Централизация агрострахования и региональный аспект

Корней Биждов, президент НСА
12.10.2015
 

Централизация агрострахования и региональный аспект

Начиная с 2016 года, система агрострахования в России вступает в новый этап – централизованной работы по единым стандартам, предусмотренной новой редакцией закона о господдержке сельхозстрахования. Страховщики, предоставляющие услуги по субсидируемому агрострахованию, будут обязаны состоять в едином общероссийском объединении агростраховщиков и работать по общим правилам. Согласно решению ЦБ РФ, такой статус в сентябре 2015 г. получил Национальный союз агростраховщиков. Но перемены не сводятся к сугубо организационным: деятельность союза будет вестись в тесном взаимодействии с органами власти. Правила деятельности объединения, включая вопросы членства и работы гарантийного механизма компенсационных выплат для защиты интересов застрахованных аграриев, будут согласовываться с ЦБ РФ, правила страхования – проходить одновременное согласование с Минсельхозом, Минфином и ЦБ РФ. Таким образом, НСА, продолжая представлять страховую отрасль, де-факто становится единой структурой, которой доверена ответственность выступать исполнителем государственной задачи по организации системы агрострахования.

На региональном уровне также со следующего года должны начаться серьезные изменения. Прежде всего, должна уйти в прошлое практика «монострахования», когда рынок страхования с господдержкой субъекта РФ 100-процентно занят единственной локальной страховой организацией, которой региональный орган АПК создает преференции административными методами. К таким методам относятся как барьеры в предоставлении субсидирования по полисам, выписанным не «правильной» страховой компанией, так и прямое административное давление на аграриев, зависящих от получения господдержки по другим направлениям. Кроме того, отмечено, что регионы, которые не заинтересованы в развитии по-настоящему работающего агрострахования, часто имеют заниженные – не соответствующие риску – ставки субсидирования страховых полисов. Вследствие этого полисы страховых компаний, реально принимающих риски, стоят на таком рынке дороже и субсидируются в меньшей пропорции, чем полисы компании ,предлагающей схемное страхование. Благодаря уже проявившемуся контролю ЦБ, который только усилится при взаимодействии с единым объединением, возможность активной деятельности таких «схемотехников» в 2016 году, как рассчитывает НСА, практически исчезнет. Уход компаний-схемщиков неминуемо обнажит ряд локальных рынков агрострахования, покажет, что в части регионов перед органами АПК встает вопрос дальнейшего развития системы агрострахования с господдержкой . Эта задача, в решении которой НСА окажет регионам всемерное содействие, должна решаться в комплексе. Начинать следует с оценки рисков, которым подвергается сельское хозяйство каждого региона. Сегодня 64% – то есть, почти две трети – рынка агрострахования с господдержкой приходятся на 10 регионов (данные по итогам 1 полугодия 2015 г.) Первые позиции принадлежат таким ведущим аграрным регионам России, как Краснодарский край, Воронежская область, Ставропольский край, Самарская, Белгородская, Республика Татарстан. В основном это регионы с лучшими условиями для земледелия, и связь не случайна: климатические риски и степень агротехнического благополучия региона имеют первостепенное значение для возможностей развития агрострахования. Как правило, аграрии в регионах с высокой частотой наступления катастрофических убытков имеют намного меньше свободных средств, чтобы оплатить страхование, в то время как стоимость полиса в таких регионах очень велика, и страховщики неохотно принимают такие риски.

Примером такого экстремального региона может служить Волгоградская область, в которой осенний сев в состоянии почвенной засухи уже становится нехорошей традицией. Очевидно, что без особой помощи государства такое страхование организовать нельзя. Но сумма убытков предприятий от засухи в Волгоградской области только по прямым затратам за один год превышает объем субсидий, выделяемых региону на агрострахование, за несколько лет. Очевидно, что в таких условиях агрострахование не будет работать на тех же условиях, что и в благоприятном Краснодарском крае. На взгляд НСА, решением для ряда регионов в будущем может стать диверсификация системы с учетом региональных особенностей, с выработкой особых региональных программ. Но без активного соучастия регионов выработать их не получится.

Другие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на агрострахование в каждом регионе, также находятся в значительной степени в компетенции местных властей: это, прежде всего, степень развития применяемых агротехнологий, в том числе степень обеспеченности агротехникой, удобрениями; культура управления сельхозпроизводством – в том числе, формирование достоверной статочетности (до сих пор есть регионы, где отчетность формируется в соответствии с «политической целесообразностью», и страхование в них невозможно по этой причине); стратегия органов АПК по мерам по предотвращению и уменьшению потерь от реализации природных рисков (противопаводковые, ветеринарные мероприятия и др.); степень развития инфраструктуры (в первую очередь, метеостанций) и др.

НСА будет оценивать эти факторы наравне с организацией субсидирования и использовать для их взаимодействия с региональными органами АПК и Минсельхозом РФ. Со своей стороны, НСА по-прежнему остается открыт для взаимодействия как с региональными органами АПК, так и с региональными союзами агропроизводителей по вопросам организации агрострахования, в том числе по вопросам добросовестной работы страховых компаний-членов союза.
 
...