Наперекор Верховному суду

В июньском постановлении Пленум Верховного суда РФ счел непредставление страхователем страховщику банковских реквизитов для выплаты недопустимым злоупотреблением правом. АСН решило выяснить, освобождает ли это страховщиков от 50%-ных потребительских штрафов на практике.

08:38
16
Судебное разбирательство с клиентом ведет страховщика к штрафу – какие бы аргументы он ни использовал.

«Недопустимо непредставление страхователем (выгодоприобретателем) банковских реквизитов, а также других сведений, необходимых для осуществления страховой выплаты в безналичном порядке», – говорится в постановлении Пленума Верховного суда от 27 июня 2013 г., посвященном добровольному страхованию. Страховщики полагают, что такая формулировка должна позволить им избежать 50%-го потребительского штрафа в случае, когда страхователь не представил необходимых реквизитов. Однако судебная практика оказалась иной.

Почти во всех проанализированных АСН случаях (около 50 решений апелляционных инстанций в 9 из 83 регионов РФ) суды решили, что непредставление страхователем банковских реквизитов не могло лишить страховщика возможности произвести выплату добровольно, – а значит, это не освобождает его от потребительского штрафа.

В частности, суды указывали на то, что страховщик мог попросить у страхователя банковские реквизиты в ходе судебного разбирательства, но не сделал этого. В одном случае суд счел, что отметка в акте приемки документов на выплату – «Полный комплект документов, необходимых для рассмотрения убытка, получен» – лишила страховщика права ссылаться на непредставление клиентом банковских реквизитов. В другом случае страховщика не освободило от штрафа то, что реквизиты счета оказались недействительными. Суд указал, что закрытие клиентом счета до получения выплаты нельзя расценивать как намерение умышленно причинить вред страховщику, и взыскал 50%-ный штраф. Лишь в одном случае суд решил, что непредставление банковских реквизитов лишило страховщика возможности произвести выплату в добровольном порядке, и освободил его от штрафа.

Решения судов о взыскании потребительского штрафа в случае непредставления страхователем банковских реквизитов*

Регион Решение Реквизиты
Брянская обл. Взыскать штраф. Апел. опред. Брянского облсуда по делу №33-2654/2013 от 25.09.2013.
Вологодская обл. Взыскать штраф. Апел. опред. Вологодского облсуда по делу №33-3758/2013 от 28.08.2013.
Кемеровская обл. Взыскать штраф. Апел. опред. Кемеровского облсуда по делу №33-4386/2013 от 17.08.2013.
Москва Взыскать штраф. Апел. опред. судебной коллегии Мосгорсуда по делу №11-29352/2013
от 12.09.2013.
Нижегородская обл. Взыскать штраф. Апел. опред. Нижегородского облсуда по делу №33-5696/2013 от 26.07.2013.
Ростовская обл. Взыскать штраф. Апел. опред. Ростовского облсуда по делу №33-9018/2013 от 26.07.2013.
Самарская обл. Взыскать штраф. Апел. опред. Самарского облсуда по делу №33-5582/2013 от 08.07.2013.
Татарстан Взыскать штраф. Апел. опред. Верховного суда Республики Татарстан по делу №33-10083/2013 от 09.09.2013.
Саратовская обл. Противоположные решения Взыскать штраф. Апел. опред. Саратовского облсуда по делу №33-4136 от 10.07.2013.
Отказать во взыскании штрафа. Апел. опред. Саратовского облсуда по делу №33-5464 от 27.08.2013.

* Проанализированы решения апелляционных инстанций областных и верховных судов, касающиеся взыскания 50%-го потребительского штрафа при непредставлении клиентом банковских реквизитов и вынесенные после принятия Пленумом Верховного суда постановления по добровольному страхованию (с 28 июня 2013 г. по 4 октября 2013 г.). Нижестоящие суды не обязаны руководствоваться данными решениями, однако позиция вышестоящих инстанций оказывает на них существенное влияние. В случаях, когда одной судебной инстанцией было принято несколько решений о штрафе, выбиралось самое позднее либо самое показательное.

Источник: АСН, по решениям судов.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
16 комментариев
16 комментариев
  • Ханина Ольга Александровна
    13:05

    Думать — вот самая тяжёлая работа и поэтому мало кто за неё берётся. Генри ФордЛогика

  • 123456
    14:11

    Объективно, отсутствие реквизитов все-таки дает возможность выплаты возмещения несколькими вариантами:1) через почту по ФИО и адресу; 2) через нотариуса
    Поэтому получается, что вопрос только в компетентности сотрудников СК или в желании найти формальный повод для отказа. И все бы ничего, когда затягивание выплат происходит у СК, которые балансируют на грани выживания, а когда происходит это с компаниями из ТОП 10, то это не что иное, как дискредитация страховщиками самих себя.

  • Ведьма из Блэр
    15:53

    Господа юристы, снова остается только к вам обращаться. Правильно ли я понимаю, что банковские реквизиты клиента надо включить в список документов на выплату, которые он должен сдать страховщику? И что если не сдал, то надо запросы ему о реквизитах делать письменные, а не «девушка из колл-центра попросила прислать реквизиты по электронке»?

    • Иоан-крестьянская дочь
      16:31

      Это и так понятно, что без реквезитов не заплатишь и в заявлениях СК о необходимости их предоставления как правило указывается или бывает отдельная графа чтобы их вписать. Однако хоть и письменно запрашивают, СК такие действия не спасают, суды взыскивают вне зависимости от этого. Можно перечислять выплату на транзитный счет в банке, хоть страхователь может об этом не узнать до самого начала судебного процесса фактически выплата произведена. Вот только что на это скажет суд? Может быть, так: "… поскольку страхователь не знал, что сумма страхового возмещения ему перечислена, а СК его об этом не уведомила, то страховая выплата не считается осуществленной...."

      • Алексей Трутов
        16:57

        хм. Про транзитный счет интересно. Особенно если открывать такие счета в аффилированном банке…

      • Владислав П.
        18:28

        Можно уточнить во сколько времени и денег обходится страховщику открытие этого счета и куда потом отнести эти расходы? На прочие? К расходам на урегулирование их отнести сложновато, по моему…

        • Иоан-крестьянская дочь
          14:12

          Это вопрос к страховщикам, сам я не в курсе, просто сталкивался с такой ситуацией. А если в аффилированном банке так еще проще.

  • Владислав П.
    16:21

    Апел. опред. Брянского облсуда приведено не совсем корректно. Из текста решения следует, что первоначально страховщик произвел выплату в неоспариваемой части. Судом рассматривался вопрос о выплате страхового возмещения, сверх выплаченного страховщиком. Следовательно, утверждать, что страховщик не мог заплатить, потому что не было реквизитов — бред.

    • Алексей Трутов
      16:55

      Ну вообще-то потерпевший за время разбирательства мог закрыть старый счет. Насколько мне известно, если организация не осуществляет расчеты с гражданином на постоянной основе, то, вообще говоря, каждый раз должна уточнять, по каким реквизитам он хотел бы получить платеж (мы по крайней мере так делаем). В данном же случае суд отмел довод страховщика о непредставлении банковских реквизитов не потому, что они у компании были, а потому, что счел, что она могла бы и раньше их попросить, до вынесения судом решения.

      • Владислав П.
        18:33

        Вопрос в том, что у страховщика были реквизиты. Я в решении не увидел, что бы страховщик хотел произвести выплату сверх того, что они заплатили первоначально.
        А на практите, если счет у страхователя (потерпевшего) был открыт не только для получения возмещения, то он «будет жить» достаточно продолжительное время и после выплаты.

  • Ёрник
    10:32

    Ну конечно — не запросил реквизиты прямо в судебном заседании — а что «несчастный потребитель» в ответ на обвинение в непредставлении реквизитов там же в суде не сказал — ВОТ МОИ РЕКВИЗИТЫ — платите — это как то само собой «неравная сторона в правоотношении» полностью «оглупевшая» в заседании и непонимающая «какая такая реквизита? и чиво это такое — реквизита?» А «Багдадский судья» в рамках проверки заявления страховщика о том, что небыло реквизитов совершенно не интересуется у потребителя — - «вы уважаемый точно не давали реквизитов? и почему не давали? а если не давали — то какого… вы загружаете суд лишней работой?» или не иначе «лишная работа судьи» оплачена иным образом.

    Но помимо вышеописанного проблема сидит в мелочах — убытчики, неудосуживаются надлежащим образом, фиксирующим правомерное поведение страховщика требовать у клиента, документы, реквизиты и т.п. и когда возникает жалоба или судебное заседание — аргументы в стиле — ему много раз звонили (говорили, отправили простым письмом и.т.д.) обосновать нечем — ибо клиент стоит с ликом херувима и такой же херувимоподобный судья ему естественно верит. А ещё лучше аргумент — выплатное дело в кассе — а он не идёт — а как доказать, что он вообще должен знать что дело в кассе? SMSки? Электронные письма? а кто обязан их читать? особенно если запись об этом в типовой форме заявления о выплате отсутствует или ещё лучше — номера мобильного и адреса электронки в заявлении по догляду убытчика просто нет? в общем тут ещё работать и работать, ибо «бытовых мошенников» всё больше и больше и они каждый такой промах на стадии урегулирования убытков используют в свою пользу.

  • Piton
    12:57

    Сказка.
    " Подали ребятки заявление на возмещение ущерба. А подали без реквизитов, потому что страховщик и не спросил их, и подумал, а зачем реквизиты если мы его отправляем на СТО по условиям договора и страхователь, согласен туда поехать. А потом, страхователь встретил упыря представителя и отказался ехать на СТО. А страховщик ну тут письма писать и искать страхователя и слать телеграммы в города и веси. А страхователь ушёл в леса дремучие, а там глядишь и уже решение вынесено о взыскании да со страшными штрафами. А страховщик то и говорит батюшке судье, что уведомлял треклятого о предоставлении реквизитов, но тот злостно уклонялся от получения и адрес дал, по которому только пауки проживают и телефон не работает сотовый будь он не ладен. Но батюшка судья счёл доводы страховщика не состоятельными и впаял по полной. Вот и сказке конец."
    А в итоге детушки наварились все на страховщике, а страховщик не выдержал да и привёл все правила в соответствие с ГК от 3 века до нашей эры и помер. А страхователи поехали как раньше, на реченьку в багажнике ДТП урегулировать, да за фару на Бентли пол жизни отрабатывать".

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля