ВСС просит ЦБ отсрочить введение требований к финустойчивости СК ради сохранения небольших страховщиков

ВСС обратился к регулятору с просьбой о предоставлении дополнительного переходного периода для небольших страховщиков при введении новых требований по оценке их финустойчивости и платежеспособности.

19:05
23
Игорь Юргенс.
Как говорится в сообщении ВСС, тема обсуждалась на рабочей встрече президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной, пишет «Финмаркет».

В том числе на встрече затрагивались темы «дальнейшего развития страхового рынка, темы реформирования медицинского страхования, ОСАГО, ситуации вокруг бизнеса по страхованию жизни, поднимались вопросы, связанные с усилением защиты прав потребителей», — сообщил ВСС.

Комментируя обращение к руководству ЦБ в защиту небольших страховщиков, Юргенс пояснил «Интерфаксу», что «с учётом пережитого периода ограничительных мер из-за COVID-19 им трудно поддерживать бизнес в сбалансированном состоянии. Ужесточение регуляторных требований к оценке платежеспособности, запланированное на начало июля, может привести к драматическим последствиям для небольших игроков на страховом рынке, особенно для тех, кто работает в регионах, где заметней снижение платежеспособного спроса населения».

«Крупные страховые компании в РФ с первым этапом нововведений, запланированных на 1 июля 2021 г., справляются», — считает Юргенс.

«Надо понимать, что принципиальные решения регулятора о повышении устойчивости системы страхования в стране меняться не будут. Поэтому речь может идти о дополнительной отсрочке введения первого этапа требований с учётом сложившейся в условиях пандемии ситуации, — сказал Юргенс. — Мы просим передышки».

Эксперт крупной страховой компании пояснил агентству: «У ведущих страховщиков также есть опасения в связи с поэтапным введением новых требований регулятора, но иного рода. Их беспокоит, что часть активов, принимаемых в расчёт, в перспективе будут признаваться «плохими», оценка их платежеспособности ухудшится. К примеру, «ухудшат репутацию» обязательные отчисления в гарантийные фонды профессиональных союзов страховщиков, сформированные по обязательным видам страхования, в том числе по ОСАГО в силу законодательных требований».

«Эти средства фондов РСА, НССО или НСА — защищённые и предназначенные для выплат клиентам — не будут учитываться регулятором как прежде. Фонд гарантийных выплат РСА превышает 15 млрд р., выбытие таких средств из расчёта резервов не может не сказаться на оценке платежеспособности страховщиков», — считает собеседник «Интерфакса».

По его мнению, уход средних компаний из регионов не всегда может быть компенсирован крупными игроками. «В частности, в Крыму в основном работают небольшие страховщики», — обратил внимание он.

Новая концепция оценки финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков начала обсуждаться по инициативе Банка России несколько лет назад и прошла согласование со страховым сообществом. Требования регулятор предполагает вводить новации поэтапно — до 2023 г.

Первый блок положений вступает в силу 1 июля 2021 г. — это требования по расчёту величины собственных средств, где в расчёте нормативного соотношения будут учитываться нормативный размер маржи платежеспособности и оценка влияния концентрационного риска.

Собственные средства страховщика, согласно новой концепции, определяются как разница между всеми активами и обязательствами СК. Новые требования к расчёту собственных средств (капитала) учитывают риск изменения стоимости активов и обязательств при определении достаточности капитала.

Помимо показателя, характеризующего страховые риски, принятые страховщиком (нормативный размер маржи платежеспособности), вводится новый показатель, характеризующий объём рисков, принимаемых страховой компанией в связи с её инвестиционной деятельностью.
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
23 комментария
23 комментария
  • Юрий Деточкин
    09:54

    Да, если Верна и Гайде загнется некому в Крыму будет работать. Разве что Константа за 3 дня в конце июня лицензию на ОСАГО получит

  • Карен Хачатурян
    10:12

    Астра Волга еще в Крыму

  • Автоюрпомощь
    10:15

    А может лучше наоборот «освободить» рынок от мелких и неплатёжеспособных страховщиков? В данном случае ВСС принимает сторону коммерсантов, в то время как ЦБ необходимо думать в первую очередь о потребителе.

    • Lavash
      10:58

      Похоже ЦБ вообще ни о чем не думает. Они уже уничтожили региональные компании ОСАГО, лучше никому от этого не стало, ни потребителю, ни страховщикам. Теперь необходимо добить остатки, чтобы сконцентрировать рынок в руках нескольких компаний. Пока из этого смыслового ряда выбиваются ОВСки, но тут «обстоятельства непреодолимой силы».

    • Brasco
      12:31

      А может быть освободить рынок от крупных и неплатежеспособных страховщиков? Ведь проблемы-это в большинстве именно у них, а не у мелких, которые работают с целевыми клиентами. И работали бы дальше нормально, если бы не массовые бомбардировки цбшников…
      О каком потребителе речь?? о мошенниках? Которых 50% на рынке… местечковое мнение у вас)

  • Mix Mix
    11:13

    Я думаю, что с трудностями столкнутся не столько небольшие страховщики, а скорее страховщики из ТОП20, у которых высокая доля вложений в дочерние общества или связанные стороны и высокая доля дебиторской задолженности. Но наиболее критичным в данный момент будет изменение порядка расчета перестраховочного коэффициента при определении нормативного размера маржи платежеспособности — для многих крупных страховщиков это является существенным фактором увеличения норматива — думаю, что речь идет как раз о них.

    Что касается небольших, но значимых региональных страховщиков, — мне видится, что у большинства из них все показатели будут в норме. Звезд с неба хватать не будут, но нормативы пройдут.

    • light in darkness
      12:06

      Если можно чуть поподробнее про изменение порядка расчета перестраховочного коэффициента. В чем тут риски для лидеров? Полагал, что все за гарантийный фонд борьба идет

  • Mix Mix
    13:44

    п.5.3.2.3. положения 710-п, особо внимательно смотрим на УГ 1, 2 и 7, сравниваем с тем, что было раньше, и высчитываем влияние на НРМП.

    Это самое подробное, что я могу здесь написать.

    • light in darkness
      14:04

      спасибо!

      • Mix Mix
        15:45

        И если кто-то из страховщиков это до сих пор не посчитал, то он даже не представляет себе реальный масштаб проблемы.

        • light in darkness
          16:32

          По моему проблема, о которой вы говорите, может коснутся только одну компанию очень любящую перестраховывать авто — для остальных из ТОП 10 не проблема.

        • Mix Mix
          16:53

          У остальных просто другая форма перестрахования, и на них новые требования также значимо влияют, т.к. взвешенный коэффициент перестрахования сильно повысится и увеличится значение НРМП на какое-то количество миллиардов.

        • light in darkness
          17:43

          Про другую форму перестрахования, если честно не очень понял. Коэфф. меняются не в пользу страховщиков только по НС, ДМС, ОСАГО и Авто. Соответственно смотрим на эти виды. Из крупных только одна компания на память приходит — по авто. Почему у остальных коэфф должен повысится?

        • Mix Mix
          19:29

          Вот Вы и попались в «регуляторную ловушку» :(

          Если до 710-п коэффициент по перестрахованию считался на весь портфель целиком, то теперь отдельно по УГ с последующим суммированием результатов умножения. По факту, это означает, что раньше, когда доля перестраховщика в выплатах, например по УГ10 и иным емким с позиции перестрахования видам превышала 50% (это как раз то, что Вам показалось, что не изменилось) — она очень легко «прыгала», например, на ОСАГО и личные виды — это было преимуществом расчета по портфелю итого. А сейчас такой возможности уже нет. А доп ограничения по УГ 1,2,7 еще больше усугубили это влияние.

          И, поверьте мне, почти все страховщики из ТОП20 страдают от этого. Кто-то больше, кто-то меньше. Правда не все еще это осознали. А некоторые и вовсе неправильно прочитали документ.

          Про формы перестрахования: для кого это актуально — тот понял, о чем идет речь.

    • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
      17:16

      К слову, в рамках аудиторской проверки отчетности за 2020 год аудиторы должны оценивать риск непрерывности деятельности страховщиков в части соблюдения требований 710-П.

      • Mix Mix
        19:38

        Вы хоть в одном аудиторском заключении видели отражение этого аспекта? В основном только про COVID пишут.

        Если говорить про непрерывность деятельности, то это вообще неоднозначный вопрос аудита, — как хозяйствующий субъект вы вполне себе можете быть непрерывным по деятельности, а как лицензируемый — не факт. Опять же, аудит смотрит на точку даты отчетности и ближайшие 12 месяцев, и там всё может быть ок, да и 710-п для МСФО не регулирующий документ.

        • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
          19:47

          Есть на этот счёт недвусмысленная рекомендация Минфина.

        • Mix Mix
          20:09

          Безусловно, рекомендация есть. Но вопрос определения непрерывности в части применения этого положения является неоднозначным, на мой взгляд.

  • Amidyaya
    14:24

    Как правило региональные компании демпируют ценами по ОСАГО, потом через какое-то время нахватав долгов сливаются…
    Хотя и страхуют то, что другие не берут…

  • MICE
    14:28

    Юргенс накануне с козырей зашёл. 10% госдолга в резервах страховщиков. Скорее всего и фонд рса там же.
    Поэтому к страховому лобби сейчас будут прислушиваться и идти им на уступки.

  • Mix Mix
    14:32

    А вообще, конечно, большинство страховщиков, особенно крупных, просто во внутренней истерике находятся по переходу на это положение, пытаясь найти крайнего, кто за это будет отвечать.

    В большинстве случаев, это спихнули на бедных бухгалтеров, для которых данная работа вообще не свойственна. Ни одна из систем учета, в которой сейчас страховщики ведут учет, не позволяет не только рассчитывать показатели по этому положению, но даже формировать банальную отчетность по нему. В этих системах даже нет большинства учетных атрибутов, которые требуются для расчета и его автоматизации и поставщики решений не торопятся их дорабатывать, считая 710-п бухгалтерским инакомыслием. Да что говорить, даже не все делают в бух учете проводки по регуляторным резервам с корректировками до наилучшей оценки, потому что системы это не позволяют делать. А тут нужно всякие особые условия депозитов учитывать и бумаг, которые для бух учета вообще никогда не были нужны.

    Вот и мучаются все, бедные, пытаясь сделать какие-то расчетные файлы в Excel с данными из разных источников, получают отрицательные капиталы и не могут понять, откуда возникают эти ошибки и куда все пропало.

    • Brasco
      14:59

      Браво!
      Очень четко сформулирована внутренняя проблема страховщиков… помимо существа вопроса существует еще техническая проблема. Конечно, никто в цб не подумал об этом, они вообще считают, что все благополучно перешли на хбрл и отчетность «по кнопке» заполняется.
      В итоге вся эта псевдозабота о платежеспособности страховщиков выливается в существенные финансовые (не лучше ли было бы потратить их на выплаты (подумают некоторые) и трудовые затраты компаний. То, до чего на западе доходили за несколько десятилетий, нам пытаются навязать за 5 лет (с учетом епс, хбрл и 710-п)… как-то получится, наверное… какими усилиями и каких целей добьются-это вопрос…

  • Руслан Страховщик
    15:49

    Про[Отмодерировано АСН] около 1000 мелких Страховщиков, ВСС обеспокоилось?!
    Ха-ха-ха.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля