Инвесторы поневоле: Как не стать жертвами навязывания услуг в банке

На каждые 100 жителей Свердловской области сегодня приходится минимум три частных инвестора. Вопрос в том, кто из них решил рискнуть своими деньгами сознательно, а кого ввели в заблуждение?

08:34
Российская газета

Недавно моя знакомая в возрасте чуть за 60 пошла снимать деньги с вклада - понадобились на лечение. За 10 минут сотрудница банка успела предложить ей кучу всего: от кредитки до страхования жизни. Мол, прибавка к пенсии хорошая. Клиентка еле-еле отшутилась: «На похороны коплю, мне не к спеху».

На самом деле не каждый выдержит такой напор. А если менеджер окажется не просто настойчивым, но и недобросовестным, можно стать жертвой мисселинга. На языке профессионалов так называется недобросовестная практика продаж, когда под видом одного продукта вам навязывают другой: Зачем? Все просто: банки получают комиссию за каждый заключенный договор как агенты страховщиков, брокеров, негосударственных пенсионных (НПФ) и паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

Не очень разбирающиеся в финансовых инструментах посетители, особенно пожилые, соглашаются. Спустя полгода-год случается озарение. Захотели снять часть денег, а оказывается, полис страхования жизни - совсем не вклад. И для расторжения договора надо идти в страховую компанию, а не в банк. Расторгаешь досрочно - не только ничего не заработаешь, но и получишь назад меньше, чем внес.

- Если в 2019 году мы получили по поводу мисселинга всего 13 жалоб от жителей Свердловской области, то в 2020-м - уже 57. Тенденция тревожная, мы будем принимать дополнительные меры. Почему это не мошенничество, а именно недобросовестная практика? Потому что предлагается реальный продукт, просто сотрудник банка кое-что о нем не договаривает. Клиент добровольно подписывает договор. Более того, есть период охлаждения (10 рабочих дней), в течение которого можно отказаться от получения услуг. Проблема в том, что многие ставят подпись, не читая, - отмечает начальник Уральского ГУ Банка России Рустэм Марданов.

Резкий прирост желающих вложиться в ценные бумаги произошел именно в пандемию: по данным Московской биржи, еще в начале 2020-го в Свердловской области было открыто 55 тысяч индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), а к концу года - уже 115 тысяч. По этому показателю Средний Урал вышел на четвертое место в стране. Число клиентов на брокерском обслуживании за год увеличилось в два раза и достигло 322 тысяч человек, на доверительном управлении - 16 тысяч.

Версию, что кто-то становится игроком фондового рынка по чистому недоразумению, подтверждают опять же цифры с биржи: около 80 процентов открытых россиянами ИИС остаются неактивными, то есть за год по ним не было совершено ни одной сделки. Львиная доля брокерских счетов - это небольшие суммы, до 10 тысяч рублей. Видимо, люди воспринимают их как аналог «заначки под подушкой».

«Зачем каждой домохозяйке или пенсионеру акция «Газпрома»? - спросите вы. Дело в том, что за последние два года ставки по вкладам опустились до исторического минимума вслед за ключевой ставкой, которую устанавливает ЦБ. Например, в начале мая 2020 года по рублевым сбережениям 10 крупнейших банков страны предлагали в среднем 5,5 процента годовых. В конце февраля 2021 года - уже 4,5, тогда как официальный уровень инфляции в УрФО - 5,2. Люди ищут доходность повыше, и это нормально.

Кроме того, государство стимулирует граждан выходить на фондовый рынок с помощью вычета по ИИС типа «А» (счет, где помимо дохода от ценных бумаг можно получить 13 процентов от суммы средств, внесенных в течение года, но не больше 52 тысяч рублей). Свердловчане этим активно пользуются: только в 2020-м налоговая насчитала им инвествычетов почти на 42 миллиарда рублей.

Также притоку неквалифицированных инвесторов способствует цифровизация. Сейчас можно открыть брокерский счет буквально за пару минут через онлайн-банк и покупать ценные бумаги, не вставая с дивана.

- По итогам 2020 года объем средств, размещенных свердловчанами в нашем банке, оставил 108 миллиардов рублей. Из них 65 процентов хранится в сберегательных продуктах, 35 процентов - в инвестиционных. С запуском мобильных приложений делать вложения стало проще, - комментирует Алексей Долгов, управляющий ВТБ в Свердловской области. - Наиболее популярны ИИС, фонды, управляющие пакетами ценных бумаг с большей надежностью, облигации субъектов РФ, предприятий, банков.

Доходность на фондовом рынке действительно может оказаться выше, чем по депозитам, но нужно быть крайне аккуратным и лучше консультироваться со специалистами. Проблема в том, что количество желающих поиграть в инвестора увеличивается быстрее, чем они осознают риски.

Масла в огонь подливают недобросовестные агенты, которые какие-нибудь структурные облигации или полисы инвестиционного (ИСЖ) и накопительного страхования жизни (НСЖ) предлагают как выгодную альтернативу депозиту. Не объясняя при этом, что то же НСЖ подразумевает фиксированный ежегодный взнос. Еще одна «фишка» - рассказывая о вычете по ИИС, не упомянуть, что для этого у клиента должна быть официальная зарплата и уплаченный с нее НДФЛ. Также могут умолчать, что банк является агентом, а не стороной по договору. Пожалуй, самый распространенный вариант мисселинга - когда клиенту навязывают комбинированный вариант: часть денег - на вклад, часть - в инвестиции, хотя все эти инструменты можно приобрести по отдельности.

Чтобы защитить неквалифицированных инвесторов, Госдума 10 марта в первом чтении приняла законопроект, который не позволяет обычному человеку покупать сложные активы, пока он не пройдет обязательное тестирование. Запустить его собираются уже с 1 октября 2021 года. Тест будет состоять из двух частей: вопросы на понимание специфики продукта и оценка своего опыта работы с ним. Кроме того, ЦБ сможет ограничивать заключение договоров между брокерами и гражданами, если последним предоставлена неполная или недостоверная информация о возникающих рисках.

Пока закон не введен, Банк России вправе лишь рекомендовать не продавать сложные финансовые инструменты неопытным клиентам. И вручать им паспорта продуктов - краткие памятки по условиям сделки.

Коммерческие банки со своей стороны тоже борются с мисселингом - через получение обратной связи.

- Каждому, кто приобрел сложный продукт, на следующий день звонят из кол-центра: «Вы знаете, что у вас не гарантированная доходность? Вы понимаете, что не можете досрочно разорвать договор без потери денег?» Если человек отвечает: «Нет», с ним расторгают договор, - делится опытом Наталья Алемасова, управляющая банком «Открытие» в Свердловской области.

Тем не менее, главный совет потребителям - самим быть осторожными: читать договор полностью, задавать уточняющие вопросы и не принимать поспешных решений.

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля