Самозатягивающаяся петля страхования

На страховом рынке есть риск попадания компаний в экономическое явление, которое можно назвать самозатягивающейся петлей. Это цепь взаимосвязанных стремительно развивающихся событий, возникающих из-за неустойчивой экономической модели страховщика.

15:23
15
Михаил Косенко
финансовый директор, «Югория»
Часто это обусловлено гипертрофированной экономической зависимостью от «агентов влияния» – банков, рейтинговых агентств, партнеров и т. п. 

Если быстро не разрезать петлю, то она затягивается все туже. Для страховщиков это влечет самые печальные последствия – вплоть до отзыва лицензии и банкротства.

Я многократно наблюдал на практике, как в такую ловушку попадали страховые компании, а в некоторых случаях – был непосредственным участником событий. О том, как можно попытаться вылезти из такой петли, я и хотел бы рассказать в этой статье.

Перечень триггеров событий широк и многообразен. Банки, лизинговые компании, регулятор, налоговые или правоохранительные органы, рейтинговое агентство или даже ключевой контрагент – проявляют первую острую реакцию.

Рассмотрим ситуацию на примере. 

Первая волна. Крупный банк со значительной долей в продажах страховой компании (более 15%) отозвал у нее аккредитацию. Это ведет к снижению сборов и прибыли.

Вторая волна. Страховщик, не желая допустить спада продаж, пытается заместить выпадающие объемы и повышает уровень комиссии агентам. Кроме того, он добавляет «небольшой» демпинг в тарифах. Это ведет к снижению прибыли или даже к убытку в отчетности. 

Третья волна. Рейтинговое агентство понижает рейтинг страховщика. Одновременно с ухудшением отчетности это ведет к новым потерям аккредитаций в банках и лизинговых компаниях. Компания начинает принимать антикризисные меры, в том числе сокращать персонал, резать бонусы и повышать тарифы. Сокращение персонала вызывает негативные публикации в СМИ, что отрицательно влияет на продажи. Снижение бонусов персоналу отрицательно влияет на мотивацию сотрудников. Высокие тарифы не дают возможности вырасти в продажах.

Четвертая волна. При падающем объеме премий для выполнения обязательств приходится «распаковывать» депозиты. Это ведет к снижению инвестиционных доходов и снижению продаж, завязанных на банки. Начинаются проблемы с ликвидностью. 

Пятая волна. Убытки в отчетности и дефицит ликвидности. Слабая финансовая отчетность подрывает доверие рынка. Низкий рейтинг не дает возможности участвовать в конкурсах на право страхования рисков госзаказчиков и корпораций. Дефицит ликвидности ведет к кассовым разрывам и задержкам страховых выплат. Клиенты начинают жаловаться в РСА, ЦБ РФ, омбудсмену, подают иски. 

Шестая волна. Банк России выдает предписания о необходимости произвести просроченные выплаты. Если жалобы повторяются, то компания обязана подготовить план восстановления платежеспособности (или ЦБ РФ предпишет сделать это). О ситуации и санкциях узнают все новые «агенты влияния», что снижает объемы сотрудничества с компанией.

Седьмая волна. Если ЦБ принял подготовленный страховщиком план восстановления платежеспособности, то у компании есть полгода на реализацию плана. Далее все, как правило, сводится к тому, удастся ли менеджменту компании договориться с собственником о докапитализации и поддержке. Таким образом, «петля» уже опасно затянулась, и выбраться из нее чрезвычайно сложно. 

Каким образом можно защититься от этого? Основные правила просты:
  • Введение «реального» риск-менеджмента в качестве серьезной профилактической меры. Все решения определенной категории или свыше определенной суммы должны проверяться риск-менеджером на соблюдение специальных процедур, минимизирующих риск. Например, размещение депозитов под встречный бизнес с новыми банками должно производиться только после тщательного анализа банков и проверки рисков. Другой часто встречающийся пример – открытие филиалов: этот процесс обязательно требует анализа рисков. Многие страховщики открывали филиалы в «токсичных» регионах, что приводило к неконтролируемым убыткам.
  • Купирование проблем на начальной стадии. Действовать нужно спокойно, хладнокровно и расчетливо. В первую очередь – постараться сохранить рентабельность, отказавшись для этого от всех «необязательных» расходов. Это, например, маркетинговые исследования, выездные мероприятия для агентов или партнеров и т. п. 
  • Предварительно информировать собственников о сложившейся проблеме и попытаться найти поддержку. Сформировать антикризисный план и вовлечь представителя собственника в рабочую группу по его реализации. 
  • Попытаться сохранить рейтинг. Возможно, поможет письмо-поддержка акционера. Сохранение рейтинга позволит выиграть необходимое время на исправление ситуации.
  • Не поддаваться сомнительным советам и рекомендациям по быстрому исправлению ситуации за счет демпинга и роста аквизиции. Такие советы являются не «волшебной таблеткой», а подлинным ядом. Например, следует избегать таких вредных советов, как «давайте ослабим андеррайтерские фильтры» или «давайте разрешим директорам филиалов давать допскидки на свое усмотрение» в целях повышения продаж. 
В заключение желаю вам никогда не попадаться в самозатягивающуюся петлю. И помните, что профилактика позволит избежать лавины нежелательных проблем!
15 комментариев
15 комментариев
  • siv-i
    05:14

    Михаил,
    Самозатягивающаяся петля страхования начинается с неумения СК управлять риском.

    Актуарное подразделение, вместо того, чтобы заниматься своим делом, на побегушках у главного бухгалтера (отчетность душит), финансового директора (тренды развития надо рисовать и т.д.), делает непонятное МСФО.

    Моя практика показала, почти во всех компаниях это так. Но есть компании где актуарий — это актуарий.

    С этого надо в том числе начинать.

    • SergG
      00:06

      У нас как всегда советуют анальгинчик принять, если голова заболит.
      Реальную проблему искать сложно, а сложностей у нас не любят. Вот и пишут такое.
      Хотя с "Югорией" все понятно. У кого что болит, как гриться…

  • Kutёk
    10:20

    Самые приятные занятия: торговля льготами и привилегиями, советы как правильно жить

  • Гуру
    22:25

    А также неплохо бы вспомнить наконец о ключевом профессиональном (ключевой, если профессиональный :) )) функционале страхового бизнеса — об андеррайтинге. И усилием воли вспомнить, что именно проф андеррайтинг обеспечивает контроль и экономическую эффективность продаж в СК. А то очевидна тенденция в страховании в РФ забить на андеррайтинг. Типа-а зачем оно надо :) )) типа тока продавцам мешають :) )))
    Отсутствие развитой службы андеррайтинга — это, кстати, первый признак бесконтрольности и начала опасной ситуации в СК. Ну как минимум потери миллионов бизнесом.
    Впрочем, если нет рядом понимающего хозяина бизнеса, то потери денег (вследствие отсутствия реально проф андеров) мало кого будут волновать.
    А че -планировать в пределах естеств роста рынка и говорить боссу, что убыточность у всех «такая» :) )))
    А андеррайтинг-изыски для мудрецов :) )) Все просто, ребята :) ))
    Зато круто уболтать про диджитализацию. :) )) Как будто это осн проблем в стр бизнесе.
    Для сведения-за бугром продажи все чаще выводят в аутсорсинг. Как думаете, почему? Потому что продавцов тренируют на оголтелые продажи, у них менталитет такой-продавать любой ценой и любым способом (и мотивация у них соотв) и все, что им с их точки зрения «мешает»-они угробят (если их допустить к принятию решений по другим частям бизнеса, в тч по риск-менеджменту) даже не задумываясь, а для чего оно было и к чему это приведет… Поэтому их часто выводят из сферы влияния на бизнес-чтобы влияли и не несли внутренние риски в СК.
    Эт по идее ВСС должен контролировать и ЦБ-как минимизируют риски продаж в СК, в т.ч. процессы принятия решений и влияние на них продавцов.
    Ну эт ежели по правильному :) )))

    • SergG
      00:18

      Андеррайтинг должен отражать суть стратегии бизнеса.
      Когда ее нет, андеррайтинг будете рубить, сейлы будут пушить, сб кошмарить, убытчики отказывать. Короче оркестр ость, но мелодия «не зазвучит».
      Лебедь рак и щука — классика жанра в российском страховании.

      • Гуру
        14:00

        Разумеется. Все бизнес процессы СК в идеале должны работать на реализацию стратегии. Но не у всех СК есть реальная стратегия, вот в чем дело :( ((
        Клич «берем все, а там авось пронесет» -все таки не стратегия. Во всяком случае-не ведущая к фин успеху. Бизнес ое ведь ради чьего то фин успеха. Только вот получается, что далеко не всегда ради глобального успеха СК в целом :) ))
        Но если значимость правильной стратегии и знание, как именно ее реализовывать чаще всего отсутствуют… Иногда даже смешно :) )

        • SergG
          22:44

          «Не у всех ...»
          Мне кажется точнее будет почти ни у кого.
          А описанное вами как раз следствие. Это чисто российская история, когда стратегии у бизнеса нет, а цель есть. И имя ей «план»!
          Кесарю кесарево как гриться

  • Olegatore
    09:30

    История «Югории» за последние 10 лет)))

  • Гуру
    22:30

    SergG, конечно, под цель, озвученную собственником, стратегию и делают. План увязывают со стратегией. Точнее -надо бы делать :) ))
    (Эт если собственник цели ставит сам, с пониманием сути :) )) )
    Но ведь это надо и понимать, что так реально необходимо для эффективности бизнеса и уметь это делать.
    Не делают, потому что мотивация менеджмента это не стимулирует. Собственник что думает -?
    Профи в бизнесе почти нет, манагеры рулят по индивид понятиям и сами себе формируют мотивационные условия. Легко исполнимые и не сильно напрягающие.О проф знаниях и соотв о реальных возможностях бизнеса, то есть о возможности увеличения прибыли ск за счет грамотного управления поэтому и речи нет.
    Эт примерно как сырую нефть продавать или уже бензин. А на фига нефтянику бензин-когда он с добычи отгрузил сырец и все гуд.А что прибыль потеряна-так это ж не его. :) ))
    Эт к тому, что системно бизнес деградирует, а всякие надзиратели за ним этого даже не чуют…

  • DAAB
    06:26

    Я многократно наблюдал на практике, как в такую ловушку попадали страховые компании, а в некоторых случаях – был непосредственным участником событий. — НА стороне ЦБ?

  • SK54
    15:45

    Крупный банк со значительной долей в продажах страховой компании (более 15%) отозвал у нее аккредитацию. Как-то все забыли про эту проблему. А дальше отгребают все и хороший андеррайтинг и плохой.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля