Лечат ли в Молдове по полису обязательного медицинского страхования?

Скажу сразу — такого задания редакции я не получала, все случилось для меня весьма неожиданно. Рабочий день начался обычно: провела «Прямую линию» с секретарем приемной комиссии Политеха, написала заметку о предстоящем референдуме, а к вечеру почувствовала себя плохо. Настолько, что пришлось отпроситься домой. Пока таксист вез бледную меня, я набирала номер знакомого врача и диктовала ему симптомы: «Да... болит. Да, сильно. Да, и голова кружится».

09:50
Комсомольская правда-Молдова

Не стану утомлять читателей подробностями своего болезненного состояния. Людям иногда свойственно болеть. Кому-то чаще, кому-то реже. Просто я в последнее время болела исключительно простудой, и любое недомогание, отличающееся от заложенного носа, скребущего горла и температуры, вызывает у меня легкую панику. Врач выслушал внимательно мои жалобы и посоветовал не геройствовать и ехать в больницу, (ту, в которой он работает. Больница обычная. Государственная). Делать нечего: взяла супруга для моральной поддержки и поехали.

Полис есть - мест нет

Приезжаем, находим приемный покой и спрашиваем дежурного врача. Врача отправились искать. Пока искали, я сидела на стуле и грустила, больше всего на свете мне хотелось домой. Врач — дама средних лет - подробно расспросила о моем состоянии, осмотрела, ощупала и вынесла вердикт:

- Ложим вас пока в стационар, а там посмотрим.

У меня чуть не сорвалось: «Доктор, мне... конец?». (Хотя «конец» — это слишком литературно, но иные слова корректура бы не пропустила). А дальше понеслось, как на допросе: имя, фамилия, возраст, место работы, должность, хронические болезни, аллергия на лекарства, астма, диабет, операции. И тут меня поразил очередной вопрос:

- Полис медстрахования есть?

Объясню, почему поразил. В свое время я немало писала статей про государственную медицину и полисы. Люди жаловались и продолжают жаловаться, что им все равно приходится платить. Что с полисом, что без него. Или ждать записи к врачу неделями. И это несмотря на то, что граждане добросовестно каждый месяц перечисляют взносы со своих кровно заработанных. А некоторые очень красноречиво давали понять, вместо чего сей полис можно... хм... приспособить или куда, так сказать, засунуть. (Так и говорили. Прямым и нелитературным текстом). И свой полис я открывала единственный раз в жизни, когда мне его только выдали. Потом благополучно забыла. Так и лежал сплюснутый рядом с паспортом.

- Есть полис, - отвечаю я, еще не веря в происходящее.

Врач долго пыталась открыть мой полис, полис не поддавался: листы склеились. Наконец открыла, переписала номер. Тут вступила в разговор другая дама.

- Ну и что, что полис. У нас же мест нет.

Вот те раз! Надо было зря мой полис насиловать? Пролежал бы себе еще лет пять спокойно.

- А платные места есть? - вмешался в разговор муж.

Дамы в белых халатах начали спорить, выяснять, уточнять и после долгих разговоров место мне нашли. Даже два места. На выбор. Бесплатное. В палате, рассчитанной на пять человек. Так меня на девятой неделе беременности положили на сохранение.

«Скажите, я здорова?» - «А бог его знает....»

День в больнице начинался рано — в начале восьмого, а то и раньше я просыпалась от того, что в коридоре что-то громыхало, кто-то кашлял или шаркал ногами. Больница — не отель с системой all inclusive, приходилось мириться. Никуда, собственно, не денешься.

По полису мне полагалась скрипящая больничная кровать, причем постель я принесла свою, четырехразовое питание, основные анализы - например, общий анализ крови. За другие анализы крови приходилось платить. Их стоимость полис не покрывает. Я выложила 450 леев.

Еще бесплатно можно было сделать узи. Тех, кто лежит в больнице, принимают без очереди. Картина, как говорится, маслом: к одному кабинету растянулась огромная галдящая очередь, а другой свободен. Мимо этой злой, изнывающей от жары толпы дефилирую я в халате и тапочках, и, провожаемая злыми взглядами, захожу в свободный кабинет.

Но узнать что-либо у врача оказалось бесполезно.

- Скажите, все в порядке? - взволнованно спрашиваю я.

- А это вам только Господь бог скажет, - отвечают мне

- То есть... считаете, что уже пора?

- Ну если вы торопитесь, - с этими словами меня отправили из кабинета. Я терпеливо ждала под дверью, пока доктор писал свое заключение. Понять почерк медиков большинству нормальных людей трудно, его понимают только другие медики. И фармацевты.

После этих слов я поторопилась к себе в отделение. Нашла лечащего врача и попросила расшифровать непонятные символы. Врач успокоил, сказал, ничего страшного, и доступно, как слаборазвитой, объяснил, что мне такого написали. И правда, ничего страшного. Зачем же тогда на пациентов страху нагонять?

Бесплатно давали некоторые лекарства — как правило, недорогие. По полису я получала витамин Е в каплях, валерьянку (для успокоения нервов, сказали) в таблетках и Папаверин в уколах. Все, что стоило более 50-60 леев, приходилось покупать, потому что этих лекарств или не было, или они закончились. Вышло прилично: там 180 леев, там 120, там 100, вот тебе снова 400 леев. Бесплатно назначали физиопроцедуры, но их число ограничено полисом. Мне прописали пять.

Горячая вода летом – роскошь

- А у нас даже горячая вода есть, поставили электробойлер, - гордо сказала мне медсестра, когда я только поступила в больницу.

Как оказалось позже, мне действительно повезло, потому что горячая вода была не на всех этажах. Я лично не проверяла — соседки по палате рассказывали. А летом во время жары, от которой плавятся мозги и тело отказывается шевелиться, больше всего хотелось принять душ.

Можно сказать, что с персоналом мне тоже повезло. Медсестры в общем-то грамотные — кто-то приветливый, кто-то хмурый, но работу свою знают. Из столовой каждый раз звали кушать, а потом еще и переспрашивали, все ли из этой палаты поели и чего вы, пациенты, обедать-ужинать не торопитесь. С хамством вообще не сталкивалась. С меня лично никаких дополнительных денег «в фонд больницы» не требовали, а вот соседка по палате Катя готовилась к операции и возмущалась:

- То 20 леев якобы на ремонт отделения, то еще 20 леев, то еще 20 леев, то мыло купи, то туалетную бумагу. Это если с каждого будут по 60 леев брать, то такой евроремонт можно отгрохать! Золотое отделение будет. С платиновым унитазом.

Впрочем, другая девушка, Оксана, тоже готовилась к операции, но ни о каких деньгах я от нее не слышала. Или не просили или просто не стала рассказывать.

В больнице я пролежала почти две недели, за это время меня два раза переводили в разные палаты: из пятиместной в трехместную, из трехместной — в двухместную. Последняя соседка по палате Марина собиралась скоро выписываться:

- Я и так уже три недели лежу, а больше по полису не полагается, - сказала она. - Но если плохо станет, снова приду сюда. Я уже тут многих врачей и медсестер знаю.

Меня выписали. Дали строгие указания — следить за здоровьем, пить таблетки, соблюдать режим дня. Осталась ли я довольна качеством услуг? В общем-то вполне нормально. Лечиться можно. Я уже говорила, что мне несколько раз повезло, повезло даже с тем, что ничего страшного и опасного у меня не было. У каждого свой опыт общения с государственной медициной. Кто-то рассказывал, как в одной из больниц никто укол не сделает, пока не получит денег, кто-то — как врачи заставляли купить у них лекарство, которое пациенту полагалось бесплатно. Наслушавшись разных историй, я ожидала несколько другого. К счастью, ничего подобного я не видела и не слышала. Как-то ночью мне стало плохо и пришлось разбудить медсестру и попросить сделать укол. Думала — ну все, сейчас начнется: кислая мина, ворчание, как вколет, так искры из глаз посыпятся. Но медсестра очень спокойно восприняла мой ночной визит. Понимаю, дело в самих врачах. В том, как они относятся к своему делу. Для одних это действительно любимая работа, для других, как ни прискорбно, люди — только источник денег. Хотелось бы, чтобы вторых было поменьше.


Есть мнение

Низкое качество медицины - вина не врачей, а тех, кто стоит над ними

Александр КОВАЛЬСКИЙ, руководитель Центра защиты прав пациента:

- Очень много сегодня проблем в молдавской медицине. Цены растут, а качество услуг, увы, не улучшается... И вина лежит скорее не на медицинских работниках, а на тех, кто стоит над ними. Растут цены на лекарственные препараты, и эти издержки страховая медицина берет на себя, хотя, по сути, не должна этого делать. Вы обратите внимание на рост стоимости медицинского полиса в процентах - он доходит до 75% в год! Почему-то недавно был отменен дневной стационар, что крайне удивительно, ведь, по сути, экономится таким образом уйма средств - не нужно содержать пациентов в больницах, оплачивать по ночам работу персонала... Нужно начинать сверху, тогда и на местах будет порядок.

Комментарий специалиста

Татьяна РЕЗНИНА, врач:

- К сожалению, полис медицинского страхования покрывает только часть услуг. И в принципе мы стараемся это объяснить людям. К примеру, некоторых лекарств просто нет в отделении, а пациентам они срочно требуются. То же самое с анализами и исследованиями. Врач сразу должен сказать: вот за это придется заплатить, а это можно сделать бесплатно. Бывает, что люди по незнанию платят, а могли бы сэкономить деньги. Если говорить о беременных женщинах, то здесь тоже все индивидуально. Кому-то понадобится тот минимум, который гарантирует полис, а у кого-то все гораздо сложнее. Мы стараемся предоставить то, что можем, но мы не волшебники.

Ирина СИРОТЕНКО

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля