Финомбудсмен – каким он станет?

10:44
Ассоциация защиты страхователей

Очередным пролоббированным страховщиками проектом или же действительно эффективным внесудебным инструментом по защите прав потребителей? 

Минфин завершает работу над законопроектом о финомбудсмене. Перед внесением законопроекта в Госдуму в экспертных кругах не затихают споры по его основным положениям. Самые актуальные вопросы, которые повисли в воздухе и от решения которых зависит целесообразность создания института финомбудсмена в России: кто станет учредителем института? Кто его будет финансировать? Как обеспечить его независимость, объективность и добросовестность?

О необходимости скорейшего введения института финомбудсмена неумолимо вторит и статистика. Суды завалены исками по спорам с финорагизациями, и особенно - со страховыми компаниями. Эффективная работа института досудебного урегулирования споров между финорганизациями и их клиентами-физлицами может разрешить эту ситуацию.

Финомбудсмен – правовой посредник между финорганизациями (состоятельными, четко организованными и нацеленными на получение максимальной прибыли) и потребителями (разобщенной массой отдельных граждан, цель которых – заплатив деньги, получить качественную услугу).
И, естественно, сплоченные целью минимизировать свои будущие убытки, финансовые корпорации и их объединения уже лоббируют всевозможные поправки в проект о финомбудсмене.

22 января Ассоциации российских банков (АРБ), Всероссийского союза страховщиков (ВСС), НАУМИР и НАПФ передали письмо в Правительство на имя Шувалова И. И. В нем они выражают готовность своих ассоциаций стать учредителями института финомбудсмена, а также совместно выработать принципы финансирования деятельности службы.
Очевидно, что в таком случае сохранить объективность и защиту интересов граждан едва ли удастся. Обратившиеся к Шувалову И. И. ассоциации объединяют участников финансовых рынков, интересы которых они должны отстаивать на основании своих уставов. И здесь сразу стоит отметить, что объединений финансовых организаций множество. Например, только у страховых компаний их несколько десятков. Но претензий к страховщикам меньше не становится. Поэтому вполне обоснованно возникает вопрос: как эти ассоциации смогут сделать эффективной работу института финомбудсмена? Стоит ли тратить на это время, средства и лишний раз экспериментировать с и так изрядно подорванным доверием потребителей к финансовым институтам? Не лучше ли доверить это другой стороне – представителям потребителей, которые уже имеют положительный опыт в защите их прав?

Целью финомбудсмена является охрана и защита прав и интересов потребителей финансовых услуг, обеспечение быстрого, эффективного и безвозмездного досудебного рассмотрения их обращений, повышение финансовой грамотности граждан и укрепления доверия общества к финансовой системе.
Основными принципами деятельности Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг являются независимость, добросовестность, справедливость.

Поэтому сейчас у Правительства РФ есть выбор из трех вариантов:

1. Учредить Службу финансового уполномоченного при Банке России и отчасти передать часть функций, которые сейчас выполняет Служба Банка России по финрынкам, столкнутся с конфликтом интересов и возложить на ЦБ ответственность за благополучие этого института в России;

2. Положиться на объединения финансовых организаций и предоставить им право учредить Службу финансового уполномоченного и в последующем бороться со злоупотреблениями и попытками повлиять на решения уполномоченного со стороны участников этих объединений.

3. Обратиться к опыту защитников прав потребителей на финансовых рынках и предоставить возможность рыночным институтам выработать действенные механизмы досудебного взаимодействия клиентов с финансовыми организациями.

В условиях высокого уровня недоверия к финансовому рынку совершенно очевидно, что просто создать Финансового уполномоченного/Омбудсмена мало, необходимо сделать этот институт привлекательным для потребителей. Для потребителей же он имеет шансы стать привлекательным, если его участие будет для потребителей бесплатно, а деятельность будет оплачиваться самими финансовыми организациями, его решения будут обязательными к исполнению и направлены на защиту прав потребителей. Но от представителей финансовых институтов уже сейчас поступают предложения наложить мораторий на обязательность решений омбудсмена на год-два-три-четыре. Это дискредитирует этот институт с самого начала его существования.

Не дожидаясь окончательного решения Правительства по этому вопросу, в Москве 7 февраля 2014 года зарегистрировано юридическое лицо – «Финансовый уполномоченный. Омбудсмен». Единственным учредителем стал Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей, гендиректор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль», который на протяжении последних 4-х лет в своей и коммерческой, и общественной деятельности последовательно отстаивает интересы потребителей услуг страховых и иных финансовых организаций. Уставный капитал общества составляет 250 тысяч рублей.

При учреждении «Финансового уполномоченного. Омбудсмена» уставом были возложены следующие функции:

· оказание информационно-консультационных услуг в области защиты прав потребителей финансовых услуг;
· внесудебное рассмотрение споров физических лиц с финансовыми организациями;
· защита прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;
· содействие развитию и распространению добросовестной конкуренции на финансовых рынках;
· оказание медиационных услуг потребителям финансовых услуг и финансовым организациям;
· противодействие недобросовестным практикам, применяемым на финансовых рынках;
· сопровождение законодательной деятельности;
· повышение уровня правовой информированности населения о рынке финансовых услуг;
· научные исследования и разработки в сфере финансовых услуг;
· проведение маркетинговых исследований конъюнктуры рынка, выработка программ развития на финансовых рынках;
· содействие российским и зарубежным компаниям, потребителям и продавцам финансовых услуг в соответствии с действующим законодательством РФ.

Краткая биография: Николай Сергеевич Тюрников
Родился 12 января 1980 года в Москве
Президент Ассоциации защиты страхователей
Генеральный директор юридической компании «ГлавСтрахКонтроль», специализирующейся на предоставлении услуг страхователям в спорах со страховыми компаниями;
Является участником Американской национальной ассоциации независимых страховых эджастеров –NAPIA.
Принимает активное участие в законотворческой деятельности по страхованию, является номинантом энциклопедии «Кто есть кто. Ведущие юристы России».
Образование: окончил Государственный Университет – Высшую Школу Экономики, аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
С 2001 по 2007 годы прошел путь до заместителя начальника юридического управления ОСАО «Ингосстрах». Входил в состав комитета по правовым вопросам Российского Союза Автостраховщиков (РСА), правовых комитетов Российского ядерного страхового пула (РЯСП) и Российского антитеррористического страхового пула (РАТСП). Участвовал в работе комиссии по арбитражу национального комитета Международной торговой палаты.
С 2007 по 2010 годы являлся генеральным директором консалтинговой компании в области страхования Uberrima Fides Company (лат. – «наивысшая добросовестность»).
С февраля 2010 года возглавляет «ГлавСтрахКонтроль», с октября 2011 года является президентом Ассоциации защиты страхователей. В 2014 году Николай Тюрников получил диплом медиатора в институте профессионального образования при Торгово-промышленной палате РФ.
Ассоциация защиты страхователей, все пресс-релизы:

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля