Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования (ОМС). В частности, предлагается увеличить минимальный размер уставного капитала компаний, занимающихся исключительно ОМС, с нынешних 60 млн до 120 млн р.
Проект о внесении изменений в ст. 25 закона об организации страхового дела и закон об ОМС разработан Минэкономразвития. Для приведения размеров уставных капиталов страховых медицинских организаций в соответствие с новыми требованиям предусмотрен переходный период (до 1 января 2017 г.).
Вносятся изменения, касающиеся объема расходования средств, полученных ТФОМС и страховщиками по результатам проведенных ими контрольных проверок качества и условий предоставления медорганизациями медицинской помощи. Определяются источники формирования и направления расходования средств нормированного страхового запаса ТФОМС, сообщает пресс-служба правительства РФ.
Согласно законопроекту, нормированный страховой запас включает:
- средства для дополнительного финансирования реализации территориальных программ ОМС;
- средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС;
- средства для финансирования мер по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Устанавливается, что нормированный страховой запас ТФОМС будет формироваться за счет доходов бюджета территориального фонда в части средств, направляемых на финансирование территориальных программ ОМС, а также на расчеты за медпомощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС. Кроме того, нормированный страховой запас ТФОМС будет формироваться за счет средств от санкций, примененных к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.
Конечно понятно, что все пытаются выполнить стратегию развития здравоохранения и поставить ОМС на страховые рельсы, повысить ответственность страховой организации и т.п.
Но делать это необходимо системно, изменяя не только одну норму о минимальном размере УК страховой медицинской организации, а всю систему норм о порядке функционирования ОМС-ых страховых организаций, порядке их взаимодействия с ТФОМС, МО и застрахованными, порядке оплаты мед. помощи и т.д.
В условиях, когда ОМС-ые страховые организации не формируют страховых резервов, предъявление требований к повышенному размеру УК не рационально. Специфика ОМС, как социального страхования, в том, что обязательства страховых организаций перед лечебными учреждениями в сотни раз превышают даже повышенный размер уставного капитала.
При такой ситуации возникает впечатление, что благие цели используются как предлог для решения совершенно других задач — для сокращения числа страховых медицинских организаций, вывода с рынка, прежде всего, небольших региональных компаний и оставления десятка федеральных гигантов, которые навряд ли смогут обеспечить надлежащую защиту своих застрахованных во всех отдаленных уголках России лучше чем региональные СМО.
ИМХО — подобные изменения, именно в части медстраховщиков, принятые в отрыве от комплексного изменения законодательства в области ОМС, являются избыточными, не обеспечивающими достижение тех целей, ради которых запланированы – финансовой стабилизации системы ОМС и повлекут лишь реальное ограничение конкуренции на рынке страховых услуг
Повышение уставного капитала (УК) в два раза до 120 млн. руб. для страховых медицинских организаций (СМО), осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), можно рассматривать только с одной целью — ликвидация с рынка ОМС региональных компаний, которых в настоящее время около 52% из 58 СМО, осуществляющих этот вид деятельности на территории РФ.
Смогут ли оставшиеся справиться с возложенными на них обязательствами это большой вопрос, т.к. региональные компании осуществляют защиту прав и законных интересов своих застрахованных качественно, стараясь поддерживать свой имидж, поэтому многие из них с 2011г увеличили свое страховое поле. Большинство граждан в субъекте сделали свой выбор в пользу региональных страховых компаний.
Практически в каждом субъекте РФ итак осталось не более 1-2 региональных СМО.
Рассматривать вопрос об увеличении УК с целью обеспечения обязательств по оплате медицинской помощи медицинским организациям нецелесообразно, т. к. обязательства 55 СМО значительно превышают 120 млн. руб. (от 300 млн. руб. до 84 млрд. руб. только за 1-ое полугодие 2015г).
Таким образом, вывод можно сделать только один – повышение УК приведет к значительному сокращению на рынке ОМС страховых компаний, а качество работы никого не интересует.
Поддерживаю мнение заместителя департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, что в условиях кризиса нельзя повышать размер капитала, не оценивая, кто останется в регионах.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily