Никогда такого не было, и тут вдруг повторилось

В скором времени российских автолюбителей снова ждут перемены – мало того, что с 1 сентября вступили в силу новые правила установления расходов на материалы и запчасти при восстановительном ремонте, так еще и грядет повышение лимитов выплат пострадавшим в ДТП, что неминуемо должно привести и к повышению страхового тарифа.

14:23
Вечерний Барнаул

Откровенно говоря, в последние несколько лет складывается стойкое ощущение того, что законодатели меняют нормативные документы не для того, чтобы как-то изменить жизнь к лучшему, а для того, чтобы просто их изменить. Как говорится в одном из новомодных учебников по эффективному менеджменту, «хорошая зарплата – это разная зарплата». Иными словами, приняты были в компании какие-то нормы начисления зарплаты, сотрудники к ним мало-мальски привыкли и поняли, как нужно работать, чтобы зарабатывать больше, а тут – ба-бах – и новые правила. А чтобы не расслаблялись. Примерно такая же ситуация и в общегосударственном масштабе: изменяется все и настолько часто, что, наверное, уже нет смысла привыкать к новой системе начисления налогов, подготовки документов на недвижимость, оплаты коммунальных услуг а и так далее. В этот раз законодатель опять решил взяться за армию автолюбителей, которые, по его мнению, видимо, маловато платят дорожных налогов и страховых взносов. Мы попросили некоторых московских экспертов прокомментировать изменения в «автогражданке».

Почем запчасти?

Итак, не далее как 31 мая этого года Правительством были утверждены правила установления расходов на материалы и запчасти при восстановительном ремонте транспорта, которые должны были вступить в силу уже 1 сентября. За таким громоздким и трудноперевариваемым названием кроется довольно простая вещь – теперь подсчитывать ущерб после ДТП будут по-новому. Вообще-то, правила должны быть нацелены на унификацию оценочной деятельности компаний, работающих в «околоавтогражданской» сфере. Раньше-то было как: вот попал человек в ДТП, обратился в одну оценочную компанию – ему насчитали один ущерб, обратился в другую – насчитали другой. Так или иначе, это вело либо к занижению реального ущерба, либо наоборот – к завышению. Теперь вот в России, в очередной раз позабыв о 50-летнем опыте ОСАГО в Европе, решили изобрести свой «велосипед» и придумали свои правила оценки.

«Работа страховщиков кардинально не изменяется, изменится подход к расчету ущерба, - считает Алексей Мартынов, руководитель Центра урегулирования убытков Департамента организации урегулирования убытков в страховании средств наземного транспорта ОСАО «Россия». – Общая сумма расходов будет рассчитываться с учетом износа заменяемых комплектующих. Износ не может начисляться в размере, превышающем 80% стоимости комплектующих. Для некоторых изделий он равен 0 (ремни и подушки безопасности). Не будут возмещаться затраты на ремонт деталей, необходимость ремонта которых возникла до страхового случая, либо не является следствием страхового случая. При расчете размера выплат не будут учитываться расходы, понесенные страховщиком (организация и проведение независимой экспертизы и тому подобное)».

Иными словами, теперь оценщикам предстоит заполнять намного больше разнообразных и очень интересных бумаг и бланков. Кроме того, правила-то правилами, но как по ним работать? К примеру, говорится в документе, что ущерб надо высчитывать исходя из степени износа детали, а вот на те узлы и механизмы, которые влияют на безопасность движения, степень износа нужно вообще как бы отменить. Притом, как говорят страховщики, никакого технического регламента от Минтранса, в котором бы оговаривалось, какие именно детали влияют на безопасность, в природе не существует. По большому счету, все детали и механизмы автомобиля так или иначе влияют на его безопасность. Изношенные тормоза, «лысые» покрышки, сцепление, коробка передач, подвеска… и тогда, если отменяется расчет степени износа буквально на все, то и выплаты по страховке должны увеличиться просто в разы.

Автостраховщики говорят, что «автогражданка» и так-то для них убыточна (в Краснодаре, например, выплаты доходят до 125%), а при таких принципах оценки – тем более. И что тогда делать? Правильно, поднимать страховой тариф. Впрочем, пока о каком-то глобальном росте выплат по ОСАГО говорить рано – слишком малый период действуют Правила.

Лимиты поднимут?

Но это еще не все. В Москве очень активно ведутся разговоры о серьезном увеличении выплат пострадавшим в авариях. О каких-то конкретных суммах говорить пока еще рано, но уже можно считать, что раз началась такая кампания, то лимиты будут увеличены. И, опять же, - дело-то благое: действительно, а почему бы не дать больше денег тем, кто потерял здоровье в результате ДТП? Только вот где их взять, эти деньги? Из каких источников? Правильно, за счет увеличения страховых тарифов.

- Абсолютно логично, что при повышении лимитов выплат по ОСАГО размер базовых тарифных ставок тоже будет увеличен, - говорит Сергей Кормушкин, начальник отдела андеррайтинга Департамента методологии и андеррайтинга в страховании СНТ ОСАО «Россия». – Стоит отметить, что необходимость корректировки базовых тарифных ставок назрела и без планируемых повышений лимитов выплат. Тарифные ставки не корректировались с момента введения в 2003 году системы Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Оценить размер повышения тарифов в связи с увеличением лимитов выплат – задача независимых страховых актуариев, которые на основе методов статистического анализа должны будут рассчитать необходимую величину базовой тарифной ставки для каждой категории ТС. Кроме уже упоминавшихся увеличений лимитов выплат, изменения, по моему мнению, должны будут затронуть такие немаловажные процессы, как контроль за обращением бланков полисов ОСАГО, порядок определения размера выплат при обоюдной вине водителей, система информационного взаимодействия страховщиков при осуществлении страхования ОСАГО и так далее.

Влад КОМЯКОВ

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля