Право на две выплаты

Если виновником ДТП стала машина с прицепом, потерпевший вправе рассчитывать на двойное возмещение по обязательной «автогражданке». Такой вывод можно сделать из решения Президиума Высшего арбитражного суда РФ, 18 марта признавшего двумя страховыми случаями по ОСАГО аварию, виновник которой управлял тягачом с полуприцепом и имел полисы на каждое из этих транспортных средств.

18:10

По данным, предоставленным АСН аналитическим агентством «Автостат», 1 января 2007 г. в России было зарегистрировано 37 млн транспортных средств. При этом в стране насчитывалось примерно 2 млн прицепов (около 1 млн из них – прицепы физлиц к легковым автомобилям, на которые с 1 марта 2008 г. ОСАГО не распространяется). В этих данных, в частности, не учтены машины и прицепы перевозчиков, зарегистрированные в других государствах.

Причиной судебного разбирательства стала авария, случившаяся на федеральной дороге «Урал» в декабре 2005 г. Грузовик МАЗ с полуприцепом Pacton столкнулся с грузовиком Volvo c полуприцепом той же марки. Виновником ДТП признали водителя Volvo, ответственность которого по грузовику и полуприцепу была застрахована в компании «РГС-Поволжье».

Попробуйте калькулятор страхования КАСКО как удобное средство сравнения цен на страховку для вашего авто. Попробуйте калькулятор страхования КАСКО как удобное средство сравнения цен на страховку для вашего авто. По экспертной оценке, МАЗу был причинен ущерб в 335 тыс. руб., полуприцепу Pacton – в 227 тыс. руб. Страховщик выплатил 120 тыс. руб. возмещения – максимальную страховую сумму, предусмотренную законом об ОСАГО для ДТП, в котором вред причинен имуществу одного потерпевшего.

Предприниматель Г. Григорьев, собственник поврежденного транспорта, не согласился с таким расчетом. Он указал, что вред имуществу был причинен в результате двух страховых случаев – при использовании двух транспортных средств (грузовика и полуприцепа), на каждое из которых владелец имел полис ОСАГО. Выплата по каждому страховому случаю, по мнению Г. Григорьева, должна составлять 160 тыс. руб. – как по ДТП с причинением вреда нескольким потерпевшим, поскольку в аварии пострадали и МАЗ, и Pacton. Таким образом, с учетом уже выплаченных страховщиком 120 тыс. руб. Г. Григорьев рассчитывал получить еще 200 тыс. руб.

Взыскать деньги со страховщика потерпевший попытался в суде. Однако первая, апелляционная и кассационная инстанции не удовлетворили его иск, поскольку сочли аварию одним страховым случаем с имуществом одного потерпевшего. Г. Григорьев обжаловал эти решения в Высшем арбитражном суде РФ (ВАС).

Коллегия из трех судей ВАС в определении о передаче дела в Президиум сослалась на экспертизу УВД, согласно которой при ДТП взаимодействовали четыре транспортных средства. Следовательно, ущерб МАЗу и полуприцепу Pacton нанесен как автомобилем Volvo, так и полуприцепом Volvo под управлением причинителя вреда. Однако страховщик отказался признать страховым случаем причинение ущерба МАЗу и Pacton полуприцепом и выплатить возмещение по второму полису ОСАГО, отмечается в определении.

Президиум ВАС отменил решения предыдущих судебных инстанций и обязал «РГС-Поволжье» выплатить Г. Григорьеву еще 120 тыс. руб. Таким образом, авария была признана двумя страховыми случаями, ущерб в которых причинен имуществу одного потерпевшего.

Опрошенные АСН страховщики не считают подобные страховые случаи серьезной правовой проблемой в ОСАГО и не думают, что решение Президиума ВАС заметно отразится на их работе или на убыточности этого вида страхования.

Начальник отдела андеррайтинга и методологии страховой компании «Согласие» Сергей Рябцев разделяет точку зрения предыдущих судебных инстанций. Он не согласен с решением Президиума ВАС и полагает, что страховщики вряд ли будут руководствоваться им в своей работе. В то же время Сергей Рябцев считает логичным отменить обязанность покупки отдельного полиса для прицепа к грузовику, но ввести повышенный тариф для грузовиков с прицепами.

«Если экспертиза подтверждает, что вред причинен и машиной, и прицепом «МАКС» рассматривает такие аварии как два страховых случая», – заявила АСН руководитель дирекции развития страхования «МАКСа» Светлана Гусар. По ее мнению, серьезного внимания заслуживает не отдельное решение Президиума ВАС, а общая тенденция в вынесении судебных вердиктов в спорах об автостраховании. «Часто суды не оценивают должным образом доводы страховщиков и сразу становятся на сторону страхователей из-за того, что закон об ОСАГО изначально имел социальную направленность», – отмечает Светлана Гусар.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля