Страховой союз намерен расправиться с УТС в ОСАГО

Возглавляемый Александром Ковалем «Страховой союз» (ранее – ССР) намерен добиться исключения возможности возмещать утрату товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. Для этого, в частности, союз собирается до конца года инициировать внесение изменений в закон об ОСАГО.

23:30
30
Страховой союз хочет исключить возможность возмещения УТС в ОСАГО.
Как уже сообщало АСН, недавно Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) рассмотрел дело о взыскании суммы выплаты по ОСАГО с учетом УТС и счел, что УТС должна возмещаться страховщиком.

Вопрос о возмещении УТС в ОСАГО является спорным. В 2006–2007 гг. Высший арбитражный и Верховный суды решили, что УТС – реальный ущерб, который должен возмещаться в рамках обязательной «автогражданки» (действовавшая тогда редакция закона об ОСАГО предусматривала компенсацию именно реальных расходов). После этого закон об ОСАГО был изменен. Вступившие в 2008 г. в силу поправки к нему определяют подлежащий возмещению ущерб как расходы, необходимые для восстановления автомобиля. В результате единообразие в вопросе возмещения УТС по ОСАГО снова пропало.

По мнению президента Страхового союза Александра Коваля, УТС не должна возмещаться в рамках ОСАГО. «Нет такой экономической категории, как товарная стоимость. Как можно возмещать то, чего не существует в природе?» – удивляется Александр Коваль.

Страховой союз намерен инициировать внесение в закон об ОСАГО изменений, дополнительно уточняющих убытки, которые подлежат возмещению. Кроме того, союз намерен попросить Верховный суд разъяснить, как должна определяться «утрата товарной стоимости». Эту работу объединение проведет до конца года, заявил 11 сентября журналистам Александр Коваль.

По мнению опрошенных АСН страховых юристов, уточнение подлежащих возмещению убытков в законе об ОСАГО действительно позволит страховщикам не возмещать УТС.

Во взглядах на целесообразность возмещения УТС в рамках ОСАГО юристы разошлись.

«Происходит ли уменьшение стоимости автомобиля из-за самого факта произошедшего с ним ДТП – вопрос субъективный. Далеко не всегда технические характеристики автомобиля после ремонта становятся хуже, иногда даже случается наоборот», – говорит партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.

«Сумма УТС может быть взыскана непосредственно с виновника ДТП. Поэтому я сторонник того, чтобы она выплачивалась по ОСАГО. Не логично, что страховщик виновника ДТП оплачивает только часть расходов на покрытие убытков», – считает старший партнер «ЛексФинанс Груп» Кирилл Гацалов.

По теме:

Президиум ВАС: страховщик ОСАГО должен возмещать УТС
Блог Сергея Дедикова. Должна ли возмещаться УТС в ОСАГО?

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
30 комментариев
30 комментариев
  • Ведьма из Блэр
    09:18

    Бедные страховщики!

    ОСАГО — и так сплошные убытки, а тут с них еще УТС пытаются содрать. Как жить? Надо срочно основать секту тех, кто верит, что Автомобиль После Ремонта Лучше, чем До (АПРЛД).

    • Алексей Трутов
      09:47

      Ну вообще-то утрата товарной стоимости — действительно странная категория вреда.

      Это как если бы я сломал в ДТП, например, ногу, и требовал бы с виновника компенсации за то, что не смогу со сломанной ногой научиться танцевать в балете. А значит, лишусь потенциальных гонораров, которые мог бы получить за выступления в Большом театре. Это же бред.

      • cds-boss
        10:30

        Это конечно верно, но автомобиль после ремонта действительно продается обычно дешевле, чем тот, который ремонтному воздействию не подвергался.

        • драконья ферма
          10:40

          а если вдруг представить себе на секундочку, что его не собираются продавать? или после любого ремонта надо немедленно продавать любой автомобиль?

        • Kutёk
          11:11

          Кстати, покупатель еще должен догадаться, что автомобиль битый. Не так это все просто для обыкновенного гражданина. Мне недавно предложили отличную машину, да была в кузовном ремонте, царапины там, бампер задели, крыло притерли. Смотрел, геометрия в порядке, зазоры тоже в пределе нормы, а потом знакомый ремонтник этого сервиса типа по секрету рассказал, что машина хорошо битая с двух сторон одновременно (видимо в групповухе поучаствовала). Вопрос — надо было торговаться чтобы у продавца возник УТС?
          А если бы у меня не было знакомого в сервисе — был бы УТС по ОСАГО?

  • Владислав Петрокас
    10:13

    Столь общественно значимый Закон не должен создавать разницу между фактическими убытками, понесенными потерпевшим (и которые он законно предъявит страхователю), и тем, что будет возмещено по полису страхования ответственности. Соответственно, объем возмещаемых убытков по условиям страхования должен быть аналогичен тем, которые были определены в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.
    Страхование ответственности всё же защищает имущественные интересы страхователей в связи с их обязательствами по возмещению вреда третьим лицам, поэтому крайне нелогичным, когда Закон обязывает их страховаться, но при этом будет говорить о том, что покрытие будет весьма и весьма неполным в достаточно стандартных и даже обыденных ситуациях.
    На мой взгляд, регулирующие органы должны над этим задуматься и, возможно, проявить соответствующую законодательную инициативу.

    • Алексей Трутов
      10:18

      А по-моему, УТС не должно возмещаться и в рамках Гражданского кодекса. Потому что это странный, придуманный вид вреда.

    • драконья ферма
      10:27

      существует миллиард косвенных убытков, которые тоже можно было бы возмещать в рамках осаго — расходы на звонки с места дтп, расходы на кофе и макдональдс пока ждем дорожную полицию, химчистка офисной одежды потому что пока ждали гибдд и ели макдональдс — пошел дождь и капнул кетчуп, сорванный и уже оплаченный визит в фитнес клуб, к врачу, к стилисту, к любовнице. почему бы жадным страховщикам все это тоже не оплатить?

      • Владислав Петрокас
        10:36

        В рамках гражданского законодательства должны быть возмещены понесенные убытки. Их размер необходимо доказать потерпевшему и, если необходимо, обратиться в суд, который вынесет соответствующее решение. Если соответствующий размер убытков будет присужден судом, то я не вижу причин, по которым они не могут быть возмещены в рамках обязательного страхования, иначе страхователь, имея соответствующий полис, будет вынужден всё равно доплачивать из своего кармана возникшую разницу.
        Для обязательных видов страхования, на мой взгляд, это не совсем правильно.

  • Senya
    10:19

    Изобретение велосипедов и применение костылей в законах похоже конек нашей страны…

  • Страховая Кракозябра
    10:21

    Зачем городить такие сложности c УТС? Хотите честного ОСАГО — заставьте страховщиков выдавать направления на ремонт и все будет в шоколаде.

    • Сергей Гущин
      10:53

      Если даже страховая компания за свой счет полностью оплатит ремонт пострадавшего автомобиля, у потерпевшего есть возможность взыскать по суду УТС со страховой компании. И такие «сознательные» клиенты находятся.

  • Иван Живопырко
    10:27

    Даже не знаю, что лучше — «СС» или «ССР». И то, и то звучит зловеще и агрессивно. Но первое еще и оттенками враждебности обладает

  • Kutёk
    10:48

    Пусть седоки Бентлей и Континенталей переживают за свой УТС. Народ ездит на Жигулях и АУДИ 80, а этим ведрам с гайками УТС может присниться только после психоделичекого бензина.
    Так что Александру Павловичу респект. Пусть страховщики лучше деньги ОСАГО тратят на выплаты по здоровью граждан. Кстати, может быть сразу до кучи внесем логически понятный порядок возмещения вреда по жизни и здоровью? Тогда бы одним выстрелом всех зайцев, в смысле проблем подстрелили.

  • Дисыч
    11:06

    Давайте будем последовательны ЕСЛИ взыскивает УТС со страховщика по ОСАГО, то — УТС это убыток который может быть, когда нибуть, потом, если захочешь, понесет владелец ЕСЛИ будет продавать машину, ЕСЛИ в нее не въедут еще несколько раз, ЕСЛИ покупатель не лох и заметит битость, ЕСЛИ машину не угонят, и еще миллион ЕСЛИ могу привести. Таким образом, если произошло вышеперечисленное, то страховщик может трясти с терпилы неосновательное обогащение :idea :? Я прав? Если прав то маразм наших судов крепчает день ото дня

  • Заинтересованный взгляд
    02:19

    2 ДФ

    Предположим, что УТС всё же существует.
    Тогда его можно проследить по статистике продаж аналогичных авто без повреждений и с предыдущим восстановительным ремонтом.
    Практика и опыт показывают, что за битые машины можно сбивать цену, т.к., как правило, качество ремонта на подавляющем большинстве СТОА всё-таки хуже, чем то, что делается на заводе-изготовителе.
    Таким образом ущерб как бы есть, но его реально владелец получит только в случае продажи автомобиля. Хотя существует мнение, что отремонтированные части и детали кузова имеют меньший срок службы, быстрее придут в негодность и автовладельцу придется раньше избавиться от такого автомобиля.
    Именно поэтому нельзя УТС рассматривать как косвенный ущерб, а только как дополнительный прямой — как эвакуатор с места ДТП и пр.

    Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005

    «…Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает право владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации…»


    С другой стороны при существующей частоте ДТП виновнику крайне сложно будет находить для «битья» совсем неотремонтированные легковые машины со сроком эксплуатации до 5 лет, чтобы говорить о такой уж катастрофе и страшном росте убыточности по ОСАГО.

    В приложении пример с расчетом УТС по годичному Опелю.
    Как легко заметить УТС составил 2,3% от стоимости автомобиля и 7,3% от стоимости ремонта. Проверяя по базе данных, был ли автомобиль ранее участником ДТП, вполне можно отказывать в большинстве случаев. Да и автомобилей до 5 лет не так уж много в общей массе авто.
    Даже, если надо платить, то не вижу тут проблемы, ради которой столько шума поднимать. Лучше платить пострадавшим, чем комиссии раздувать.
    http://www.apex-gr...

    • Старик-оффтопер
      09:14

      мне с точки зрения женской логики непонятна природа УТС, если речь не идет о продавце товара.
      а платить пострадавшим все равно придется, даже если ни фига непонятно, потому что закон все равно круче логики, даже женской.

  • Иван Живопырко
    09:28

    Да и автомобилей до 5 лет не так уж много в общей массе авто.


    Если

    (а) общее количество авто принять за 30 млн, учесть, что
    (б) парк пополняется 2 млн машин в год и сделать допущение, что
    (в) весь парк пополнялся такими темпами,

    выходит, что треть парка — авто сроком до 5 лет. Вот, 1/3 это много или мало?

  • A-Nuta
    18:08

    а если почитать методические рекомендации для судебных экспертов, утверждённые Минюстом, то там написано, что УТС рассчитывается на машины, которые не ремонтировались ранее. а если учесть, что УТС начисляют на машины сроком до 3-х лет отечественного производства и 5-ти лет- иностранного или износ не превышает 35 %, то на многие машины, вообще, не положен УТС. однако, УТС считают всем, не заморачиваясь о том, был ли ранее ремонт этой машины.

  • Заинтересованный взгляд
    02:52

    2 Иван Живопырко

    Видите ли Иван, цифры несколько другие (см. таблицу).
    Не треть, а только пятая часть новых авто в общем парке. При этом новые авто страхуются по КАСКО, а там частота выше 30% — обычное дело. Значит через 3 года практически нет «ни разу не битых» авто. А это говорит, что тогда на УТС может претендовать не более, чем 1/10 часть автопарка страны. И хоть какие-то значимые суммы будут только по 1-2 годичным ТС, а на автомобили с бОльшим сроком эксплуатации УТС уже такой незначительный, что серьезно на убыточность вида повлиять не может никак. Колебания будут в размере погрешности расчётов тарифа.

    photo

  • Вадим Лютенков
    11:54

    Когда-то известный цивилист Д.М. Генкин разъяснял, что «Конкретное правоотношение между двумя людьми по продаже-покупке какой-либо вещи, создается не по тому, что в гражданском кодексе имеется норма о договоре купли-продажи, а потому, что у одного лица возникает экономическая потребность купить эту вещь, а у другого лица – продать ее».

    Так же и с УТС. Не знаю, зачем надо страховщикам постоянно изобретать новые способы по отказу страхователям в удовлетворении их вполне законных и нормальных требований по получению адекватного страхового возмещения.

    УТС (потеря стоимости битого транспортного средства) реально существует. С этим надо не «бороться», а принять как данность, и действовать в общих интересах с учетом этого факта. Такая «борьба» страховщиков за «отмену УТС» лишний раз подчеркивает недобрые намерения страховщиков в отношении своих страхователей. И недобросовестные методы продвижения своих интересов на законодательном уровне.

    • Заинтересованный взгляд
      19:54

      Вадим,
      если не оспаривать сам факт наличия УТС и абстрагироваться от методики его расчёта, то когда по вашему мнению данный ущерб должен рассчитываться и когда выплачиваться:
      1. сразу после ДТП
      2. после восстановительного ремонта
      3. после продажи ТС
      4. никогда, если ТС продолжает эксплуатироваться более чем возраст Х лет
      5. ваш вариант

      • Вадим Лютенков
        10:23

        1) По моему мнению, данный ущерб должен рассчитываться страховщиком и соответственно выплачиваться с общей выплатой страхового возмещения.

        2) Методика расчета УТС должна быть улучшена, в том числе в сторону расширения охвата сроков эксплуатации ТС, например, до 15 лет. Я считаю, что 5-и летний период ничем не оправдан, и не соответствует реалиям жизни.

        3) Продажа ТС к УТС отношения не имеет. Давно решен вопрос, что владелец ТС, получив денежную компенсацию причиненного ущерба, не обязан ремонтировать ТС, а может его продать в том состоянии, в каком оно находиться. Это правомочия собственника.

        Представление, что УТС является видом упущенной выгоды безосновательно. УТС является уменьшением потребительской стоимости ТС, что нарушает право владельца ТС, даже при том обстоятельстве, что ТС в момент выплат не продается, и не будет продаваться в обозримом будущем. По сути УТС является невосстановимой частью повреждения имущества, или частичной его утратой. Именно поэтому ВС РФ отнес УТС к реальному ущербу, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля.
        Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации.

        Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1 ст.15 ГК РФ).
        В данном случае происходит возмещение убытков в меньшем размере, так как такое возмещение по ОСАГО предусмотрено законом, а по КАСКО — договором. А в силу необходимости гармонизации отношений страхователей и страховщиков необходимо переходить к полному возмещению причиненных страхователю убытков. И лучше перейти к модели «новое за старое», практикуемой в развитых странах.

        На мой взгляд, такая правовая позиция понятна, логична, отвечает требованиям здравого смысла, полностью соответствует законодательству РФ.

  • похожий на прохожего
    13:36

    во тне знаю, что еще господа сутяжники захотят получить… И нравственные страдания они переживают, мобильники ломают, штаны рвут. Даже свечки на похороны считают. У него жена погибла, а он подсчитывает, сколько тапочки стоили. Так иногда противно исковые читать

  • Дмитрий!
    14:59

    Очень показательная статья и не менее показательная дискуссия. Еще раз убеждаюсь в том, что об УТС не имеют понятия не только большинство страховщиков, но и практикующих юристов. Это печально. Между тем, методологическая база для определения стоимости восстановительного ремонта, а равно и размера УТС, на сегодняшний день достаточно развита и общедоступна. К примеру, в действующей методике Минюста приведено четкое понятие УТС, скорректированное в соотв. с постановлением Пленума ВС, а также вполне понятный для обывателя алгоритм расчета этой величины. Вопреки распространенному мнению, УТС не имеет отношения к возможной потере стоимости АМТС при его возможной продаже. Потому что УТС — это не упущенная выгода, а реальный ущерб.

    Справедливости ради и в целях экономии времени я процитирую здесь формулировку УТС приведенную в методике Минюста:
    «Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средству будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.»

    Если очень кратко: УТС — Это производные убытки причиненные владельцу автомобиля по причине несовершенства технологии восстановления АМТС. В мире нет ничего совершенного.

    • Вадим Лютенков
      15:50

      Дмитрий, все верно, поддерживаю…
      Не понимаю, зачем страховщикам это непродуктивное мероприятие вокруг УТС?

    • Старик-оффтопер
      15:55

      я правильно понимаю, что не все виды работ по восстановлению тс влекут за собой утрату товарной стоимости? иногда ведь не влекут?

      • Дмитрий!
        17:03

        Совершенно верно. Именно поэтому в методике по расчету УТС оговорены подобные условия. И до тех пор пока страховщик и страховой юрист не будут открывать и читать методическую литературу, советоваться с автоэкспертами, относиться к расчету СВР и УТС как к «шаманству», будут появляться подобные, ИМХО, некомпетентные статьи.
        За излишнюю критику сорри. Согласен, в наше время очень трудно находить достоверную информацию в потоке бредятины. Никто не может знать всего. Даже все вместе мы не знаем и половины.
        Если есть конкретные вопросы в части автоэкспертизы — велкам.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля