Ставку на медцентр

Свои медцентры есть практически у всех серьезных игроков рынка ДМС. Страховщики отмечают приток клиентов за последний год в секторе ДМС, столь убыточном во время кризиса. Рост рынка ДМС в 2011 году составит 10-15%, полагают эксперты.

07:42
Коммерсантъ-Санкт-Петербург Анастасия ИВАНОВА
Компания «Ренессанс-страхование» создала собственную медицинскую службу «Медкорп» в 1998 году, одной из первых среди российских страховщиков. После СК «Капитал-Полис» и «Русский мир» открыли медцентры в 2001 году. На сегодняшний день свои медицинские центры есть также у СК «Медэкспресс», «АСК-Петербург», «Медстрахком» и РОСНО. ОСАО «Ингосстрах» открыло в Петербурге свою поликлинику «Будь здоров» в 2009 году. Кроме того, в 2010 году ГК «Согаз» открыла в Петербурге собственный медицинский центр площадью 3,5 тыс. кв. м на Малой Конюшенной улице. В рамках группы компаний Allianz в России в 2010 году был запущен проект создания сети медицинских клиник под брендом «Моя клиника». А у СК «РЕСО-гарантия» есть доля в клинике «Скандинавия», осенью 2011 года компания также запустит свой медицинский комплекс на Богатырском проспекте. Клиника «Скандинавия» представлена девятью отделениями во всех районах города. По словам представителя «Скандинавии», клиника входит в состав международной сети клиник AVA, а среднемесячное количество посещений составляет 35 тыс. визитов. На данный момент около 80% клиентов приходят за наличный расчет и лишь 20% — по полисам ДМС.

«У нас есть собственный медицинский центр в Петербурге. Его основные задачи — организация управляемой медицинской помощи (health management) и обеспечение ее доступности, а также предоставление наиболее распространенных видов медицинской помощи», — рассказывает Владимир Яковлев, управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс-страхование». Health management, по его словам, подразумевает управление здоровьем персонала с помощью офисных врачей-кураторов, которые координируют оказание медицинской помощи. Такой подход повышает медицинскую эффективность ДМС, снижает заболеваемость персонала. Кроме того, врач-куратор ведет статистику заболеваемости, говорит господин Яковлев, что позволяет оптимизировать под нужны конкретного коллектива программы и их стоимость за счет перераспределения опций и профилактики.

«Главным плюсом наличия собственной клиники является возможность предоставления страхователям качественного медицинского сервиса за меньшие деньги, чем у конкурентов, — считает Евгений Дубенский, заместитель генерального директора — директор Северо-Западной дирекции СК РОСНО. — Сегодня во многих регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, наблюдается нехватка клиник, отвечающих требованиям ДМС. Местные ЛПУ зачастую не предъявляют высоких требований к собственной эффективности и уровню обслуживания, что сказывается на их отношении к партнерам — страховым компаниям и клиентам. Именно из-за дефицита долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений с некоторыми ЛПУ страховщики прибегают к открытию собственных клиник. В стенах собственного медицинского центра страховой компании клиента обслуживают квалифицированные врачи и опытный персонал, в ходе лечения используется только современное оборудование», — говорит он. Однако очень важно, чтобы созданная страховщиком собственная клиника была самостоятельной конкурентоспособной структурой и не обслуживала интересы только одной страховой компании.

«Плюсы собственного медицинского центра, безусловно, в управляемости оказываемой медицинской помощи — страховщик полностью контролирует как объем назначений, своевременность их предоставления, так и их качество. К возможным недостаткам можно отнести то, что невозможно оказывать все виды обследования и лечения в одном медицинском центре, — рассуждает Юлия Лаврова, руководитель отдела ДМС петербургского филиала СК «РЕСО-гарантия». — Очень немногие центры имеют сложное дорогостоящее оборудование (компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы) и свои стационары. Поэтому любой страховой компании приходится сочетать услуги своего медицинского центра и клиник города».

По словам господина Яковлева, крупных амбулаторно-поликлинических клиник в городе не хватает, отсюда интерес к открытию собственных ЛПУ. «Цель создания центра, как правило, — это дополнительный или улучшенный сервис. Каких-то услуг просто нет в традиционных ЛПУ или ощущается их дефицит. Например, услуги офисного врача (особенно — высокого качества), почти невозможно приобрести в независимых медучреждениях, Собственная медицинская практика повышает «мобильность» страховой компании при предоставлении услуг ДМС клиентам, дает возможность развивать программы VIP-страхования», — говорит он. Также появляется возможность оказывать наиболее распространенные виды медицинской помощи. «Благодаря этому снижаются затраты страховой компании, а в конечном итоге — затраты клиента, поскольку значительная часть проблем, с которыми работники предприятия-клиента обращаются к врачу, может быть решена специалистом общей практики, работающим в медцентре страховщика», — говорит господин Яковлев.

Между тем, по словам страховщиков, конкуренция на рынке ДМС остается высокой. «Ключевые критерии борьбы — это стоимость услуг и качество сервиса. Однако, безусловно, «держат» данный рынок компании, входящие в Топ-10», — рассказывает Евгений Дубенский. В 2010 году наблюдался незначительный отток корпоративных клиентов в страховые компании с более низкими тарифами, которые неоправданно прибегали к демпингу. «Однако в целом расстановка сил в пуле лидеров рынка кардинальным образом не изменилась, и крупные страховщики сохранили своих ключевых клиентов за счет высокого уровня качества предоставляемых услуг», — говорит он. С ним солидарна и Юлия Лаврова: «Из-за ужесточения требований к страховым компаниям число активных игроков на рынке ДМС уменьшается, поэтому клиенты подходят к выбору страховщика, не только оценивая стоимость страховки, но и учитывая его надежность, стабильность и позицию на рынке».

Начальник отдела продаж ДМС петербургского филиала ОАО «Страховая группа МСК» (входит в СК «Спасские ворота») Марат Быстров считает, что сейчас на рынке ДМС есть несколько категорий компаний: активно демпингующие компании, стремящиеся привлечь максимальное количество клиентов за счет неоправданно низких тарифов. И компании с хорошей репутацией в сфере ДМС, сохраняющие старых и привлекающие новых лояльных клиентов за счет качества обслуживания. «На основе анализа самых распространенных пожеланий клиентов мы дополняем или изменяем существующие программы и вводим новые, стараясь при этом не ужесточать тарифную политику (основные тарифы ДМС не меняются уже более двух лет)», — говорит он.

«Конкуренция на рынке ДМС идет постоянно за корпоративных клиентов. На рынке ДМС сейчас конкурируют только крупные компании, поскольку медицинские технологии становятся сложнее и дороже и при сохранении цен и качества посильны только крупным игрокам. Мелким компаниям очень трудно предложить новые страховые продукты», — считает Наталия Пинтурия, руководитель отдела маркетинга ММЦ «Согаз» в Санкт-Петербурге.

Страховщики намерены в 2011 году развивать сектор ДМС, учитывая приток клиентов после кризиса. Развитие ДМС в компании РОСНО идет по нескольким направлениям: постоянный контроль качества оказания медицинской помощи, разработка новых медицинских продуктов и неизменное следование индивидуальному подходу при формировании страховой медицинской программы с учетом пожеланий конкретного клиента (тарифы, объем предоставляемых услуг), говорит Дубенский.

«В этом году мы планируем работать над улучшением сервисной составляющей программ ДМС. Предпочтение отдаем многофункциональным медицинским центрам и клиникам, адекватно понимающим принципы медицинского страхования, не злоупотребляющим гипердиагностикой, гиперлечением и ответственно подходящим к своей ценовой политике, качеству медицинской помощи и сервиса, — рассказывает Яковлев. — Мы также совершенствуем и информационные технологии: это и развитие HR-портала, совершенствование IP-телефонии на медицинском пульте, внедрение электронных заявок. С оживлением экономики растет внимание к наполнению соцпакетов. Корпоративные клиенты постепенно отказываются от урезанных программ и бюджетосберегающих опций, включают в корпоративный ДМС стоматологические услуги, возвращаются на обслуживание в более дорогие ЛПУ». Он прогнозирует рост рынка ДМС в 2011 году на 10-15%.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля