут ли расходы средних и малых компаний в связи с введением приближенного к банковскому учета?
– Все зависит от выбранной формы работы в этом направлении. У нас есть проект, когда мы для страховой компании выполняем функции аутсорсинга по ведению учета. Мы у себя устанавливаем систему, регистрируем её, все ведём, а компания воспринимает это как сервис: «завел» договор, нажал кнопку и получил журнал договоров. То есть сегодня такие вопросы определяются управленческим решением. Но это не значит, что у компании не будет своих затрат, сопряжённых с ведением учета. Для того, чтобы ментально перейти на новую систему учета, людей надо переучивать, и это объективно необходимые затраты. Нельзя остаться на рынке, не перестроив полностью отношение к учету и отчетности.

– Какие подходы IT-компаний к реализации работ по единому плану счетов оказались схожими, а какие – отличаются?
– Все компании разделились на две части. Одни перестраивают весь процесс учета, от регистрации договора до отражения в ЕПС, а другие делают таблички и трансформируют туда данные из действующей системы. Страховщик выбирает вариант, руководствуясь множеством факторов. Кому-то акционеры так посоветовали, у кого-то средств в данный момент нет, у кого-то – специалистов, для кого-то страхование – непрофильный бизнес… В этих случаях они выбирают то, что проще. По моему мнению, раз уж мегарегулятор хочет видеть отчетность, приближенную к банковской, давайте забудем о старом плане счетов и все операции, которые влияют на учёт, привяжем сразу к Единому плану счетов. И у вас будет сразу все: ведение бухгалтерского учёта по новому плану счетов, правильный учёт договоров и любая первичная информация, которая и является основой новой системы учета. Понятно, что это более дорогостоящий путь, но движение вперёд и переход на новый уровень всегда требуют затрат.

– Как разделился страховой рынок по выбору решений?
– Я думаю, что рынок разделился на две неравные части. Одни сразу решили перестраивать систему учета, и это примерно 20% участников страхового рынка. Это не обязательно крупные компании, это решение принимаю те, у кого есть долгосрочная стратегия. Другие заняли выжидательную позицию: вдруг что-то изменится, может подешевле можно будет купить новую систему, или вообще решение отменят… Они не саботируют, просто используют возможности переходного периода. И это – оставшиеся 80%.

– В какой степени готовности находится ваш продукт?
– Важно понимать, что поскольку все очень изменилось, никаких готовых решений и коробочных продуктов на рынке нет. Все внедряется буквально «с колёс». У нас в ноябре запланированы завершающие мероприятия, но это не значит, что все готово. Есть какие-то вопросы, по которым нужно разъяснение ЦБ, что-то надо уточнять с заказчиками.

Это длинный процесс с множеством итераций. В настоящее время мы производим миграцию данных, и на них пробуем отчетность. Иными словами, работаем в режиме углубленного тестирования. Предстоит ещё очень многое сделать. На следующий год у нас все люди и проекты уже расписаны. Можно сказать, что первого января ничего не закончится. Начнётся сложный процесс перехода, который мы будем осуществлять в тесном взаимодействии с нашими заказчиками.

Беседовала Елена Фельгенгауэр
...