Клиенту страховой компании вредно много знать

08:17
10
Сергей Гущин
Генеральный директор, Страж
Два месяца назад я выступил здесь с предложением обязать каждую страховую компанию размещать на своем сайте сведения о принятых против них судебных решениях о взыскании страховых выплат. Поскольку многие тогда поддержали эту идею, я обратился с этим предложением в Администрацию Президента РФ, минуя ФСФР (мне казалось, что мое предложение не вызовет у надзора большого воодушевления).

Каким-то образом эта информация просочилась в СМИ. Хотел бы проинформировать общественность о первых результатах.

Сотрудник Администрации Президента РФ перенаправил мое обращение в ФСФР «в соответствии с компетенцией по разрешению поставленных в нем вопросов».

ФСФР сообщила, что «обязанности страховщиков определяются федеральными законами, в связи с этим перечень информации, которую страховые организации обязаны размещать на сайте в сети Интернет, также должен устанавливаться федеральным законом». Однако оценку сути моего предложения ФСФР давать не стала и 9 апреля переслала его в Минфин для рассмотрения.

Ответ из Минфина пришел 14 мая за подписью директора департамента финансовой политики С. В. Барсукова. Суть ответа следующая:
 
  1. По закону об обеспечении доступа к информации о деятельности судов, судебные решения и так размещаются в Интернете
  2. Информация о судебных решениях о взыскании выплат со страховщиков является актуальной в первую очередь для органа страхового надзора. Он вправе включить ее в отчетность, представляемую страховщиком в соответствии с п. 4 ст. 28 закона «Об организации страхового дела в РФ». Что касается клиентов страховых компаний, то «размещение  указанной информации не скажется существенным образом на осведомленности потребителей о страховых организациях, их финансовом положении и условиях предоставляемых им услуг».
  3. Кроме того, согласно новым поправкам к закону об организации страхового дела (приняты в первом чтении 21 января 2012 г.), страховщики обязаны будут размещать основную информацию о себе на сайте. А именно будут публиковаться, в частности:
  • общая информация о компании;
  • данные о ее руководстве и участниках;
  • сведения о правоустанавливающих документах;
  • данные о правилах и видах страхования;
  • бухгалтерская отчетность;
  • информация о присвоенных рейтингах;
  • сведения об участии компании в профессиональных объединениях.
Минфин полагает, что этой информации страхователю будет достаточно для «осознанного выбора страховщика и страховой услуги, а также наиболее полного и эффективного удовлетворения своих потребностей в страховой защите».

Видимо, сотрудники Минфина не представляют себе, какую работу должен проделать человек, чтобы собрать решения всех судов против какого-либо одного страховщика. К тому же значимую часть претензий к страховым компаниям рассматривают мировые судьи. А информация об этих делах практически не публикуется.

Так что приходится сделать печальный вывод: с точки зрения Минфина, потребителям страховых услуг дополнительная информация о страховщиках ни к чему.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
10 комментариев
10 комментариев
  • Клеев Владимир (kleev@prominstrah.ru)
    10:53

    Сергей,

    Очень жаль, ваше предложение было очень креативное.
    Скорее всего, это были первые и последние результаты по вашему предложению.

  • Сергей Панов
    12:02

    Вызывает удивление «предложение обязать каждую страховую компанию раскрывать на своем сайте информацию обо всех судебных решениях о взыскании с нее страховых выплат, а также о размерах пеней или неустоек за их задержки».

    Сайт компании – это лицо компании, сайт должен формировать положительный образ компании в глазах любого партнера. Это личное пространство компании, которое отчасти формирует ее бренд.

    И Вы предлагаете на сайте размещать судебные решения? Может быть при продаже полиса тоже о них упоминать? Практически у большинства крупных компаний имеются принятые против них судебные решения о взыскании страховых выплат. У кого-то больше, у кого-то меньше, но в определенных пределах это никак не характеризует деятельность компании. Невозможно сделать всех страхователей довольными, всегда будет какой-то процент, пусть небольшой, но тех, кто воспользуется услугами судов.

    Доля выплат, которую страховая компания производит по судебным решениям, может очень сильно колебаться время от времени. А в то время когда она уже превысила какой-то уровень и далее монотонно увеличивается, тогда уже бывает поздно, так что здесь тоже не все однозначно. Я считаю, что такая информация может быть интересна факультативно, но страховые компании не следует обязывать публиковать ее; скорее всего это задача независимых информационных порталов, агентств, сообществ потребителей, на примере сайта Роспил.

  • Заинтересованный взгляд
    12:56

    Сергей Гущин,

    в предыдущий раз было жаркое обсуждение и все или почти все как-то пришли к выводу о нецелесообразности наличия такой информации.

    Вы серьезно полагаете, что клиенты при покупке (а точнее — перед покупкой) ОСАГО будут искать сайт СК, анализировать там всякую информацию и пр.? А тем более такие вопросы, как судебные решения. Что они там увидят? Нет, реально что?
    Что отсудили недоплату? Что суд признал после отказа событие страховым?
    Было же предложение — правильно формировать требования к резерву судебных исков и включать его в отчетность. Тогда хоть цифру можно с выплатами сравнить будет.

    Мне кажется ваше предложение неживое и достаточно бесполезное.
    Вероятно, вы пытаетесь как-то найти «конкурентное преимущество» в этом. Попробуйте через Минфин тогда обязать РСА публиковать расширенные данные о финансовом состоянии членов, о задолженностях (судебных, клиентам, друг другу), о качестве или хотя бы сроках урегулирования.

    И еще раз подчеркну.
    Пока наличие лицензии не является единственным необходимым и достаточным документом для безусловного доверия страхователя к СК, всё остальное только ухудшает ситуацию, т.к. отвлекает от выполнения этой, главнейшей задачи.

  • longiman
    14:40

    дурку включили чиновники )))
    а доля по массовым видам, выплаченная по решению судов, да еще и в динамике, очччень интересный показатель :O

  • Заинтересованный взгляд
    19:35

    Ну, чем, чем он так интересен?

    Он может быть вам, мне и еще пару сотен людей интересен, но он ничего никому не даст.
    Решения судов от начала проблем отстают на год-другой. Если компания накапливает проблемы годами и при этом работает, то это должны видеть в Надзоре, а от «внезапного банкротства» (http://www.asn-new...) эта информация не спасет.

    Только лишний раз почву для спекуляций жёлтой прессе давать. «А, не платЮть, супостаты, судятся с ними простые граждане».

  • фокусима
    19:38

    Сергей Гущин,
    Два месяца назад, в коментариях к Вашему выступлению, я активно возражал против Ваших идей, основанных (при всей их кажущейся привлекательности и справедливости) на недопонимании основ Гражданского права РФ.

    Субъект (в рассматриваемом контексте — СК) наделен конституционным правом на защиту своих имущественных интересов в суде. Гарантом этого права выступает государство.

    Частота и эффективность реализации этого права конкретным субъектом не может быть положена в основу оценки его хозяйственной деятельности с целью определения его привлекательности, устойчивости и конкурентоспособности среди прочих хозяйствующих субъектов отрасли.(сказанное, относится не только к страхованию)

    Представитель Минфина ответил Вам очень корректно. Я лишь добавлю — если с Вашей стороны это не банальный «самопиар» — то Вы, впустую, тратите свое время и силы.

  • Кирилл Гацалов
    22:34

    Никак не могу пройти мимо атак не уважаемого автора
    выражаю мнение того, кто постоянно занимается судебной практикой

    2 Заинтересованный взгляд

    «в предыдущий раз было жаркое обсуждение и все или почти все как-то пришли к выводу о нецелесообразности наличия такой информации. »

    ну во первых далеко не все.- я не поленился и насчитал 9:5 в пользу Сергея. если где и ошибся, не будучи актуарием, то не сильно

    «Мне кажется ваше предложение неживое и достаточно бесполезное.»
    Соглашусь с тем, что оно труднореализуемое и зависит от государства, которое не хочет ворочаться, что и показал ответ МФ

    «Пока наличие лицензии не является единственным необходимым и достаточным документом для безусловного доверия страхователя к СК, всё остальное только ухудшает ситуацию, т.к. отвлекает от выполнения этой, главнейшей задачи. „

    Конечно, надзор должен оперативнее реагировать в части лицензирования, в тч вовремя приостанавливать, ограничивать, отзывать и т.д.
    но когда это происходит, то клиентам страховщика уже не на что ни остается надеятся

    2 Сергей Панов

    По сути, ваши суждения оспаривают не факт наличия зерна в идее, а только форму ее реализации

    2 фокусима

    “Субъект (в рассматриваемом контексте — СК) наделен конституционным правом на защиту своих имущественных интересов в суде. Гарантом этого права выступает государство.
    Частота и эффективность реализации этого права конкретным субъектом не может быть положена в основу оценки его хозяйственной деятельности с целью определения его привлекательности, устойчивости и конкурентоспособности среди прочих хозяйствующих субъектов отрасли.(сказанное, относится не только к страхованию)»

    Сказали много и красиво, но ничем не контраругментировав Сергею. Тк:
    конечно, страховщик наделен правом судиться столько, сколько хочет
    однако количество решений. вынесенных не в его пользу.а в пользу клиентов и иных выгодоприоретателей, в пропорции с заключенными договорами — отличный показатель его привлекательности и конкурентноспособности.
    если мы видим, что в период Х количество судебных исков на страховщика сильно возрастает по динамике, то можно сделать вывод о «здоровости» страховщика. простой пример — Ростра. еще до начала банкротства, за несколько месяцев, она перестала добровольно платить. и все были вынуждены двинуться в Басманный и иные суды. юристы Ростры на заседания не ходили. количество исков на Ростру росло в быстром темпе…

  • Кирилл Гацалов
    22:36

    … а полисы Ростра продолжали продаваться.
    благо сеть продаж была организована неплохо…

  • Заинтересованный взгляд
    03:30

    Кирилл,

    «количество исков на Ростру росло в быстром темпе».
    Вы сами себе или Сергею (уж не знаю, как правильнее вас интерпретировать) противоречите.

    ИСКИ и СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ — существенное отличие. Так вот рост исков и решений по ним сильно разнесены во времени, о чём писал выше.

    Предложение Сергея неживое не по причине нежелания государства, а по своей сути — давайте тогда и иски от СК по регрессам смотреть, и к мошенникам, и к сотрудникам-жуликам. Что в результате это даст КЛИЕНТУ? Не профильному юристу, не конкурентам, не горстке аналитиков, а клиенту.

    Поясню.
    Если клиент УЖЕ застрахован, то он не пойдет расторгать договор — по ОСАГО ему и смысла нет, да и не следят люди за такими параметрами ПОСЛЕ заключения договора. А при заключении договора это важно только по КАСКО, по ОСАГО опять же все вопросы будут к РСА.
    Какая привлекательность? Цена ниже. Всё. И это — основной драйвер. И не только у наших людей. Смотрите соседнюю ветку о США — http://www.asn-new...

    А вам, Кирилл, возможно, стоит задуматься на счёт вопроса коллективного иска пострадавших от плохого надзора к государству. Тема малоперспективная по результату, но вполне «пиаристая» и клиенты компаний на «Р» скинутся для такого дела. Вот тогда и зашевелятся в Надзоре (как его не называй) и не надо будет придумывать «велосипеды», собирать новые данные и думать, что и как с ними делать дальше.
    В результате — все при деле, а толку — чуть.

  • фокусима
    12:48

    2 Кирилл Гацалов

    «Контраргументировать» ошибочный тезис — бессмысленно. Это — софистика.

    А тезис Ваш, «в сухом остатке», сводится к следующему: Субъект (добросовестно, т.к. обратное не доказано) реализует свое право, этот процесс официально отслеживается, по результатам (в конечном итоге) субъект получает рыночные преимущества или дискриминируется.

    Что касается предложения ЗВ (5+) по коллективному иску — это будет «бомба»…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля