Необычайные приключения туристки из Казани в итальянском госпитале, российской страховой компании и татарстанском суде

Жительница Казани оповестила посольство Италии в России о том, что оно впускает в свою страну россиян - потенциальных неплательщиков.

[Начало истории - здесь]

08:00
Вечерняя Казань Марина Юдкевич
Летом 2015-го Наталья Щербакова, на тот момент преподаватель КФУ, поехала в отпуск в Италию. На 45 дней. Такая продолжительность турпоездки у нас, к сожалению об ограниченных финансовых возможностях соотечественников, требует пояснения. Преподавательский отпуск длинный, и Наталья - заядлая путешественница - всегда старалась использовать его по максимуму для погружения в жизнь очередной страны, благо привыкла экономить: сама ищет и бронирует место для проживания, сама готовит там еду… Сограждане, покупающие путевки в турагентствах, сильно удивятся, узнав, во сколько раз дешевле заграничный отдых на таких условиях.

Единственное, на чем путешественница не могла сэкономить, - медицинская страховка для выезжающих за рубеж. Это уже требование законов, и вполне справедливое: с любым человеком мало ли что может случиться, а вот немедленно оплатить неотложное лечение в европейской клинике в состоянии далеко не любой.

Словом, 24 июня Наталья Щербакова отбыла в Италию, рассчитывая 7 августа вернуться в Казань. Но в 20-х числах июля началось то, на что женщина совсем не рассчитывала...

Кожа у нее начала желтеть. Пару дней не мнительная по характеру Наталья относила это на счет того, что в то время она в городке Сальсомаджоре-Терме принимала йодистые ванны. Но затем пожелтели уже и склеры глаз… а 26 июля туристка из Казани пропутешествовала в карете скорой помощи в город Фиденца, в больницу Ospedale di Fidenza.

ЛЕЧИТЬСЯ В ИТАЛИИ...

В этой небольшой больнице, сделав все положенные анализы, у российской туристки констатировали обструктивную (механическую) желтуху. Но это, понятно, лишь симптом, а в чем причина того, что печень пациентки внезапно перестала справляться со своими функциями, тамошние врачи разобраться не могли.

- Сказали, что меня оставляют в больнице, а я: да как же, у меня ведь вещи в отеле?! Об этом даже не думайте, отвечают. Больница сама связалась с отелем, и все вещи сразу привезли. А я, конечно, сразу позвонила своему страховщику - в компанию «ВСК», продавшую мне медицинский полис перед поездкой… Там мне заявили: «Ваш случай с гепатитом вообще не страховой, полис почитайте!»… В их полисе сказано, что он не предусматривает оплату лечения гепатита С (видимо, в этой страховой компании полагают, что эта болезнь - исключительно кара за недостойное поведение), но ведь механическая желтуха к вирусному гепатиту вообще не имеет отношения! - рассказывает Наталья Щербакова, до сих пор, похоже, поражаясь контрасту между отношением итальянской больницы к «чужому» пациенту и отношением российского страховщика к своему клиенту…

Как бы то ни было, выяснить причину состояния русской пациентки врачам больницы Фиденцы не удавалось. Щербакова лежала там месяц, и ей становилось все хуже.

- И вот завотделением говорит: «Мы вас отправляем в Болонью», - вспоминает Наталья. - А болонская клиника Сант'Орсола - это же совсем другой уровень, одна из лучших клиник в стране - при Болонском университете!.. И там знаменитый хирург профессор Антонио Пинна, посмотрев меня, сказал: «Срочно оперируем, промедление может быть фатальным»…

Операция по удалению доли печени была назначена на 7 сентября, шла девять часов и была удачной. Но до полной выписки было еще далеко, а тем временем у Натальи истек срок визы…

- Так врачи мне и визу продлили! Как это было: профессор поручил это своему интерну, а тот говорит: «Хорошо, позвоню в российское консульство». Я попыталась ему объяснить, что в наше консульство обращаться бесполезно, так он не поверил… В консульстве в помощи отказали, конечно. И этот парень сам бегал по иммиграционным службам, заполнял для меня анкеты… В конце концов мне принесли мой паспорт с видом на жительство! А у меня состояние было такое, что мне все равно...

Наблюдая послеоперационное состояние пациентки, доктор Пинна распорядился оставить ее после выписки из стационара на амбулаторном наблюдении. Но жить ей было уже негде... И нашу туристку приняла благотворительная гостиница, которая в принципе не селит иностранцев, но для русской в безвыходном положении, за которую просила больница, сделала исключение...

В начале ноября 2015-го Наталья Щербакова вернулась наконец в Казань. В феврале 2016-го пришел счет из клиники в Болонье: 14906 евро. Ее полис, купленный перед поездкой в Страховом акционерном обществе «ВСК», предусматривал лимит в 30 тысяч евро.

Кстати, первый госпиталь - в Фиденце, где Наталья лежала больше месяца, даже счета не прислал. Как-то, видимо, у них там, в Италии, не принято требовать деньги за услуги, которые не помогли, а вот помочь больному человеку услугами, которые врачи в принципе оказывать не обязаны, - запросто! Все-то у этих иностранцев не по-людски, в смысле, не по-нашему...

…И СУДИТЬСЯ НА РОДИНЕ

Наталья Щербакова предъявила в казанский филиал ВСК свои медицинские документы и счет. И... получила отказ в оплате.

Официальное объяснение отказа оказалось таким: во-первых, «не представлены документы, подтверждающие оплату счета» самой Щербаковой, а ведь договор страхования, предлагаемый ВСК, предусматривает именно возмещение расходов, уже понесенных застрахованным... А во-вторых, представленный счет за лечение в больнице в Болонье с 1 сентября по 8 октября «не подпадает под сроки действия полиса 24 июня - 7 августа»...

Но сам-то страховой случай - возникновение заболевания и обращение за неотложной медпомощью - произошел 26 июля, и в «болонской» истории болезни это зафиксировано, возмутилась Наталья. И с требованием обязать страховщика отправить на счет клиники Сант'Орсола указанную в счете сумму обратилась в суд.

- В Московском райсуде Казани процесс шел целый год, - рассказывает она. - Чтобы установить, могла ли я перед поездкой за границу знать о возможных проблемах с печенью (то есть исключить вероятность мошенничества), была назначена экспертиза. И Республиканское бюро судмедэкспертизы выдало заключение: каких-либо объективных признаков этого заболевания до поездки не было.

Представитель страховой компании в суде по-прежнему ссылался на правила страхования, действующие в ВСК: компания лишь возмещает расходы на лечение, уже понесенные самим застрахованным, - это в принципе, а конкретно в случае Натальи не должна платить вообще ни на каких условиях, ибо ее лечение происходило после даты окончания срока страхования...

Решение было вынесено райсудом лишь в апреле 2017-го, и оно оказалось в пользу Щербаковой. Судья Николай Захаров постановил: аргументы страховщика не могут быть приняты по внимание, поскольку сам страховой случай - доставка застрахованной в больницу в связи с резким ухудшением самочувствия - произошел в период действия страхового договора. Тут он сослался на определение Верховного суда РФ: «при выявлении страхового случая... за пределами срока действия договора» застрахованный «имеет право на страховую выплату, если вред был причинен либо начал причиняться в период действия договора». Словом, страховщик должен заплатить.

ВСК с этим решением не согласилась - и на сторону страховщика встал Верховный суд РТ, отменивший решение Московского райсуда. Коллегия судей ВС РТ под председательством Альфреда Мирсаяпова наличие страхового случая отрицать не стала, сосредоточившись на священном праве страховой компании написать для себя любые правила: если в них написано - возмещаем только уже понесенные расходы, то больной должен сполна оплатить лечение сам, а уж потом, может быть... В общем, подписывая договор, особенно внимательно читайте то, что написано мелким шрифтом, как мы и слышали многократно.

«Я, конечно, подам кассационную жалобу», - говорит Наталья Щербакова. Хотя реальной угрозы, что ее спасители из клиники в Болонье станут взыскивать 15 тыс. евро с нее самой, скорее всего, не существует (как бы они это сделали практически?), зато будущие проблемы с шенгенской визой весьма вероятны!

- Если так и дальше пойдет, то любой, выезжая за границу, должен будет кроме страховки иметь при себе десятки тысяч евро или долларов, которых у большинства граждан России просто нет. Человек, находящийся при смерти и имеющий страховой полис, не должен думать о том, сможет ли он оплатить работу врачей, - в этом суть медицинского страхования! - рассуждает Щербакова. - И смотрите: на больнице, где меня спасли, уже висит неоплаченный счет русского пациента... В следующий раз они скажут: «От этих русских одни проблемы», - и с каким отношением к себе будут там в дальнейшем сталкиваться граждане нашей страны?..

...Пока в истории Натальи Щербаковой итальянцы продолжают демонстрировать лучшие свойства своего национального характера: «Я им все время пишу, в каком состоянии мой судебный процесс со страховщиком, и они все терпят»...

Кроме того, она написала и консулу Италии в Москве. Сообщила на своем примере, как итальянские власти, доверяя представленным при получении визы страховкам россиян, впускают в свою страну без вины виноватых потенциальных неплательщиков. Ответа пока не получила: возможно, весь консульский отдел посольства слег на больничные койки, представив, что отныне им придется читать то, что написано самым мелким шрифтам в российских договорах...
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля