Деньги вызвали у врачей столбняк

Региональные программы модернизации здравоохранения, с помощью которых Минздрав намерен до конца 2012 года выровнять уровень качества медуслуг в РФ, провести масштабный ремонт и переоборудование медучреждений по всей стране и обеспечить информатизацию отрасли, готовы пока только у 17% регионов России, констатировала в пятницу глава ведомства Татьяна Голикова. Региональные власти более восьми месяцев не могут определить, на что необходимо потратить выделяемые для подготовки здравоохранения к полностью страховым принципам работы 460 млрд руб. до конца 2012 года. Впрочем, эту сумму в регионах еще в декабре 2010 года считали заниженной — возможно, речь идет о сопротивлении экономии на медицине.

07:57
Коммерсантъ
Регионы срывают реализацию главной задачи на 2011 год — модернизации здравоохранения, которая должна проводиться при помощи согласованных с Минздравом региональных программ. Как выяснилось на коллегии министерства в пятницу, по состоянию на 24 марта только пять регионов утвердили свои программы модернизации здравоохранения, еще девять документов, в том числе программа Москвы, находятся в «высокой степени» готовности. Остальные 69 регионов находятся «в начальной стадии» разработки собственных планов участия в самой масштабной за последние два десятилетия программе госинвестиций в отрасль здравоохранения, причем по плану к «высокой степени» готовности, согласно ожиданиям правительства, они должны прийти в течение ближайшей недели — до конца марта 2011 года.

Идея однократно проинвестировать отрасль, практически полностью находящуюся под контролем государства, была заявлена премьер-министром Владимиром Путиным еще в апреле 2010 года.

Было решено, что в 2011-2012 годах 2% от увеличения страховых взносов (это, по расчетам правительства, 460 млрд руб.) будет направлено на модернизацию предприятий здравоохранения в регионах. Цель проекта — подготовить медицинские учреждения к полноценному запуску новой версии страховой модели здравоохранения и одновременно к новым принципам работы бюджетной сети: и та и другая реформы (первая реализуется Минздравом, вторая — Минфином) должны выйти на новый этап к 2013 году. В 2011-2012 годах инвестиции в размере $15 млрд должны привести отрасль в состояние, при котором уровень сборов системы ОМС позволял бы окупать все текущие расходы на здравоохранение, а к 2013 году дополнительные 2% страховых сборов, переданные в систему ОМС, позволили бы закрепить качество медуслуг на новом уровне.

Двухпроцентный бонус здравоохранению повторяет по смыслу «приоритетный национальный проект «Здоровье"«, он в 2006-2007 годах (часть расходов по нему проводилась в первом полугодии 2008 года) стоил бюджету РФ около 208 млрд руб. Напомним, нацпроект «Здоровье» состоял из двух частей — развития первичной медико-санитарной помощи (около 160 млрд руб., в том числе более 40 млрд руб.— рост зарплат медперсонала, более 30 млрд руб.— допрасходы ФСС, оплаченные Белым домом) и развития высокотехнологичной медпомощи (более 30 млрд руб.— строительство медцентров, 16 млрд руб.— оплата оказанной медпомощи). В 2008-2010 годах нацпроект фактически продолжился через возросшие текущие расходы Минздрава, а по сути, вливания в здравоохранение более 100 млрд руб. в год были предоплатой отрасли накануне роста ставок платежей в систему ОМС населения — эта мера была альтернативой повышению ставок существовавшего тогда единого социального налога.

Бонус здравоохранению должен был завершить «ремонт» здравоохранения накануне выхода его на чисто страховые принципы работы. Каждый регион в 2011-2012 годах должен был самостоятельно определить свои запросы исходя из своих проблем и структуры смертности. Программы модернизации должны писаться регионами по трем направлениям. Первое — это текущий и капремонт учреждений здравоохранения, завершение строительства недостроенных объектов, оснащение медоборудованием больниц. Второе направление — это информатизация здравоохранения (эта программа аналогична мерам по информатизации здравоохранения в США в 2009-2012 годах): предполагается, что с ее помощью будут внедрены система электронного документооборота, в том числе медкарты пациентов в электронном виде, а также такие информационные системы, которые позволят перейти на полисы ОМС единого образца, в том числе с федеральным электронным приложением универсальной электронной карты. Наконец, третье, сугубо медицинское направление — внедрение новых стандартов и порядков оказания медпомощи. Минздрав в 2009-2010 годах утвердил 31 нормативный документ, посвященный новым стандартам в здравоохранении (внедрение их регионами пока признано министерством как неудовлетворительное в целом).

Глава Минздрава Татьяна Голикова на коллегии с видимым недовольством констатировала: «Как всегда, все делается в последний момент» и подчеркнула: у регионов было достаточное время на подготовку своих модернизационных планов, они начали их разработку с июня 2010 года. Регионы исходя из озвученных на коллегии Минздрава данных отстают от намеченного правительством на 1 апреля сроков катастрофически.
Судя по всему, дело не столько в неготовности регионов подготовить программы модернизации здравоохранения, сколько в завышении ими стоимости программ. Как уже писал «Ъ», в декабре 2010 года регионы уже представили на утверждение свои предварительные программы-заявки на сумму 1,1 трлн руб. Поскольку общая сумма превысила запланированную на 70%, программы были отправлены Минздравом на доработку. Очевидно, значительная часть регионов не согласна с ограничениями финансирования по программам и ждет роста госрасходов на них в соответствии с заявленными целями.

Последний раз Белый дом публично обсуждал программы 11 марта на совещании по программам модернизации в Рязани. Тогда Владимир Путин потребовал от губернаторов подготовить все программы «в течение недели», впрочем, как выяснилось в пятницу на коллегии Минздрава, им не хватило и двух недель. На завершение работы Минздрав дал регионам еще две недели. «Как только они будут доработаны, в кратчайшие сроки, в начале апреля, все программы будут приняты»,— заверили «Ъ» в министерстве. При этом высокая скорость принятия программ определит их низкое качество: на коллегии отмечались непроработанность и слабость поступивших проектов программ.

Дальнейшая задержка с разработкой и принятием программ модернизации регионального здравоохранения грозит переносом перехода системы ОМС на страховые принципы с 2013 года на более поздний срок. Впрочем, скорее всего, это неизбежно: программа строительства высокотехнологичных медцентров, начатая в 2006 году, в среднем уже отстает от плана на год-полтора, а этот вид медпомощи является необходимой составляющей новой целевой модели здравоохранения, до перехода на которую осталось два года.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля