Первым из подразделений ФСФР наказать страховщиков по такой схеме попыталось Северо-Западное отделение службы. Его иски были поданы против страховых компаний «Росгосстрах» и «ТЭСТ-ЖАСО» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП (работа с нарушением условий, предусмотренных лицензией). Эта статья предусматривает наказание в виде предупреждения либо штрафа в размере 30–40 тыс. р.
В обоих случаях первопричиной действий ФСФР стали жалобы на страховщиков, поступившие от одного и того же лица – ООО «Автоконтроль». В жалобах фирма указала данные полисов, проданных страховщиками без проверки факта прохождения страхователем техосмотра. Реагируя на жалобы, ФСФР потребовала от страховщиков предоставить документы, подтверждающие законность заключения договоров.
В процессе ответа на запрос «Росгосстрах» расторг указанный в жалобе договор, следует из материалов дела. «ТЭСТ-ЖАСО» в ответ на запрос сообщило, что в связи с отсутствием у страхователя документов, подтверждающих прохождение им ТО, указанный в жалобе полис ОСАГО ему выдан не был. Страховщик отметил, что этот полис был признан испорченным, а взамен страхователю выдали 20-дневный полис для следования к месту регистрации автомобиля. К новому полису не было приложено заявление на страхование, что ФСФР также сочла нарушением закона об ОСАГО.
Несмотря на то, что в обоих случаях суд признал нарушение страховщиками страхового законодательства, в удовлетворении исков ФСФР было отказано. Суд отметил, что срок давности для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП составляет три месяца с момента совершения правонарушения – т. е. с момента выдачи полиса. Из-за необходимости отправки запросов в компании, подготовки и подачи иска, а также времени на рассмотрение иска судом, этот срок был пропущен. В первом случае между продажей полиса ОСАГО и вынесением судом решения прошло пять месяцев, во втором – чуть больше четырех.
Опрошенные АСН страховые юристы полагают, что нарушение трехмесячного срока давности – веская причина для отказа в иске.
«Если суд установил, что срок давности привлечения к ответственности нарушен, то восстановить его не удастся, как и оспорить это решение в вышестоящих судах», – говорит партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.
«На мой взгляд, привлечение страховщика к ответственности по этой статье КоАП вообще неправомерно. Хорошо, что это не удалось сделать хотя бы по такой причине, как истечение срока давности», – считает управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.
Сейчас в арбитражном суде Ростовской области находится несколько аналогичных исков отделения ФСФР в Южном федеральном округе к страховой компании «Эни».
Штрафы не поспели в срок
Попытки ФСФР наказывать страховщиков за продажу ОСАГО без ТО, привлекая их через суд к ответственности за работу с нарушением лицензионных условий, пока не увенчались успехом. Причина – небольшой срок давности для подобных дел: всего три месяца со дня продажи полиса.
Замечательно, по-моему, попало ТЭСТ-ЖАСО: нарушения закона о ТО не было, однако к новому полису не было приложено заявления! Мне бы на месте их агента тоже в голову бы не пришло, что вот только что человек заполнил одно заявление — и надо его сразу заставить заполнить еще одно.
Ну слава богу. В три месяца со дня выдачи полиса ФСФР, по-моему, ни за что не уложиться. Это ж фактически (с учетом того, что суд с момента подачи заявления должен рассмотреть дело в течение месяца) максимум два месяца на все-про все, а доки все же должны идти везде почтой. Так что слава Почте России, она наш спаситель.
Ахха
А будете ругаться — совсем не пойду!
Мда…
На сколько мне известно, ск эни весь 2012 год торговала полЮсами без ТО. Получили прибыль в несколько десятков миллионов и, может быть, отделаются штрафом, что ооооочень сомнительно. Мои агенты уговаривали страхователей на ТО, а они шли в эни.
ВЫВОД:
Потеря сборов и клиентов.
А кому это надо?
фсе, теперь даже штраф им не грозит, судя по всему. И правильно — нечего мучить клиентов этим вашим ТО.
Полеты чиновничьего, правоприменительного творчества вызывают восхищение! Но кроме КОАП РФ у ФСФР много других инструментов чтобы приструнить«нашкодившего» страховщика. Почему не пользуются? Вопрос к руководству ФСФР! Не могут или не хотят???
Можно посмотреть вариант злоупотребление…
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах