Авария дело наживное

Большинство владельцев машин, безвинно пострадавших в ДТП, устремляются к страховщикам за компенсацией убытков. Мол, полис ОСАГО есть – будьте любезны деньги на ремонт. И никаких проблем. Увы, всем, хотя бы раз оказавшимся в подобной ситуации, хорошо известно, что на деле все оборачивается потерей нервов, времени и в конечном итоге денег. Добиваться справедливости остается только одним путем – обратиться в суд с иском к страховой компании. Корреспондент «Трибуны» лично прошел его «от» и «до».

13:17
Трибуна Владимир НАЗАРОВ
Уже более 7 лет (с 1 января 2004 года) каждый автовладелец обязан ежегодно приобретать полисы обязательного страхования гражданской ответственности. ОСАГО, как известно, дает право безвинно пострадавшему автомобилисту (потерпевшая сторона) рассчитывать на то, что помятые бока его любимого автомобиля починят за счет страховой компании виновника аварии. На практике же мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что страховщики упорно не желают исполнять то, что им положено. Самое распространенное нарушение – затягивание процесса выплаты компенсаций на долгие месяцы вместо отведенных законом 30 дней. Что уж говорить про то, как изощренно научились наши страховые компании «недооценивать», реаль-но причиненный автомобилю ущерб. Многие потерпевшие, махнув рукой, в конце концов оплачивают ремонт машины за свой счет и стараются забыть потерянные нервы и время на выяснение отношений со страховщиком. А зря. Нас пугает перспектива предстоящих судебных разбирательств. Но лучше потратить время на это, чем остаться у разбитого корыта.

Автор статьи приобрел на собственном опыте некоторые полезные навыки в сутяжничестве и убежден – оно того стоит, если хочешь, чтобы на твоей улице, а не у страховщиков, был праздник.

Началось все до банального просто. Ехал я по малой дорожке, и вдруг в стоящей на обочине машине открывается дверь. Хорошо, что водитель оказался, мягко говоря, человеком немолодым и не слишком быстрым – не успел вытащить на дорогу вслед за открывшейся дверью и свое тело. В результате его дверь превратилась в смятый, как если бы по нему проехали катком, лист железа, а правая сторона моей машины спрессовалась у заднего колеса. Мы дождались инспектора ГАИ, получили на руки протоколы. Через несколько дней я взял из ГАИ все необходимые для страховщиков документы и поехал в первую попавшуюся рядом с домом независимую экспертизу для оценки убытков. Машина у меня, к слову говоря, старая, и я знал, что на большую сумму возмещения рассчитывать не приходится. Так и оказалось. В полученном мною через три дня документе – «Отчете об оценке рыночной стоимости работ по восстановительному ремонту автомобиля… (далее шли идентификационный и государственный номера моего авто)» – после описания методики оценки и страшных фотографий моей изуродованной машины выставили сумму

42 000 рублей. Я отправился к своему механику, у которого постоянно ремонтирую машину, показал ему довольно толстый отчет, он покряхтел, обошел вокруг того, что не так давно было исправной машиной, почесал кепку в районе макушки и, добавив: «Только из хорошего отношения к вам», – в целом одобрил цифру, прибавив к ней всего 2500 рублей.

Работа над ошибками

Итак, порадовавшись, что доплатить мне предстоит совсем немного за то, чтобы получить машину, как заверил механик, «в прежнем и даже лучшем состоянии», я поехал в страховую компанию виновника аварии.

Это была первая и, по счастью, единственная моя ошибка. Дело в том, что в прошлом году начал действовать закон о прямой выплате убытков. Это значит, что потерпевший может сам выбрать, куда ему обратиться: к своему страховщику или к страховщику виновника. Тогда почему я понял, что допустил ошибку? Все просто: моя страховая компания – крупная, авторитетная, давно действующая на страховом рынке бизнес-структура. Страховая компания виновника аварии – мало известна даже в среде страховщиков. Понятно, что крупная компания обладает надежными финансовыми запасами, и она же, выплатив положенную мне сумму, будет уже силами своих юристов требовать возврата от страховщика виновника эти деньги (а может, и большие) и уж точно получит. Но это будет уже их проблема, а я же, по глупости, взял ее решение на себя. Что касается новичков на рынке страховых услуг, то это, как правило, предприниматели, пришедшие, как говорят, просто сорвать денег и раствориться. Мне повезло хотя бы уже в том, что страховая компания виновника аварии пока еще «не растворилась» и не объявлена банкротом.

Как бы то ни было, но я появился в офисе страховщика. На лице менеджера, встретившего меня, выражение радости исчезло мгновенно, как только тот узнал, по какому поводу я к ним пожаловал. Мне сообщили, что для «запуска операции по выплате компенсации» не хватает нескольких документов, и назвали, каких. Я уже направился было к выходу. И тут мне повезло: сидевший рядом такой же потерпевший в аварии, но имевший полис КАСКО, просветил, что менеджер обязан принять те документы, которые у меня есть, а донести недостающие можно в течение пяти дней. Почему это важно? Потому что 30 дней, в течение которых по закону нам обязаны перевести средства на компенсацию ущерба, считаются с момента, когда страховая компания приняла у вас документы.

Менеджер, покряхтев точно так же, как и мой механик, документы принял, дал расписку и напомнил о пяти днях. Правда, сразу же сказал, что «отчет об оценке…», сделанный независимой экспертизой, для них – пустая бумажка. Оказывается, как я потом узнал, все страховщики имеют «своих независимых экспертов» и только их заключение они будут исполнять.

На следующий день я встретился с таким «независимым» экспертом. После осмотра машины он написал протокол, который я с легкой душой подписал, поскольку там было всего лишь перечисление того, что подлежало ремонту. «Оценку я пришлю в страховую компанию через два дня, – сказал он, прощаясь. – Позвоните менеджеру компании и узнаете сумму оценки». Через два дня менеджер действительно сообщил мне «независимую» цифру: «В соответствии с оценкой нашего эксперта (полагаю, это была оговорка по Фрейду) мы обязаны вам перечислить 18 572 рубля». То есть более чем вдвое меньше того, что насчитал первый, реально независимый эксперт. О чем я не преминул сообщить, но в ответ услышал, что менеджер «ничего не решает, а лишь выполняет указания своего начальства».

Школа молодого бойца

Больше я не стал разводить церемонии и написал жалобу на имя генерального директора страховой компании, предупредив, что, если мне не выплатят всю сумму оценки действительно независимой экспертизы, я подам исковое заявление в суд. Думается, что к подобному в страховых компаниях уже привыкли, а главное – не особенно-то и боятся. Ответом было что-то по смыслу такое – это ваше право.

Приятель, которому я, как говорится, поплакался в жилетку, посоветовал обратиться в Общество защиты прав автомобилистов (ОЗПА). В Интернете я нашел адрес организации и телефоны.

Уже на следующий день я слушал мнение о страховщиках авторитетного эксперта – председателя ОЗПА Сергея Канаева: «Страховые выплаты должны полностью компенсировать траты на ремонт, и все траты должна компенсировать компания, в которой застрахован потерпевший. Вы имеете право обращаться в любую экспертную компанию, которая имеет лицензию, и ее решение должен исполнять страховщик. Собрали все бумаги, сдали в страховую компанию? Теперь ждите 30 дней. Не клянчите деньги у страховой компании, а если прислали меньше, чем насчитал эксперт, пишите претензию». Вот три адреса, по которым следует направлять претензию: в страховую компанию, в Российский союз автостраховщиков (РСА) и Росстрахнадзор.

Не помогло? Тогда не стоит терять время – нанимайте адвоката и обращайтесь в суд. Только не советую даже пытаться освоить судебную машину самостоятельно. Сейчас, как правило, суды встают на сторону автовладельца, а значит, не только весь ущерб, но и расходы на адвоката вернутся к вам. К тому же сэкономите массу времени на правильное составление исковых документов – в этом я лично убедился. К сожалению, как показывает наша статистика, лишь 10% потерпевших, не добившихся от страховщика всей суммы, идут в суд. Представьте, сколько денег остается в страховых компаниях!»

К слову сказать, страховщики часто «плачутся», что терпят большие убытки на ОСАГО. Вранье! По данным Минфина, страховщики тратят на выплаты лишь 57% от поступающей за полисы суммы, в то время как по закону положено – 80%!

Да здравствует наш суд!

После разговора с экспертом из Общества защиты прав автомобилистов я твердо решил обратиться в суд. Ну в самом деле, где еще искать справедливости!

Кстати, адвоката найти мне помогли в том же ОЗПА, хотя это сейчас – вообще не проблема. Многие адвокаты с удовольствием берутся за такие дела. Ведь выигрыш практически гарантирован. За один день мой адвокат написала исковое заявление, подсчитала стоимость иска и пеню за несвоевременную выплату. Итог (заметьте – совершенно на законных основаниях) существенно превышал сумму, недоплаченную мне страховщиком.

Через неделю вместе с судьей мы ожидали в зале заседаний представителя ответчика. Он не пришел. На следующем заседании от страховщика зачитали письмо с просьбой перенести заседание еще на неделю, так как юрист компании уехал в командировку в арбитражный суд в другую область. Наконец, через 21 день после приема моих документов, судья, несмотря на то, что ответчик уже без объяснения причин опять не явился, вынес решение: взыскать с ответчика (страховой компании) всю заявленную сумму иска. Таким образом, суд счел, что страховщик не только не уважает страхователя (то есть меня), но и лично судью.

советы бывалого

1. Сдавая документы на получение компенсации ущерба после ДТП в страховую компанию, автовладелец имеет право настаивать, чтобы их немедленно зафиксировали, даже если чего-то не хватает. Через 30 дней после приема документов страховая компания по закону обязана перечислить потерпевшему деньги. За каждый день просрочки истец имеет право на компенсацию.

2. Если вы считаете, что эксперт, прикормленный страховщиком, посчитал несправедливо, закажите действительно независимую экспертизу. Стоит эта услуга будет 2300 рублей. Но, если придется обращаться, эти расходы будут включены в стоимость иска.

3. Вам заплатили меньше, чем насчитал независимый эксперт? Напишите жалобу генеральному директору компании-плательщика. По опыту знаю – это не помогает. Зато после этого уже с полным основанием можно нанимать адвоката (хотя бы для правильного составления искового заявления и подсчета исковой суммы с пенями) для последующего судебного разбирательства.

4. Лучше обращаться в адвокатские компании, которые специализируются на страховых случаях, а еще лучше – на автомобильных авариях. Я знаю таких две в Москве: Общество защиты прав автомобилистов и «Главстрахконтроль». Получив на руки документы от грамотных юристов, добавив к ним документы из страховой компании-обидчика, отправляйтесь в суд.

5. Выиграли дело? Поздравьте себя. Не забудьте в суде забрать исполнительный лист, напишите заявление (форма есть в Интернете) и направляйтесь в банк страховщика. Через три дня после приема банком исполнительного листа причитающиеся вам деньги должны быть перечислены на личный счет уже в банке, где вы являетесь клиентом.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля