Мошеннические схемы по ОСАГО на юге России. Как противостоять?

В Крыму с автостраховщиков было взыскано более 280 млн р. благодаря мошенническим схемам. О том, как удалось сломать эту систему, АСН рассказал гендиректор группы юридических компаний «Лекс» Джавид Дамиров.

14:44
6
На фото Джавид Дамиров.
— Расскажите о вашем кейсе. 
— В Крыму по двум мошенническим схемам с крупного автостраховщика по более чем 400 делам было взыскано свыше 280 млн р. Все решения были приняты одним судьей районного суда г. Симферополя. Все иски были рассмотрены без извещения страховщиков и решены в пользу автоюристов. 

— Насколько масштабным является подобное мошенничество?
— Наибольшее распространение такой вид мошенничества получил в так называемых «токсичных» регионах России, а проблема затрагивает практически всех крупных страховщиков. По нашим оценкам, в совокупности со страховых компаний в результате мошеннических действий только в одном регионе взыскано более 1 млрд р.
 
— Опишите две схемы, о которых Вы сказали выше.
— Все дела были связаны с ОСАГО. Первая категория связана с одним конкретным автоюристом. Он по договору цессии выкупил права требования у автовладельцев к страховой компании и на этом основании подал 334 иска. В результате в общей сложности со счетов страховщика было списано 219,4 млн р. Обратите внимание, что средняя сумма взыскания составила более 650 тыс. р., в то время как в Крыму среднее взыскание по автоспорам по нашим делам составляет менее 80 тыс. р.
 
— Почему такие крупные взыскания?
— Это следствие всей мошеннической схемы. Нарушилось правило подсудности — дела вообще не должен был рассматривать данный суд Симферополя. Так, автоюрист представил справку из хостела о том, что проживает в Симферополе. Но по уступке требований можно рассматривать дела только по месту нахождения ответчика. Также в материалах дела имеется справка помощника судьи о том, что он выезжал в г. Краснодар, однако найти страховщика и вручить ему повестку не удалось. Но такие справки не могут служить основанием для определения территориальной подсудности.

В основу решений были положены экспертизы стоимости восстановительного ремонта автомобилей. А они были проведены с нарушениями закона.  То есть без осмотра автомобиля, эксперты включали в расчёт стоимости повреждения, не подтвержденные фотоматериалами, неправильно определялась среднерыночная стоимости автомобиля и т.п.

Грубые нарушения были допущены в расчёте на то, что страховщик не будет участвовать в судебных заседаниях, а значит, не сможет защититься. 

— В чем суть второй схемы? 
— В ходе работы над первой категорией дел нами были выявлены еще 97 решений того же судьи (на общую сумму в 60 млн р., в среднем по делу взыскано около 618 тыс. р.). 

Иски уже подавались разными автоюристами, которые де-юре представляли автовладельцев по доверенности, но фактически действовали самостоятельно, как по уступке прав требования. Автовладельцы получали небольшое вознаграждение в размере 30-50 тыс. р. и выдавали доверенности на представление интересов в суде, открытие счета в банке, получение денег от их имени на сумму более 600 тыс. р. Владельцы автомобилей узнавали о своих «победах», когда налоговики уведомляли их о необходимости уплаты налога на взысканные суммы.

— В чем именно был обман?
— По закону штраф со страховщика могут требовать только потребители, которыми скупщики «долгов» не являются. Именно поэтому заключение договора цессии автоюристам невыгодно, и они предлагают работу по доверенности.
 
В других случаях автоюристы получают генеральные доверенности при выкупе поврежденного автомобиля, который затем (через 1-2 года) используется для организации «подставных» ДТП. В таком случае иски предъявляются от имени фактически уже «бывших» владельцев транспортных средств. Естественно, без их фактического волеизъявления.

— Удалось «повернуть» решения?
— По первой схеме Верховным судом Республики Крым процессуальные сроки восстановлены, все решения отменены, дела переданы по подсудности в районный суд Краснодара по месту нахождения филиала страховщика. После повторного рассмотрения дел общая сумма взыскания составила 14 млн р. вместо 219,4 млн р., а сумма «отбития» — более 93% от первоначальной суммы взыскания. Получены исполнительные листы о повороте исполнения решений суда.

В отношении автоюриста возбуждены два уголовных дела, он заключён под стражу. Денежные средства на его счетах были арестованы, и с этих счетов около 70 млн р. возвращены страховщику. 

По делам второй группы восстановлены сроки обжалования решений, решения отменены, дела переданы для рассмотрения по существу по подсудности в различные суды страны. (с примером одного из споров можно ознакомиться здесь — АСН). 

— С кого взыскиваются деньги? С автоюристов или автовладельцев, от которых подавались иски? 
— Мы начали процедуру возврата денежных средств уже с реальных страхователей, поскольку таковы формальные требования закона. Понимаем, что для автовладельцев такие взыскания — как гром среди ясного неба. Хотя невинными ангелами я бы их не назвал: люди передавали самые широкие полномочия автоюристам, подписывая нотариально заверенные доверенности. Чтобы понимать последствия таких действий не надо быть юристом.
 
Однако, руководствуясь понятием справедливости и гуманности, мы предпринимаем меры для того, чтобы в конечном итоге денежные средства вернули не страхователи, а конечные выгодоприобретатели мошеннических схем. То есть те, кто реально получил деньги. 

— Сегодня стало известно, что депутаты «Единой России» разработали законопроект, запрещающий потерпевшим перепродавать право на возмещение ущерба в ДТП. Это будет эффективно? 
— Я отрицательно отношусь к этой идее. Это искусственное препятствие, которое легко будет обходиться желающими. 

— Как Вы рекомендуете страховщикам проводить линию защиты от таких массовых схем?
— Во-первых, нужно работать на опережение, исключить различные неожиданности. Для этого необходимо отслеживать в государственной автоматизированной системе (ГАС) «Правосудие» все возможные дела с участием страховщика. В ручном режиме это сделать невозможно. Мы разработали поисковую программу, которая отслеживает новые дела в ГАС «Правосудие», назначенные с участием нашего клиента во всех федеральных судах РФ. Программа в режиме онлайн обновляет актуальные данные. Иногда мы получаем сюрпризы, похожие на вышеописанные случаи. Знаю, что такая программа есть только у нас и у двух страховых компаний. 

Во-вторых, автоюристы подают такие иски десятками, которые для них являются единым проектом. Страховщики должны это понимать, видеть элементы проекта, анализировать связи между ними. Общая картина позволяет увидеть структуру, всех участников, преступную схему. Это позволяет добиться понимания у квалификационной коллегии судей, правоохранительных органов и вышестоящего суда — как по конкретным гражданским делам, так и по общей схеме.

В-третьих, необходимо добиваться возбуждения уголовного дела. Наш опыт показывает, что надлежаще подготовленные документы (со схемами преступной деятельности, таблицами доказательств по эпизодам, подробной пояснительной запиской) всегда, подчеркиваю, всегда приводят к возбуждению уголовного дела.
 
Только системная, оперативная и в достаточной степени агрессивная защита от хорошо запланированной преступной деятельности может создать «некомфортную» среду для её участников и искоренить мошеннические схемы.
 
И надо действовать на предупреждение. Как правило, принятие своевременных мер не позволяет злоумышленникам списать деньги со счетов страховщика, предотвращает колоссальные убытки. О таком опыте я расскажу в следующий раз.
6 комментариев
6 комментариев
  • REZZO
    17:55

    «В Крыму по двум мошенническим схемам с крупного автостраховщика по более чем 400 делам было взыскано свыше 280 млн р. Все решения были приняты одним судьей районного суда г. Симферополя.»
    Всё классно и вы большие молодцы, но я так и не увидел в интервью рассказа о дальнейшей деятельности этого судьи. Всё также вершит правосудие?

    • Козлодоев
      21:05

      Судья покончил жизнь самоубийством (странно, что не слышали, это широко известный факт). Так что бывают и такие ситуации, и это — обратная сторона медали. Однако тут никакой заслуги Лекса нет (в смысле «сломать эту систему»). Лекс — это, в принципе, такая же контора, работающая в серой зоне, как и часть автоюристов. Страховщики сейчас хотят смыть с себя часть грязи, поэтому привлекают исполнителей, которые ничем не гнушаются. Собственно, это из интервью и следует, если читать всё правильно. )))

      • Рональдо.
        12:26

        Поддерживаю Вас!!!
        В простонародье, решалы с хорошими выходами, кто-то из собственников выходец и входец.Пиар вообще отдельная история, у тех кто в ато теме понимает, только улыбки вызывает, эта неуклюжесть и агрессия Рязанских львов))) Решалы, вот и всё…

    • Lavash
      23:57

      Главный вопрос — что стало со службой безопасности, юридической службой и менеджментом «крупного страховщика в Крыму», как то странно они «не заметили» конвейера? Уши «флагмана» торчат?!

      • Козлодоев
        07:35

        Поскольку Крым наш, но, как-то, не совсем, то там нет ни юридической службы, ни безопасников, никого. Нет у крупных страховщиков там ничего, официально. Ибо никто на себе испытывать очень полезные санкции не хочет. Так что Крым — это тоже некая серая зона, в своём роде. Как на мост въехал, так телефон сразу говорит, что всё, ты в серой зоне. )))

  • Оторва
    09:38

    Эдакий Эльман Пашаев страхового права…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля