Рынок ОСАГО: выплат меньше, ремонт дороже и борьба за безаварийных клиентов

Как автостраховщики закрыли пандемийный год и к каким изменениям готовятся.

08:59
Реальное время
В России снижается количество выплат по ОСАГО. Так, по итогам прошлого года водители получили на 5 млрд рублей меньше возмещений ущерба — 136,9 млрд рублей (при 142 млрд годом ранее), подсчитала аналитическая служба «Реального времени». При этом прошлогодний ремонт машин, попавших в ДТП, ввиду ослабления рубля оказался дороже, чем было заложено в страховке. Возможно, это одна из причин того, что количество серьезных аварий на дорогах в Татарстане сократилось, а водители стали более аккуратными.

Выплат меньше, ремонт подорожал

В минувшем году страховые компании собрали премий по гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 218,9 млрд рублей, что на 5,4 млрд рублей больше, нежели годом ранее. При этом выплат страховки водителям было примерно на столько же меньше (на 5 млрд руб.), чем годом ранее. Всего в России выплатили по ОСАГО 136,9 млрд рублей (в 2019 г. — 142 млрд руб.).

Впрочем, и страховых случаев было на 10% меньше, чем годом ранее — 2 067 129 случаев (в 2019 г. — 2 298 996 случаев). В этом положительная сторона пандемии коронавируса — снижение показателя Центробанк связал с сокращением числа аварий на дорогах в связи с действием ограничительных мер.

Такого же мнения придерживается и Рустэм Сабиров, вице-президент Союза страховщиков Татарстана: в связи с коронавирусом, люди длительное время сидели дома, автомобильный поток уменьшился и, как следствие, снизилось число ДТП. В результате, все это привело к росту средних выплат в автостраховании, что подтверждает Банк России в обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков и объясняет это увеличением стоимости ремонта иностранных автомобилей вслед за ослаблением рубля, а также изменением стоимости запчастей в справочнике ОСАГО.

«Страховую сумму по ОСАГО вряд ли будут увеличивать»

Рынок также поддержал рост числа заключенных договоров. Средняя страховая премия по итогам 2020 г. (5,5 тыс. руб.) незначительно превышала показатель 2019 г.

— Стоимость ремонта растет. Единую методику оценки ущерба никто не отменял. Многие компании стараются делать выплаты деньгами. С учетом износа деталей, на ремонт никто машину не отправляет, — сказал Рустэм Сабиров, — Но страховую сумму по ОСАГО вряд ли будут увеличивать в этом году, так как она повлечет увеличение стоимости полиса.

Количество жалоб по ОСАГО, по данным регулятора, в прошлом году снизилось почти на четверть (24,2%), но на них по-прежнему приходится львиная доля обращений.

С сентября прошлого года тарифный коридор по ОСАГО был расширен в обе стороны, что позволило страховщикам точнее оценивать риск-профиль каждого клиента. Кроме того, поправки в законодательстве, вступившие в силу в конце августа, установили возможность введения страховщиками дополнительных факторов, которые оказывают влияние на стоимость полиса для каждого страхователя.

— Тарифный коридор ОСАГО расширяется, идем к рыночным ценам. Но пока нет такого рыночного подхода, который бы оценивал манеру вождения и аварийность, — посетовал Рустэм Сабиров.

Игорь Лаппи, генеральный директор компании «Совкомбанк Страхование» также отметил, что 2020 год принес серьезные изменения в части динамического ценообразования ОСАГО — индивидуализацию тарифных факторов, благодаря которой страховщики смогли гибко подойти к формированию стоимости ОСАГО.

«Новая тарификация — вызов и виток конкуренции за безаварийных клиентов»

Павел Нефедов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» высказался, что прошедший год был богат событиям на страховом рынке: либерализация тарифов по ОСАГО, пандемия коронавируса, которая привела к резкому снижению частотности страховых событий, рост цен на запчасти в справочниках.

— Однозначно можно говорить о том, что для потребителей либерализация тарифов оказала позитивное влияние. Около половины клиентов получили скидки относительно цен прошлого года. С другой стороны, для страховых компаний новая тарификация является вызовом и новым витком конкуренции за безаварийных клиентов, — заключил Павел Нефедов.

По словам Павла Нефедова, в большинстве своем крупные страховщики внедрили максимально гибкую систему тарификации, учитывающую все имеющееся у них сведения о клиенте. Несмотря на это, аналитики и андеррайтеры постоянно находятся в поиске новых факторов, способных улучшить дифференциацию клиентов и дать каждому клиенту еще более точную цену, отражающую именно его персональные риски. Это рутинная работа в любой страховой компании, и она никогда не останавливается.

«ОСАГО — невысокомаржинальный продукт, но при взвешенном подходе прибыльный»

Из новшеств этого года Рустэм Сабиров выделил изменения в порядке прохождения технического осмотра, без которого ОСАГО не заключить.

Говоря о прибыльности страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, эксперт отметил, что 2020 год в условиях ограничения транспортного потока компании тем не менее закончили с положительным результатом:

— Очень много факторов, влияющих на рентабельность ОСАГО. Одни страхуют больше юридических лиц, у других в портфеле больше граждан. Одни страхуют в южных регионах, другие — в северных. В Москве тариф — самый высокий, там рентабельность самая высокая. Где-то камеры еще влияют.

Игорь Лаппи назвал ОСАГО социально значимым видом страхования, но это еще и бизнес, цель которого — получение прибыли, напомнил он:

— Это невысокомаржинальный продукт, но при взвешенном подходе является прибыльным. Разные бизнес-стратегии дают разные бизнес-результаты. Здесь также стоит учитывать и иные факторы, спрогнозировать которые довольно сложно — переходящие убытки (от договоров прошлых периодов), судебные расходы (основное требование и накладные расходы), страховое мошенничество, которого хоть и стало меньше, но оно по-прежнему остается значимым расходом, — подытожил Лаппи.

Рынок ОСАГО в Татарстане

Интересно, что Татарстан отличился на фоне российских показателей по сбору страховых премий по ОСАГО. В отличие от спада по стране республика, напротив, показала рост и привлекла 7,4 млрд рублей страховых премий, что на 12,8% больше, чем годом ранее (6,5 млрд руб. в 2019 г.). Выплат на 3,1 млрд рублей меньше, чем премий, всего — 4,3 млрд руб., но больше, чем в 2019 году на 9,4%.

В первую тройку лидеров-страховщиков в Татарстане по объему привлечения попали «АльфаСтрахование» (1,2 млрд руб., доля рынка 16,4%), «Росгосстрах» (805,2 млн руб., доля рынка 10,9%) и «Талисман» (755,2 млн руб., доля рынка 10,2%).

Лидерство по объему выплат принадлежит все тем же «АльфаСтрахованию» (683 млн руб., доля рынка 16%) и «Талисману» (449,7 млн руб., доля рынка 10,5%), но на третье место вышел «Армеец» (443,5 млн руб., доля рынка 10,4%).

При этом «АльфаСтрахование» увеличило на 3,5% объем страховых премий, уменьшив выплаты на 10,4%. «Росгосстрах» повысил собираемость премий на 13%, сократив выплаты по ОСАГО на 5%. «Талисман» собрал на 19% больше, но и выплаты увеличил на 5,2%.

Всего на топ-10 лидеров как по привлечению страховых премий, так и по выплатам, приходится 85—86% рынка (объема привлечения по ОСАГО).

Говоря о тенденциях и особенностях 2020 года, Игорь Лаппи отметил, что частота ДТП и объем выплат остались примерно на уровне 2019 года:
— Мы видели небольшое снижение этих показателей во время изоляции, но после ее завершения ситуация, к сожалению, выровнялась. Однако здесь мы бы хотели отметить, анализируя наш портфель, ДТП в Татарстане стали менее серьезными, водители — более аккуратными, и это нашло отражение в их тарифе ОСАГО.

Рассуждая о перспективах 2021 года, Игорь Лаппи ожидает некоторого снижения стоимости ОСАГО на 5—7% для аккуратных водителей. По его словам, рыночная конкуренция за аккуратных автовладельцев вырастет, страховщики будут модернизировать тарифные факторы, их вес и значимость. Подход станет более гибким и индивидуальным, более точечным. Также на величину тарифа повлияет оптимизация аквизиционных расходов: уход в диджитал, партнерская синергия — в целом сыграют важную роль в тарифной политике.

Регионы-лидеры по выплатам и премиям ОСАГО

Среди регионов лидеров по приросту объема страховых премий можно отметить Республику Саха (106,2% к 2019 году) — 947,4 млн руб. Однако, посмотрев на среднее значение (1 млрд руб.) за последние 5 лет, прирост уже не кажется таким большим.

Второе место по приросту премий принадлежит Чеченской Республике (+42,5% к 422,2 млн руб. в 2019 г.), которая привлекла в 2020 году на ОСАГО 601,5 млн руб.

Третью строчку рейтинга по относительному приросту страховых премий занимает Республика Ингушетия — 114,9 млн руб. или 36,1% к значению предыдущего года.

Среди регионов, которые показали максимальный прирост (34,2%), оказалась и Карачаево-Черкесская Республика, обновив максимум премий по ОСАГО за 5 лет в 2020 году (363, млн руб.).

Первым по приросту выплат выделилась все та же Саха (125,6%), которая выдала по ОСАГО в 2020 г. 497,3 млн руб. (в 2019 г. — 220,4 млн руб.).

Второе место по относительному приросту выплат заняла Магаданская область (прирост 74,2%). В 2020 г. всего в ней выплатили по ОСАГО 200,7 млн руб. Это самый высокий уровень выплат за последние 5 лет.

Тройку лидеров замыкает Еврейская автономная область (+66,9% к 88,4 млн. руб. в 2019 г.) с выплатой в 147,5 млн руб.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля