Кто и почему смог заработать в страховании?

07:30
14
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства, «БизнесДром»

2009–2010 гг. оказались крайне сложными для страхового рынка с точки зрения финансовых результатов. Многие страховщики сработали эти годы в минус. Причины очевидны: на фоне сначала сокращения, а затем стагнации рынка убыточность выросла на несколько процентных пунктов. По итогам 2010 г. она составила 105% в среднем по рынку. При этом рентабельность инвестиций, напротив, сократилась в среднем с 8,5% до 7%.

Однако на фоне этой общей безрадостной картины можно выделить пятерку крупных страховщиков, заработавших в 2010 г. значительную прибыль.

Первое место по размеру полученной в 2010 г. прибыли занял «СОГАЗ». Понятно, что у этой компании наилучшие возможности для извлечения прибыли. Страховщик давно работает в корпоративном сегменте, хорошо контролируемом с точки зрения рентабельности. Кроме того, ему не нужно специально ухищряться, чтобы получать большие объемы бизнеса, нет характерной для большинства участников рынка огромной нагрузки от комиссий посредникам и представителям. Соответственно, давление на маржу существенно ниже, чем у других рыночных компаний. «СОГАЗ» заработал более 5 млрд р. чистой прибыли за 2010 г. и стал безусловным лидером по этому показателю.

Второе и третье места заняли «РЕСО-Гарантия» и «Ингосстрах» соответственно. И эти компании заслуживают похвалы. По итогам 2010 г. прибыль «РЕСО-Гарантии» составила 3,8 млрд р., «Ингосстраха» – 2,7 млрд р. Оба страховщика активно работают на открытом рынке, в том числе и в рознице, имеют достаточно большую долю среднего бизнеса, а также по большей части рыночный корпоратив. Положительные результаты «РЕСО-Гарантии» и «Ингосстраха» – это итог отличного андеррайтинга, грамотной селекции рисков, правильной тарификации.

Четвертое место в нашем рэнкинге заняла «дочка» банка «Русский Стандарт» – компания «Русский Стандарт Страхование». За 2010 г. она получила 1,9 млрд р. чистой прибыли. Такого результата компания смогла добиться благодаря специфике своего канала продаж.

Наконец, пятое место – у «Росгосстраха». Это крупнейшая компания в России по объему взносов, но вот по прибыли только пятая. У «Росгосстраха» огромный потенциал. Компания традиционно работает в ритейле и поэтому располагает почти неограниченными возможностями для расширения клиентской базы. Но розница, конечно, гораздо сложнее и убыточнее корпоратива. Правда, нельзя не отметить, что последние три года убыточность в рознице и в корпоративном страховании выравнивается, поскольку в кризис демпинг в корпоративе побил все рекорды розницы. Возможно, очень скоро показатели убыточности страхования «физиков» и «юриков» будут равны.

Наконец, last but not least – куда лидирующая пятерка компаний по финрезультату направляет прибыль. Тут есть сильные различия: «РЕСО-Гарантия» более 70% чистой прибыли направит на выплату дивидендов. «СОГАЗ» выплатит в виде дивидендов лишь 17%, а «Ингосстрах» оставит прибыль полностью нераспределенной. В этом плане интересны и возможные планы по приобретению компании «Югория» (должна быть приватизирована в этом году) кем-то из крупных компаний.

Очевидно, что «СОГАЗ» и «Ингосстрах» могут прямо сейчас принять на баланс полностью такой актив – им хватит и ликвидности, и капитала (особенно при такой величине нераспределенной прибыли). Другим компаниям-претендентам, видимо, не избежать получения кредита под подобные цели.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
14 комментариев
14 комментариев
  • Flagg
    11:10

    Отличный пост! Этакий «рентген» лидеров рынка.

  • Павел Самиев
    12:10

    Спасибо!!! :) здесь, кстати, вся табличка с финрезом по году: http://www.raexper...
    http://www.raexper...

  • Andrey59t
    12:11

    Путинский родственник СОГАЗ продвинул — no comment
    Росгосстрах- не страхованием занимается, планами по захвату всего рынка с помощью финансовых инструментов, НО НЕ СТРАХОВАНИЯ…

  • censor
    12:16

    В принципе так оно и есть, укзанная пятерка скорее всего и в этом году займет лидирующие позиции. А вот как будут обстоять дела с продажей «Югории» особенно интересно

  • Заинтересованный взгляд
    12:26

    Всегда как-то обращаешь внимание на нестандартные действия участников рынка.
    Откуда вдруг появилась такая прибыль у РЕСО? Зачем вдруг решили выплачивать 70% от нее в виде дивидендов? Что стоит за такими решениями: пиар, желание как-то легализовать деньги для создания/капитализации другого бизнеса акционеров, требования иностранцев...?

  • nkiselev
    13:09

    2 Заинтересованный взгляд: странная постановка вопроса! основная цель любого бизнеса прибыль акционеров. РЕСО эту прибыль заработало, показало (что немаловажно!) и решило выплатить. в чем нестандартность???

  • Юрий М
    13:57

    Да какой это рентген? Это диагностика работы двигателя по звуку мотора, услышанного по телефону… И вовсе не финрез никакой.

  • DMitin
    20:04

    АВТОРУ НЕЗАЧЕТ!!! Анализ финреза российских страховых компаний это примерно то же, что и с Банком Москвы (респект А. Григорьеву). Вроде все нормально, рейтинги, аудит, прибыль, и вот вдруг (!), обнаруживается «черная дыра» колоссальных размеров! Все плохо, господа!!!

  • Seymour G
    21:32

    имхо, хороший пост. Четкие факты, данные — ну а выводы каждый сделает сам.

  • nkiselev
    22:09

    2 DMitin: считаете, что мало ненависти у блоггера? :)

  • Заинтересованный взгляд
    22:20

    to nkiselev

    Видите ли, я внимательно прислушиваюсь к мнению уважаемого автора поста и, когда он 24.12.2007 прокомментировал процесс начала сделки по покупке части акций РЕСО в РБК таким образом, что стратегическому инвестору дивиденды-то как раз и не важны, ему другое в компании интересно, то я был склонен автору в этом поверить.

    Вот цитата:
    «Для РЕСО выгодно было найти именно стратегического инвестора, причем претендующего на выкуп опциона», — говорит Павел Самиев, директор департамента рейтингов фининститутов «Эксперт РА». «Институциональные инвесторы, например, выкупившие бы акции при IPO, уже на первоначальном этапе были бы заинтересованы в том, чтобы стоимость этих бумаг росла и они получали хорошие дивиденды, — добавляет он. — А стратег прежде всего заинтересован во вхождении на рынок через мощный бренд и в дальнейшем — во внедрении новых технологий для снижения издержек, а уж потом — в росте капитализации».

    Да и сама РЕСО раньше как-то не была «замечена» в выплатах дивидендов, всё рекапитализировала.
    А теперь что мы видим? За 2008 год компания впервые выплатила дивиденды, не так много – 403 млн. (http://www.rosinve...). За 2009 год – дивиденд уже был 2,39 млрд. или 77,1% на акцию, этот год — опять дивиденд. Да еще какой, 2,9 млрд. или 90,9% на 1 акцию. И прибыль от бизнеса всё круче и круче (что, безусловно, не может не радовать всех, кто этому бизнесу посвящает всё своё рабочее и даже часть личного времени). За 2009 г. прибыль составила 2,4 млрд., за 2010 — 3,8 млрд., за 1-кв 2011 уже более 1,8 млрд. Если другие периоды не подкачают, то прибыль в этом году вдвое больше прежнего будет. Жаль, что акции не котируются, а то бы уже бежал покупать себе немного.

    Не хочу забирать у автора поста его «хлеб» и даже пробовать анализировать за счет чего уважаемая нами компания вдруг стала получать такой бухгалтерский доход, какая структура активов, развитие дебиторской и кредиторской задолженностей, а также что означает такая доля вложений в долговые инструменты (которые, кстати, выросли за 15 мес. с 2,6 до 11,5 млрд.) и пр., и пр. Надеюсь, мы прочтем его комментарии об этом.
    Просто подобная «доброта» в раздаче практически всей полученной прибыли не характерна была для этой компании, да и для страхового рынка, а также вступает в противоречие с прогнозами аналитиков, в т.ч. Павла Самиева, основанных, как я понимаю, на поведении других игроков в аналогичных ситуациях. Здесь же мы видим какой-то «аттракцион неслыханной щедрости».

    Закономерно возникает вопрос – ПОЧЕМУ? Что за этим стоит?

    Как компания на уровне «стагнирующего рынка» и его закритичной убыточности получила прибыль в прошлом году более 10% от сборов, а в первом квартале этого года – уже почти 20% от премий? У того же Ингосстраха аналогичные цифры 6,8% и 12% соответственно. Опять же, почему так? Где секрет «золотого ключика»? Только ли «это итог отличного андеррайтинга, грамотной селекции рисков, правильной тарификации», как пишет автор?

  • nkiselev
    23:05

    что за этим стоит? думаю, что желание СЭ продать компанию инвестору

  • Заинтересованный взгляд
    23:34

    Тоже очень возможный вариант, кстати.

    Как говорилось в той же заметке РБК от 2007 года, опцион действует в 2010 и 2011 годах. Время поджимает, однако. А при отсутствии рыночной цены на акции в силу их некотируемости и неторгуемости, вариант с ценой покупки под расчет потока дисконтированной прибыли о-о-очень неплохо выглядит с такими-то деньжищами, выплаченными по большей части самим себе.

    Хорошая идея. Если они этот вариант с французами дожмут и прокрутят, то я им заранее аплодирую. Да, «Цюрих» тогда отдыхает ;-)

  • BIK
    08:32

    Заинтересованный взгляд,
    Вы — молодец. Пытаюсь разглядеть в вас товарища :) )) Вы в каком полку служили?

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля