Без внимания и заботы

Страховая отрасль — единственная, которая даже не начала восстанавливаться после кризиса. Об этом говорят данные за первый квартал крупнейшего страховщика России компании «Ингосстах». Гендиректор компании Александр Григорьев считает, что помимо слабой потребительской активности проблемы страховщиков усугубляются еще и тем, что они не являются приоритетными ни для государства, ни для их акционеров — компаний крупного бизнеса. Результат: страховщики, пытаясь выжить, топят друг друга.

16:04
Эксперт Online

Почти каждая отрасль российской экономики в конце прошлого — начале этого года, так или иначе, почувствовала облегчение и начала выходить из кризиса, о чем говорят и статистические данные. Рост потребительского спроса благоприятно отразился и на секторе услуг. Исследования российских компаний говорят об оживлении, прежде всего, в сферах финансовых услуг и недвижимости. Пожалуй, только одна сфера так и не начала подъема — это страхование.

Сегодня генеральный директор крупнейшего российского страховщика «Ингосстраха» Александр Григорьев обнародовал весьма не радостные результаты работы компании за первый квартал 2010 года. Так, сбор премий «Ингосстраха» сократился в первом квартале на 8%, до 11 млрд рублей, а выплаты, наоборот, выросли на 10%, до 7,7 млрд рублей.

Скорее всего, результаты других страховых компаний окажутся еще менее оптимистичными, ведь «Ингосстрах» — лидер рынка. Пока что остальные страховщики своими цифрами делиться не спешат.

Григорьев утверждает, что в первом квартале этого года комбинированный коэффициент, который характеризует прибыльность страховой деятельности, оказался значительно ниже 100%. Если 2008 году страховые компании могли себе такое позволить, получая общую прибыль за счет инвестиционного дохода, то сейчас ситуация изменилась, ставки по депозитам уже не 10–12, а 5%. Они не покроют комбинированный коэффициент даже на уровне 102%. Поэтому доходы от страховой деятельности сегодня являются ключевым фактором для выживания страховой компании. А они падают — в страховании «АвтоКАСКО» падение сборов связано с сокращением продаж новых автомобилей, в огневом страховании наблюдается жесточайший демпинг, который также приводит к общему снижению сборов, ДМС оказывается невостребованным по причине общей экономии средств компаниями.

Григорьев считает, что ситуация в страховании сейчас еще более тяжелая, чем была в разгар кризиса. А все потому, что страхование в России не входит в число приоритетных отраслей ни для государства, ни для крупного бизнеса, для которого страховое дело — это не более чем непрофильный актив.

«В стране страхованием никто не занимается, оно по приоритетности на 35 месте. Регулирует отрасль Минфин, который умеет прекрасно хранить деньги, но не занимается развитием. Что же касается крупного бизнеса — акционеров страховых компаний, то и они не рассматривают их как свои приоритетные проекты. Пожалуй, только «Газпром» и РЖД финансируют свои страховые компании адекватно, мы, например, от нашего акционера получили 10 млн долларов. Для сравнения: наши страховые сборы — это 2,5 млн долларов», — пожаловался Григорьев.

Оказавшиеся в тяжелом положении участники рынка пытаются спасти себя за счет другого — топят друг друга и сами идут ко дну. Причем речь идет не только о малоизвестных и мелких компаниях, но и о входящих в топ-30 игроках.

Самая распространенная схема — невозмещение денег за виновных в ДТП застрахованных автовладельцев. Например, участник ДТП, невиновный в нем и пострадавший, обращается в свою страховую компанию получить возмещение ущерба по «АвтоКАСКО». Страховщик возмещает ему ущерб и при этом требует денег со страховой компании виновного в ДТП автовладельца, чья ответственность застрахована по ОСАГО. Но эта страховая компания денег не возмещает. Пострадавший страховщик обращается в суд, где, рано или поздно, выигрывает дело, но на долгое время остается без денег. Ситуация усугубилась после принятия закона о прямом возмещении убытков (ПВУ) по ОСАГО, когда все случаи по ОСАГО автовладельцы решают в своей компании.

Одним из крупнейших должников «Ингосстраха» является компания «МАКС». В связи с отказом МАКС выплачивать «Ингосстраху» в порядке суброгации последний направил исковые заявления в суд. За прошлый год суд взыскал с МАКС в пользу «Ингосстраха» 49,140 млн рублей. Сейчас, по данным Григорьева, МАКС начала возвращать долги.

Также за прошлый год долг перед «Ингосстрахом» компании «Спасские ворота» составил 46,793 млн рублей, «ГУТА-Страхование» — 18,396 млн рублей, «Югория» — 16,690 млн рублей. За 2009 год «Ингосстрахом» в судебном порядке было взыскано со «Спасских ворот» 20,323 млн рублей, с «Мегарусс-Д» — 16,001 млн рублей, с «Югории» — 3,531 млн рублей, с «ГУТА-Страхования» — 1,725 млн рублей. То есть злостными неплательщиками оказались ведущие игроки рынка. Они, впрочем, считают цифры «Ингосстраха» несколько преувеличенными «Задолженность есть, но не такая, как ее представляет «Ингосстрах», — говорят и в «Югории» и «ГУТА-Страховании».

Григорьев винит в сложившейся ситуации, в том числе, регулятора рынка. По его мнению, Росстрахнадзор в таких случаях не должен требовать от страховщика, которому не заплатили, компенсации ущерба пострадавшего в ДТП автовладельца. Ранее, напоминает Григорьев, действовала система, когда в случае отказа акцептовать убыток клиент направлялся в компанию виновника и уже имел дело с ней. Страховое сообщество направило в надзор просьбу разъяснить, как быть страховщикам в том случае, если они произвели выплату, а убыток не акцептован, то есть к кому они могут обращаться за получением средств.

Обирают страховщиков не только государство, бизнес и они сами друг друга, но и их агенты, продающие полисы. Агенты и брокеры продают за комиссию страховки разных компаний (в основном — ОСАГО и КАСКО), а деньги страховщикам не возвращают. По оценке президента группы компаний «Росгосстрах» Данилы Хачатурова, убытки «Росгосстраха» от действий недобросовестных брокеров в 2009 году составили 130–150 млн рублей. Остальные участники соглашения теряют примерно такие же суммы, полагает он. По мнению страховщиков, бороться с ворами должен также регулятор рынка.

Прогноз на ближайшее будущее у Григорьева не оптимистичный. «Очень хочется быть оптимистом, но не получается, — говорит он. — Средние и мелкие компании будут уходить с рынка, а доходы крупных не вырастут».

Эксперты рынка настроены более позитивно. «Рост сборов будет, но небольшой — инфляцию не перекроет», — считает заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Бизнес выходит из кризиса, растут потребительские расходы — в том числе оживает авторынок.

«При этом кредитные ресурсы для крупных и средних страховщиков стали существенно доступнее. Это позволит страховым компаниям начать постепенное восстановление финансовых показателей и сконцентрироваться на развитии бизнеса. Объем страхового рынка по итогам текущего года, может продемонстрировать положительную динамику на уровне 3–5%. При этом крупные компании будут стремиться воспользоваться сокращением числа участников рынка для наращивания своей рыночной доли, что будет осуществляться за счет развития региональной сети, расширения линейки предложений и увеличения маркетинговой активности игроков», — полагает аналитик ИК «Финам» Юлия Голышева.

Скорее всего, страховщики сгущают краски, дабы привлечь к себе внимание и пролоббировать наконец давно желаемые инициативы — например, увеличение тарифов по ОСАГО на 30%. А еще — снять с себя абсолютно все риски и ответственность, в том числе по выбору агентов, которых они привлекали массово в погоне за прибылью.

Екатерина ШОХИНА, обозреватель «Эксперт Online»

Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля