Двух предписаний за год будет достаточно для отзыва лицензии страховой компании

Законодатели готовят изменения, связанные с санацией страховых компаний. Ряд этих новаций сомнительны и вызывают беспокойство. Давайте внимательно посмотрим на положения законопроекта, который скоро будет рассматриваться Госдумой во втором чтении.

12:00
11
Алексей Чуб
Старший вице-президент, ВСК

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части санации страховых организаций» допускает:

возможность использования Банком России субъективных, оценочных суждений, принимаемых в качестве оснований для начала осуществления процедуры санации страховой компании и выбора мер надзорного реагирования;
чрезмерную концентрацию властных полномочий у регулятора при практически полном исключении возможности влиять на принимаемые решения со стороны санируемого страховщика;
радикальное изменение правового регулирования процесса надзора за субъектами страхового дела, в том числе в части порядка приостановления и отзыва лицензии. 

Полную версию этой статьи читайте в №1/2018 альманаха «Книга юриста страховой компании». Скачайте ознакомительный фрагмент издания, заполнив заявку

При этом законопроект представляется недостаточно проработанным, а положительное заключение Верховного суда РФ на документ отсутствует ввиду фактического лишения страховщиков права обжаловать в судебном порядке действия Банка России, проводимые в рамках процедуры санации.

Основанием для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка России законопроект называет наличие признаков неустойчивого финансового положения страховой организации, создающего угрозу интересам ее страхователей, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового рынка). К числу таковых отнесено отражение страховой организацией в отчетности или установление контрольным органом документально подтвержденных фактов, сделок, достоверное отражение которых в отчетности страховой организации приводит к нарушению требований финансовой устойчивости и платежеспособности и возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации.

Законопроект позволяет толковать это понятие весьма расширительно, что может явиться причиной необъективных оценок и неправомерных решений со стороны органа страхового надзора. Можно только предполагать, каковы должны быть подобные действия, на основании каких критериев может быть сделан вывод о наличии вышеупомянутой угрозы.

В качестве основания для осуществления надзорных действий вплоть до отзыва лицензии у страховой организации также упоминается совершение действий, создающих угрозу правам и законным интересам застрахованных лиц (выгодоприобретателей) и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка. Законопроектом не регламентировано, на основании каких критериев Банк России может сделать вывод о том, что указанные действия представляют угрозу.

Законопроект предусматривает широкий перечень мер надзорного регулирования Банком России, применяемых в случаях нарушения страховщиком таких требований законодательства, как введение ограничения на совершение отдельных сделок, запрет на совершение отдельных сделок, ограничение, приостановление, отзыв действия лицензии.

Законопроектом органу страхового надзора предоставляется право отозвать лицензию у субъекта страхового дела при нарушении последним требований законодательства РФ, если в течение года к нему неоднократно применялись меры надзорного воздействия, а также при установлении фактов существенной недостоверности отчетности. Иными словами, наличие у страховой организации в течение года хотя бы двух предписаний со стороны органа страхового надзора за любые нарушения законодательства достаточно для отзыва у нее лицензии. В законопроекте не раскрывается, как определяется, что недостоверность отчетности является существенной.

Законопроект предусматривает, что обжалование субъектом страхового дела предписания в судебном порядке не приостанавливает его исполнения, фактически, страховщик лишен возможности влиять на решения, принимаемые органом страхового надзора, поскольку независимо от факта его обжалования в судебном порядке страховщик должен его исполнить, а в случае неисполнения заплатить штраф.

Законопроект предусматривает право Банка России направлять в страховую организацию своих представителей для проведения анализа ее финансового положения. На основании отчета представителей Банка России о проведенном анализе Банк России принимает решение о целесообразности осуществления мер по санации страховой организации. Вместе с тем, законопроект не содержит положений, определяющих цели, задачи и требования к оценке финансового положения анализируемой страховой компании, и не предусматривает возможность представителей страховой организации знакомиться с отчетом о проведенном анализе и каким-либо образом выразить свое отношение к нему. Имеется только отсылка на нормативный акт Банка России, которым будут устанавливаться порядок и методика проведения анализа.

Учитывая то обстоятельство, что любое решение по результатам анализа финансового положения сопряжено с судьбоносными изменениями в жизни страховой компании, ее участие (хотя бы косвенное в виде прав на ознакомление с результатами анализа и выражение своего мнения по нему) в выработке решения представляется необходимым в целях придания результатам анализа большей открытости и объективности.

Учитывая, что в случае принятия Банком России решения о санации страховой организации, Управляющей компании, назначаемой Банком России для реализации мер по санации, не только передаются все права временной администрации страховой компании, установленные действующим законодательством, но и дополнительно предоставляются новые полномочия, еще более ограничивающие права органов управления (акционеров, участников) страховой компании, в законопроекте следовало бы предусмотреть инструменты, которые бы снижали риски неверных решений, основанных на субъективных оценочных суждениях. 

О подходах в личном страховании, которые можно использовать по аналогии с регулированием имущественного страхования, читайте в ознакомительном фрагменте книги. Получить фрагмент

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
11 комментариев
11 комментариев
  • СтрахОвщицца
    14:07

    а) закон создаёт возможность грабить страховые компании безнаказанно
    б) поле для коррупции необъятное — выдавай два предписания и руби деньги за то, что бы третье не всандалить.

  • йонас
    14:09

    Так удивляться не надо. Банк России костная структура с ярко выраженным коммерческим интересов.
    Единственное средство повлиять на этот проект инициировать профессионально-общественные слушания с привлечением всех заинтересованных сторон, но ВСС на это не пойдет. Обращайтесь через Президента РФ, ВС РФ, через некоторый депутатский корпус, например, Лысаков и Ассоциации/Союзы страхователей.
    Сейчас у ЦБ РФ очень просматривается коммерческая заинтересованность.

  • йонас
    14:27

    А почему молчит Ассоциация страховых юристов? Или она уже приказала долго жить?

  • Александр_Викторович
    14:48

    А может это для того, чтобы убрать мелкие компании с рынка?! Они ведь не надежные. Так же как ЦБ почистил список банков…

    • UnDer
      15:02

      А почему мелкие компании ненадёжные? Многие из них пережили лидеров рынка вроде «России», Ростры, Оранты и так далее, которые входили в топ-30, а то и в топ-20 страховых компаний страны. Молчу уж про всякие «СК Лидер» и «СК Природа»

  • Аглая
    15:03

    Очередной сказ про то, как злой ЦБ хочет обидеть белых и пушистых страховщиков… Очень странно слышать из уст юриста.

    А если по сути, то страховщикам стоит свыкнуться с ближайшей перспективой отделения ЦБ от РПЦ, эпоха работы по принципу «греши, но кайся» подходит к концу, безлимитных абонементов на нарушения законодательства больше не будет… Кто хочет продолжать работать не по закону, а по понятиям, пусть идет торговать пивом.

    • Кенгурёнок
      22:42

      Вот пургу-то гнать не надо. Бардак как есть, так и будет. ЦБ — полные бездари и никогда с ним не справятся. Просто ещё одной гадостью больше. И это переживём.

      У ЦБ вон, собственный страховщик отчётностью махинирует. Они с ним разобраться не могут, порядок это не про них.

  • СтрахОвщицца
    12:36

    Со своими бы страховщиком и банками отжатыми у бизнеса ЦБ бы разобрался. Если бы на рынке кто-то из оставшихся страховщиков такие показатели в отчётности бы показал, тут же бы лицензии лишился. Сейчас рынок видит, что кому-то можно, а кому-то совсем всё можно.

  • AndeRAYta
    21:22

    Конвейер по отжиму бизнеса и набиванию карманов запущен с новой силой. И чего ждать потом? Когда всех независимых раздербанят это кубло возмется за брокеров, агрегаторов и любой другой прибыльный бизнес.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля