ЦБ дал автовладельцам советы по ОСАГО

08:33
15
Банк России вслед за Минфином и ФАС опубликовал официальное сообщение с рекомендациями автовладельцам, которым отказывают в продаже ОСАГО или навязывают дополнительные страховки.

«В Банк России поступают многочисленные обращения граждан, связанные с отказами страховщиков в заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО), в том числе, из-за отсутствия бланков страховых полисов», – говорится в сообщении пресс-службы Центрального банка.

Банк России указывает, что, согласно закону об ОСАГО, договор обязательной «автогражданки» является публичным. В силу п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор не допускается. «Таким образом, уклонение страховых организаций от заключения публичного договора является необоснованным и неправомерным», – отмечает ЦБ.

Автовладелец, которому отказывают в продаже полиса ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. «При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки», – подчеркивает ЦБ.

Кроме того, Банк России предлагает направлять страховщикам предложение-оферту на заключение договора ОСАГО посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховщика, указанный в полисе ОСАГО с уведомлением о вручении почтового отправления. Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ, страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения оферты направить страхователю извещение об акцепте, отказе от акцепта или акцепте на иных условиях.

Также ЦБ отмечает, что, согласно п. 2 ст. 16 закона о защите прав потребителей, навязывание дополнительных страховок при продаже к полису ОСАГО незаконно.

«При получении владельцами транспортных средств от страховщика отказа в заключении договора ОСАГО в указанных выше случаях, Банк России рекомендует фиксировать данные правонарушения всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять полученные материалы, свидетельствующие о признаках нарушения страховщиком законодательства Российской Федерации, в Банк России, ФАС России, Роспотребнадзор, а также обращаться в суд для защиты своих прав и интересов», – говорится в сообщении ЦБ. 
15 комментариев
15 комментариев
  • Валерий1986
    11:24

    Чтобы пойти в суд нужен отказ от страховой, который никто не даст. Чтобы слать почтами, с учетом доставки и получения ответа (скорее всего ехать заключать договор придется в центральный офис с очередью) и с учетом 30-дневного рассмотрения также не реально)

  • Mushrooom
    12:00

    Да тут всё понятно, что ЦБ, Минфин и прочие просто открестились от проблемы, типа мы дали совет вместо реальных действий, а вы сами делайте что хотите.
    Как продавались полисы повсеместно с нарушениями, так и будут продаваться до принятия поправок к тарифам

  • Серый В
    12:49

    Уже скоро год, как мусолится проблема, а мы все советы получаем от разных инстанций.
    Казалось бы, если вы осознаете социальную важность/необходимость ОСАГО — страхуйте ее сами (на базе того же РСА), раз страховщики-коммерсанты не хотят…

  • Kutёk
    13:55

    Наши аудиторы на подобные проблемы отвечают обычно «Предлагаем Вам принять решение в соответствии с действующим законодательством РФ. Решения, противоречащие законодательству могут быть признаны неправомерными.»

  • ivnika
    14:04

    Вот что ЦБ не надо, так это жалобы страхователей, в которых погряз когда-то Страхнадзор. Но только омбудсменом или советами автовладельцам тут не отделаешься. Здесь надо чего-то поумнее.

  • Серый В
    15:18

    Угу… Например начать бы уже грамотно работать. Разумно урегулировать убытки, и желательно с предоставлением таких полномочий филиалам. А не играть в русскую рулетку — «поидет в суд, или не пойдет». Страховая культура ведь складывается из отношения. И люди потянутся. Эх… размечтался.

  • Викторий
    18:46

    Прикольно получается:
    «Кроме того, Банк России предлагает направлять страховщикам предложение-оферту на заключение договора ОСАГО посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховщика, указанный в полисе ОСАГО с уведомлением о вручении почтового отправления. Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ, страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения оферты направить страхователю извещение об акцепте, отказе от акцепта или акцепте на иных условиях.»

    проходит 30 дней — страховщик молчит. идем в суд — там дело рассматривается еще как минимум 30 дней. Плюс 30 дней на вступление в силу решения суда. Плюс если обжалование то можно смело прибавлять месяц. В итоге — человек МИНИМУМ как 4(четыре) месяца без страховки. А если еще прибавить что многие страховые не спешат забирать по почте документы и письмо хранится месяц, то получается что для того чтобы застраховать ответственность то страхователю почти полгода ходить пешком. :D :D :D
    Вместо того чтобы продумать и предложить реальные механизмы решения проблемы, только и советуют. Хоть и хают автоюристов но такие проблемы они решают проще и эффективнее центробанков.

    • Стесняюсь спросить...
      02:20

      «Хоть и хают автоюристов но такие проблемы они решают проще и эффективнее центробанков.»

      Вот немного недопонял, какие такие проблемы автоюристы решают? Да еще эффективнее Центробанков?
      В одной страховой компании через 29 дней вы получите благожелательный ответ: приглашаем записаться в очередь на осмотр ТС,(примерно через 1,5-2 месяца, очень занят единственный специалист). А там или ишак сдохнет, или эмир умрет, или Народные Избранники разродятся, наконец, слоненком.
      «Беременность самки африканского слона длится 22 месяца (индийского — 21). У слонов невероятные 22 месяца — самая длительная беременность из всех млекопитающих животного мира Земли, хотя плод полностью развит уже к 19 месяцам.»

      • Викторий
        03:26

        И не стесняйтесь, спрашивайте. Но при чем здесь очередь на осмотр ТС? тема о заключении договора ОСАГО а не об урегулировании убытка по заявленному случаю. Слоны… Ишаки… Эмиры… Вы что-то курите в перерыве просмотров комментариев на сайте? Я указал, что те рекомендации, которые дал ЦБ на самом деле не решают проблемы заключения договора.
        «Автовладелец, которому отказывают в продаже полиса ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. «При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки», – подчеркивает ЦБ.»
        Для обращения в суд сначала нужно доказать, что был отказ в заключении договора.

        «Кроме того, Банк России предлагает направлять страховщикам предложение-оферту на заключение договора ОСАГО посредством ФГУП «Почта России» на почтовый адрес страховщика»

        Вот я и указывал, что на почте письмо может храниться 30 дней, если страховщик его заберет, то у него официально на ответ есть еще 30 дней. Ответ страховая компания отправит почтой. пока придет ответ и клиент решит через суд побудить страховщика заключить договор — пройдет еще месяц. Плюс месяц на рассмотрения дела в суде. Плюс месяц на вступление в законную силу. Плюс не меньше месяца на обжалование. Не нужно еще забывать, что исполнять решение нужно будет через приставов, а у них срок для исполнения решения суда — 2 месяца. Вот и считаем, что с момента отправки письма до факта заключения договора (если все решать как советует ЦБ) пройдет время не менее 8 (восьми) месяцев. Т.е. клиенту придется почти год ходить пешком, пока он пройдет процедуру, рекомендованную ЦБ. Я еще не включил сюда время для направления материалов в Банк России, ФАС России, Роспотребнадзор. Многие люди сначала ждут ответа от контролирующих организаций а потом только идут в суд. А как у нас действуют органы контроля? Пишут страховщику — типа нам пришла жалоба, просим к нам с объяснениями или пришлите материалы своей проверки. Страховщик быстро стряпает бумажки о том, что ничего никому не навязывали. Да, предлагали добровольный вид, но он не зависел от ОСАГО. Либо на день обращения в офисе отсутствовали бланки полисов, на следующий день из завезли из центрального офиса. Просим в гости для заключения договора. И орган контроля рапортует что типа все, разобрались, виновные наказаны, идите и заключайте договор.
        Здесь либо нужно вникнуть в суть проблемы, почему страховщики заняли такую позицию и решить ее (а основная проблема — это штрафы по ЗоЗПП по ОСАГО, Предложения в законопроекты об увеличении страховых сумм без повышения тарифов) либо если голова не варит — то пусть ножками ходят по офисам и самолично контролируют соблюдение законодательства страховщиками. Народ нуждается в решении проблемы (чтобы прийти в любой офис и заключить договор без всяких проблем), а не в советах как поступать.

        • Стесняюсь спросить...
          05:01

          Викторий, многабукофф, ниасилил… Где я говорил про убытки, где я говорил про отказ.Ну с чем вы пойдете в суд, ведь никто не отказывает в заключении договора.Т.е., для тех кто в танке: вас пригласят записаться на предстраховой осмотр ТС.
          А на мой вопрос вы так и не ответили, продублирую:
          «Вот немного недопонял, какие такие проблемы автоюристы решают? Да еще эффективнее Центробанков?»Не считая отъема денег у добросовестных страхователей посредством беспардонного залезания в карман страховщиков, конечно.Тут вы вне конкуренции.

  • Tanya684
    20:20

    а пока по судам ходишь без ОСАГи ездить?

    • Билли Бонс
      10:39

      выбор есть всегда, просто ленивых много, но 4 мес. по судам ходить, это только для упертых, коих меньшинство.

      а вариантов несколько:
      — на «одиннадцатом» маршруте :)
      — плюнуть и купить с допом
      — заказать в регионе где продажа не ограничена

      • Tanya684
        08:30

        У меня-то с этим, дорогой товарищ, проблем нет, я почти в любой страховой своего города могу застраховать любую машину и безо всяких допов, но советы ЦБ что делать, когда не страхуют или навязывают, напоминают мне советы полиции сидеть дома, когда в подъезде стоит толпа хулиганов. Это ЦБ должен что-то делать со страховщиками, когда они отказываются страховать, а не страхователь по советам ЦБ по судам бегать.

    • Викторий
      10:47

      Многабукофф… Так Вы не торопитесь, когда читаете, может и осилите. Либо замените одноядерный процессор… Вы писали — «В одной страховой компании через 29 дней вы получите благожелательный ответ: приглашаем записаться в очередь на осмотр ТС,(примерно через 1,5-2 месяца, очень занят единственный специалист)». Вполне возможно, что в разных регионах разная тактика работы, впрочем, как и судебная практика. То что Вы описали — больше подходит к ситуации, когда потерпевший обращается с заявлением о наступлении страхового случая, но никак не при заключении договора ОСАГО. По крайней мере, за всю практику своей работы (более 6 лет) я ни разу не встречал случаев, чтобы страховщик по ОСАГО, перед тем, как выписать полис, приглашал клиента на предстраховой осмотр. Ни разу страховщики не осматривали автомобиль перед тем, как выписать полис ОСАГО. Это делается только при заключении договора КАСКО. Если в Вашем регионе страховщики пошли по этому пути, то это вариант для тех, кто не знает законы.
      О том, какие проблемы решают юристы — это проблемы как с заключением договоров так и последующим их исполнением. Слава богу, что в настоящее время пока не ввели обязательный досудебный порядок. Мой знакомый недавно попал в ДТП. Позвонил в Альфу. Ему сказали приехать через месяц, либо идти в свою страховую. Он позвонил мне, чтобы узнать насколько все это законно. Я ему объяснил, что есть несколько вариантов. Либо ехать непосредственно в офис и при личной встрече с менеджером добиваться приема документов, либо идти сразу в суд, поскольку в большинстве случаев, все равно придется вопрос о выплате решать через суд (либо отказ, либо недостаточная выплата). Сначала знакомый попытался сам решить вопрос, позвонил в одну и другую страховую, предварительно предупредил о записи разговора. Обе компании его послали… через месяц. В итоге мы в этот же день провели осмотр автомобиля, через три дня оценка была готова, через две недели после ДТП назначена беседа по его делу в суде. Т.е. по срокам если бы он поехал по указке страховщика на осмотр и прием документов, то у нас на эту дату уже будет вынесенное решение. Тридцать дней на вступление в силу, так же как и тридцать дней на рассмотрение требования потерпевшего. Если со страховщиком в суде сможем договориться (у нас же есть запись разговора — что грозит потребительским штрафом при вынесении решения) то можно выйти на мировое и такое определение вступит в законную силу через 15 дней. Т.е. клиент быстрее получит деньги за ремонт, чем будет идти по стандартной схеме — игра со страховой — подать документы, ждать выплаты, делать оценку и в суд.
      При заключении договора — аналогично. Если страховщик не применяет скидки — купить такой полис. Потом взять справку о страховании и предъявить ее с заявлением о перерасчете страховой премии и возврате излишне уплаченной. Если речь идет о допстраховании, аналогично, включается аудиозапись, если страховщик до конца упирается то приобрести как полис ОСАГО так и допстрахование. Через суд подается заявление о расторжении договора на основании ЗоЗПП и возврате премии. Ну а если речь идет об отсутствии полисов — то тут уже проблему может решить только контролирующий орган. Потому как если Вы в магазин за хлебом придете и хлеба нету то продавца никак не обязать продать Вам продукт. Другое дело — доказать, что полисы есть и страховщик умышленно создает такую ситуацию. Здесь только один вариант — искать страховщика, у которого есть полисы (даже если без скидок и с допстрахованием). А дальше, если человеку принципиально — то через суд можно и доказать умысел страховщика в «укрытии» полисов. Если не принципиально — то покупаем то что есть, а дальше — по схемам описанным выше.
      Что касается беспардонного залезания в карман страховщиков — то не надо грести под одну гребенку. А тем более меня, поскольку меня лично Вы за руку за этим не ловили. Страховщиков я не гребу под одну гребенку, поскольку в страховых работают такие же люди как и везде, со своими плюсами, минусами, так же все зависит единой политики как компании так и руководства филиалов, отделов. Я не отрицаю, что есть конторы, занимающиеся беспардонным залезанием в карман — но это следствие того, что есть сейчас на рынке страхования. Как с этим бороться? Я уже в каком-то комментарии писал.

    • Викторий
      11:03

      Многабукофф… Для решения проблем с «автоюристами, которые беспардонно лезут в карман» — достаточно повышения мотивации юристов, работающих в страховых компаниях. Сколько зарплата у такого юриста в регионах? не более 25 тыс. Дополнительные мотивации в виде премий, как правило, отсутствуют. А если такие мотивации и есть, то они в основном зависят от показателей филиала, но никак не от показателей работы самого юриста. Либо если есть и такие мотивации — то ставят «смешной» процент от сниженных или отказанных сумм. Как бороться с автоюристами — это уже отдельная тема и раскрывать секреты я не собираюсь. Но эти методы есть причем эффективные. Будут например мне платить не менее 50 т.р. в месяц плюс премии по итогам работы — готов внедрить эти методы и в течении полугода вывести любой филиал на хорошие показатели.
      Плюс не стоит забывать работу продавцов. На мой взгляд — они также плохо мотивированы. Я ни разу не видел, чтобы при заключении договора ОСАГО продавец/менеджер осматривал автомобиль владельца. И достаточно много фактов заключения договора в день ДТП. Учитывая что отчетность некоторым агентам можно сдавать не в день заключения договора, то ОСАГО можно сделать и днем раньше ДТП.
      Про службы безопасности при центрах урегулирования убытков — вообще молчу. Достаточно посмотреть их фотографии и трассологические экспертизы по отказам в выплатах…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля