Демпинг в страховании – неиссякаемая тема. Часто приходится слышать, что демпинг – это наша главная беда, из-за демпинга страховщики становятся неплатежеспособными, из-за демпинга у нас нецивилизованный рынок. На мой взгляд, о демпинге существует несколько мифов, или, может быть, «полуправд», о которых я хотел бы порассуждать сегодня.
Первый миф. Принято считать, что один из показателей демпинга – это убыточность более 100%. Если убыточность компании выше 100%, значит, тарифы не покрывают расходы, выплаты и будущие выплаты. Соответственно, если этот показатель ниже 100%, значит, тарифы адекватные. Это не совсем так. Большую роль играет уровень резервирования. Компания, занижающая размер резервов, искусственно может поддерживать коэффициент убыточности ниже 100%, но ее реальная убыточность гораздо выше. Демпинг в результате недорезервирования еще хуже демпинга из-за высокой убыточности. Он скрыт и тяжело выявляется.
Второй миф. Демпинг – это понижение тарифов. Это тоже не совсем так. Действительно, многие компании пытаются привлечь клиентов заниженными тарифами, но гораздо больше распространен демпинг через завышенные комиссионные посредникам. Реально это тот же демпинг, потому что если бы страховщики платили меньшие комиссии и не устраивали гонки комиссий, их тарифы вполне покрывали бы все расходы, выплаты и будущие обязательства. Высокие комиссионные – одна из причин того, что при достаточно высоких по мировым меркам тарифах убыточность в России тоже довольно высокая.
Третий миф. Демпингующая страховая компания долго не протянет, поработает пару лет и обанкротится. В действительности страховщики могут демпинговать долго. Единственный фактор, от которого они зависят, – это темп роста взносов. Растут поступления – страховщик живет. Но если происходит какой-то сбой, система сразу рушится. Сбои могут быть самые разные, как внутренние, например уход части сотрудников, так и внешние, например недавний кризис. Если же взносы постоянно растут и рынок в целом растет, то и демпингующая компания, к сожалению, может расти очень долго.
Первый миф. Принято считать, что один из показателей демпинга – это убыточность более 100%. Если убыточность компании выше 100%, значит, тарифы не покрывают расходы, выплаты и будущие выплаты. Соответственно, если этот показатель ниже 100%, значит, тарифы адекватные. Это не совсем так. Большую роль играет уровень резервирования. Компания, занижающая размер резервов, искусственно может поддерживать коэффициент убыточности ниже 100%, но ее реальная убыточность гораздо выше. Демпинг в результате недорезервирования еще хуже демпинга из-за высокой убыточности. Он скрыт и тяжело выявляется.
Второй миф. Демпинг – это понижение тарифов. Это тоже не совсем так. Действительно, многие компании пытаются привлечь клиентов заниженными тарифами, но гораздо больше распространен демпинг через завышенные комиссионные посредникам. Реально это тот же демпинг, потому что если бы страховщики платили меньшие комиссии и не устраивали гонки комиссий, их тарифы вполне покрывали бы все расходы, выплаты и будущие обязательства. Высокие комиссионные – одна из причин того, что при достаточно высоких по мировым меркам тарифах убыточность в России тоже довольно высокая.
Третий миф. Демпингующая страховая компания долго не протянет, поработает пару лет и обанкротится. В действительности страховщики могут демпинговать долго. Единственный фактор, от которого они зависят, – это темп роста взносов. Растут поступления – страховщик живет. Но если происходит какой-то сбой, система сразу рушится. Сбои могут быть самые разные, как внутренние, например уход части сотрудников, так и внешние, например недавний кризис. Если же взносы постоянно растут и рынок в целом растет, то и демпингующая компания, к сожалению, может расти очень долго.
C этим трудно поспорить)
Добавлю только, что во время недавнего кризиса смешно было читать крики некоторых руководителей СК из первой десятки «Караул, демпинг!». При этом сами занимались 100% демпингом.
Павел, Вы прямо как MythBusters с телеканала Discovery )))
Надо было приложить в качестве наглядного доказательства компанию Росстрах…
Демпинг — тема очень интересная.
Демпингуют, когда продавец слабый или ленивый, когда СК живет за счет оборотов, когда 1 и 2 вместе взятое, есть третий вариант жлобство клиента…
А нам (сообществу) интересно поглядеть на лидеров демпинга комиссий?
Мне кажется, получить экспертную оценку этой весьма интимной вещи можно было бы за неделю — вывесить табличку с популярными компаниями и дать выбор вариантов комиссии, которые они дают. Местный народ проголосует — пусть и анонимно, но, надеюсь, адекватно — увидим картинку.
Четвертый миф. Демпинг это когда отдельная СК начинает работать по тарифам значительно более низким, чем принято на рынке. Это опять же не совсем так, поскольку частенько рынок «держит» неоправданно завышенные (с точки зрения рискового подхода к ценообразованию) цены на отдельные виды страхования. Классический пример — все помнят по каким тарифам заключались договоры страхования риска неисполнения обязательств по госконтрактам. А также динамику изменения этих тарифов.
имхо российский страховой рынок — не совсем тот рынок, где от демпинга как такового что-то реально зависит. демпинг здесь лишь инструмент и следствие реализации некоего проекта, который имеет определенную росстрахообразную цель.
Немного разовью тему, начатую Seventy.
Даже если компания в некотором сегменте предлагает более низкие цены, чем рынок, это еще не означает демпинга.
«Правильная цена» на отдельный риск бывает только в актуарных учебниках, в выхолощенных до абсурда задачах. В реальности, «правильный» тариф на один и тот же автомобиль или на одну и ту же квартиру в разных компаниях с разными профилями риска, разным запасом капитала и разной целевой прибыльностью будет отличаться, но это вовсе не означает, что компания с тарифом ниже рыночного демпингует или работает себе в убыток.
И еще один миф добавлю, о том, что демпинг рано или поздно все равно приводит к проблемам с платежеспособностью. Отнюдь нет, хорошо просчитанная демпинговая стратегия может принести пользу всем (кроме конкурентов). Главное — понять, когда начать ценовую войну, в каких сегментах ее начать, а когда следует соскакивать с этой иглы. И главное — сколько капитала сожрет такая стратегия, а сколько — принесет.
Теория демпинга хороша до определенного момента. Берем Гефест — СМР, СРО и все, что касается строителей, административный ресурс таков, что тарифы по этим видам ниже плинтуса, АВ посредникам почти нет и посредников нет ( полный игнор); Британский дом — песнь...; и список можно продолжить.
Что касается АВ или многие называют КВ (продажа полисов через комиссионный магазин), то этим грешат и ТОП-5 и все прочие, самое большое мне предложили 50%…
Но есть прачечные под видам АВ откаты дают от 65 и выше…
Пожалуй, самая важная суть отмечена лишь ДФ: демпинг может быть только в рынке.
Аууу, российский рыноооок, хде ты?
Российский рынок не понять,
Аршином общим не измерить:
На нем особенная стать, в наш рынок можно только верить.
(C) 2011г.
noire
+1
Не понятно — что хотел сказать автор этой статьей.
Неужто из читающих этот сайт есть другие точки зрения насчет демпинга?
А то, что надзорные органы сквозь пальцы смотрят на все фокусы с нарушением залицензированых тарифных ставок — и КВ, и резервы и проч. — это слабо описать? И почему так происходит — тоже интересная и куда более емкая тема.
Мало того, инструментария у ФССН достаточно, чтобы это обнаружить. 1+2 форма и восьмерка этого вообще за глаза хватит чтобы увидеть и КВ и адекватность резервов. Хотя зачастую достаточно только первой и второй формы, как я уже ранее демонстрировал Павлу, но что-то никакой реакции нет
А почему так происходит тоже понятно, и так в этом году нас останется 300 (компаний), ни федералов из топ 20 ни регионалов с долей в своем регионе под 30% от премий трогать нельзя — социальный коллапс может случиться. Вся эта система с «Картами риска» из 120+ показателей, которой так гордится надзор вообще ничего не стоит, если туда попадают компании уже банкроты или предбанкроты. Кроме того размер КВ, насколько я понимаю должен очень сильно интересовать ФНС, но и они почему то смотрят мимо.
я щас может быть скажу какую-нибудь глупость, но вот наверное в формах, которые надзору предоставляются, страховщики не пишут «мы платим 50% КВ по осаго»/ мне вот так кажется почему-то
Ну тем более это дело ФНС проверять как же умудряются платить такое КВ
И снова и снова) Это не рынок, а базар)
я предлагаю ввести смертную казнь за продажу полиса осаго за КВ. без КВ можно, а с КВ — электрический стул.
Ха ха) Это легко) Только КВ платить не обязательно, все выводят через ДВОУ)))
Целиком поддерживаю ДФ! Пусть выводят как хотят, но в этом случае официально не смогут существовать никакие нештатные посредники. То есть полис сможет продать только работник компании, про которого все и всем более-менее ясно. И никто не переложит ответственность за демпинг на «левых» брокеров.
Шутки шутками, а именно по похожим причинам в Великобритании с 2012, в Голландии с 2013 вводится законодательный запрет на выплату комиссионных. Платить должен напрямую клиент агенту за адекватную консультацию. Как это часто бывает — волна сия пойдет по Европе. И не сказал бы, что это плохо.
Но афтар эти темы не поднимает… Политика-с и интересы влиятельных людей-с…
2 iliaa.com
я вот зашла на Ваш сайт без приглашения, Вы уж простите меня. и вот теперь от лица моих коллег искренне прошу Вас украсить сообщество своей заметкой.
Павел Самиев
Пальцев пять, а аргументов — три.
Или надо пару аргументов добавить или пару пальцев убрать.
Тогда всё будет логично.
Какие же Вы наивные) Для того чтобы не было такого демпинга, надо как минимум либо законодательно, либо на уровне отрасли загнать всех в единые сбытовые правила, как, например, КонсультанПлюс, а до тех пор ничего не изменится.
1. Самый простой вариант-оставить на рынке одну компанию и сравнивать будет не с чем…
2. Создать институт государственных страховых тарифов и «отстреливать» всех кто ниже плинтуса…
По-моему, здесь забыли упомянуть про самый главный миф о демпинге в страховании в России. Вообще-то демпинг — это инструмент, который может себе позволить только крупная компания, ну или, в крайнем случае, очень большая средняя.
А у нас — «оказывается, не только мелкие компании демпингуют, но даже некоторые крупные»…
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах