Она отметила, что скорее всего ответственность владельцев судна «Ever Given» застрахована в Клубе взаимного страхования. Однако в данном случае локальное событие влияет на весь мир — заблокирован мировой фрахт (и цены на него растут), многие судовладельцы несут огромные расходы из-за простоя судов, весь мир ощущает нехватку контейнеров (что влечёт рост цен на контейнерные перевозки), нарушились цепочки поставок товаров (например, в Европе заканчивается кофе), что приводит к дефициту и росту цен.
Страховая сумма по договору ответственности судовладельца может иметь лимит $1-2 млрд. Но претензий к судовладельцу будет на гораздо большую сумму:
- за опоздание с доставкой контейнеров в Европу,
- за задержку других судов в районе Суэцкого канала,
- за простой судов, вынужденных ждать очереди в районе канала,
- за повышение стоимости перевозки из-за перерыва в работе канала (сильно выросла стоимость перевозки груза контейнерами),
- поскольку ещё несколько дней уйдет на то, чтобы пробка рассосалась, то суда, выполнив нынешние рейсы, встанут под следующую загрузку с опозданием, то есть будут претензии из-за потери фрахта,
- кроме того, будут и претензии к владельцу судна за саму спасательную операцию (они, скорее всего, полностью будут покрыты договором страхования).
«Безусловно, большая часть перечисленных выше убытков не будут покрыта страхованием — просто потому, что страхования на случай такого глобального события и соответствующих лимитов и рисков пока не было предусмотрено. Однако меняющийся мир и события глобального порядка — пандемия, закрытие границ, сокращение возможностей перемещения грузов — делают необходимым создание новых страховых продуктов, учитывающих такие глобальные риски, и активного вовлечения страховых брокеров в обсуждение условий страхового покрытия для снижения рисков», — сказала Катерина Якунина.