Должна ли возмещаться УТС в ОСАГО?

07:59
9
Недавно Президиум Высшего арбитражного суда принял решение, согласно которому в составе выплаты по ОСАГО должна возмещаться и утрата товарной стоимости автомобиля (УТС).

Считается, что УТС – это последствия ДТП, неустранимые даже в результате ремонта.

С юридической точки зрения, для признания убытка необходимо доказать два обстоятельства: факт и размер убытка. В случае УТС и то, и другое сделать сложно.

Факт убытка. Если автомобиль попал в ДТП, УТС проявляется только в случае, если собственник автомобиля захочет его продать. Существуют тысячи причин, по которым УТС в результате этого конкретного ДТП как ущерб никак себя не проявит:  например, автомобиль попадет в новую аварию, будет угнан, сгорит. В конце концов, в некоторых случаях качество ремонта автомобиля может оказаться лучше заводского.

Размер УТС. Само по себе определение размера УТС – процедура, сильно зависящая от субъективного мнения эксперта. В законе это понятие никак не определено. Основным документом, в соответствии с которым рассчитывается УТС, является методическое руководство НАМИ.

Руководство содержит немало удивительного. В частности, оно определяет, что если машина была полностью перекрашена, то УТС не определяется. Почему? Не ясно. Не определяется УТС и в случае, если автомобилю более пяти лет. Однако не устранимые ремонтом последствия ДТП для старого автомобиля обычно больше, чем для нового. Также УТС не определяется, если, по мнению эксперта, ее размер невелик.

На мой взгляд, УТС – это некая новая категория в сфере права, которая еще не исследована и не определена. В ней присутствуют и упущенная выгода, и определенный элемент наказания, а самое главное – большая доля субъективного мнения эксперта.

УТС может возмещаться и по ОСАГО, и по добровольным видам. Но тогда это должно быть соответствующим образом определено в правилах страхования – как отдельный вид ущерба. Соответственно, и тарифы должны быть рассчитаны с учетом этого.

По теме:
Президиум ВАС: страховщик ОСАГО должен возмещать УТС
С
траховой союз намерен расправиться с УТС в ОСАГО
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
9 комментариев
9 комментариев
  • Урегулировщик
    09:26

    По сути УТС это упущенная выгода, наличие которой каждый раз в каждом конкретной случае должно доказываться в суде. Вы совершенно верно заметили, что владелец автомобиля после ремонта может и не продавать ТС, следовательно никакого реального ущерба на это момент ему не насено.
    УТС придуман в советские времена госстрахом, когда качество ремонтных работ автосервисов оставляло желать лучшего. При этом сейчас современные СТОА осуществляют ремонт с качеством не хуже заводского.
    Понятно, что после разборки автомобиля, которая неизбежна при ремонте, могут появиться скрипы панелей и т.п., но опять же это никак не влияет на потребительские свойства ТС. Получается, что при возмещении УТС страховые компании компенсируют недостаточность качества ремонта СТОА.

  • marysheva
    11:06

    Мне кажется, что УТС — это «компенсация» износа, который исключают из выплаты.
    Думаю, что в скором времени и это на мой взгляд верно, мы прийдем к тому, что все выплаты будут без износа, а УТС, как архаизм госстраха — исчезнет. Сейчас УТС — это какая-то непонятная виртуальная субстанция, отданная на откуп экспертам. Впорчем, эксперты наверно сейчас потирают ладони!

  • Beginner
    13:36

    Урегулировщик, в о чем говорите: "… сейчас современные СТОА осуществляют ремонт с качеством не хуже заводского"??
    А какова стоимость нормо-часа ремонтных работ на этих СТОА?
    А по какой стоимости нормо-часа «урегулировщики» производят расчет страховой выплаты по ОСАГО?
    Полагаю, вам не надо объяснять, что этой выплаты хватит (и то вряд ли) для оплаты ремонта ТС отнюдь не на такой «современной СТОА», а на обычной «универсальной», последствия ремонта на которой, вполне возможно, будут заметны на ТС, что, безусловно, повлечет снижение его цены при продаже.
    Я еще не говорю о других возможных последствиях ремонта, как увеличение затрат на «расходники» — ГСМ, шины и прочее. Да и безопасность ТС после ремонта совсем не увеличивается.
    Именно для того, чтобы компенсировать описанное и должна возмещаться УТС.
    Считаю, что совершенно справедливо.

  • Урегулировщик
    18:01

    Вы говорите об упущенной выгоде. Это не прямой ущерб, поэтому не должен компенсироваться до момента, когда будет доказано, что Вы действительно недополучили денег в результате продажи ТС. Чтобы это понять, отвлекитесь от ситуации со страховой компанией и представьте, что Вы стали виновиков ДТП, ОСАГО не застраховано и при этом Вам предъявляют претензии в отношении УТС. Вы будете его платить или сашлетесь на ГК и возместите только стоимость ремонта ТС пострадавшего с учетом износа? Уверен — поступите по первому варианту… тогда о ченм Вы говорите?

  • A-Nuta
    18:04

    Вы немного забываете про то, что Страховщика не должно волновать, где Вы обслуживаете свой автомобиль, есть закон, в котором написано, что расчёт ведётся по среднерыночным ценам с учётом износа запчастей. и можете ремонтировать свой ВАЗ лохматого года на дилере Мерседеса ;) а УТС — это и упущеная выгода, и неосновательное обогащение, т.к. в методике для суд. экспертов, утверждённой Минюстом указано, что УТС не может расчитываться на авто, которые ранее подвергались ремонтным воздействиям. а какой эксперт будет делать исследование касательно ранее произведённых элементов? никакой. вот и получается, что машину можно бить, ремонтировать, получать УТС по несколько раз за год.
    и потом, при ремонте часто старые детали меняют на новые, износ на них обнуляется. вот и скажите, что продать дороже — старый автомобиль, с начавшейся коррозией и эксплуатационным износом или же автомобиль с обновлённым кузовом?

  • Viento
    00:21

    А по моему мнению, до тех пор пока у нас нет единой ценовой политики и стандартов качества на СТО, пока по закону об ОСАГО выплаты производятся с учетом износа, УТС должна существовать, а взыскивать надо пытаться по-максимуму.
    А что касается факта убытка, то следуя Вашей логике

    Существуют тысячи причин, по которым УТС в результате этого конкретного ДТП как ущерб никак себя не проявит: например, автомобиль попадет в новую аварию, будет угнан, сгорит.

    можно сказать что и существуют тысячи причин, по которым УЩЕРБ в результате этого конкретного ДТП как ущерб никак себя не проявит: например, автомобиль будет угнан или сгорит после ДТП. За что тогда платить?
    Предлагаю в помощь страховщикам ввести в правила обязанность потерпевшего представлять справку о том, что на момент осуществления выплаты автомобиль не числится в угоне. :D

  • Заинтересованный взгляд
    12:29

    Просто надо проверять по базе данных наличие ранее ДТП с данным ТС. И отказывать по УТС в случае повреждений, возникавших в предыдущие периоды.

  • A-Nuta
    17:20

    а Вы уверены, что у Страховщиков есть такая база данных? а по каждому заявлению запросов не напишешься. да и ГИБДД ответить о наличии ранее ДТП, но справки по формам 31,748,154, чтоб проверить повреждения, они не обязаны высылать.

  • Заинтересованный взгляд
    23:45

    Вот для этого есть РСА и работа с его базой. Реальной, наполненной, доступной.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля