«Недопустимо непредставление страхователем (выгодоприобретателем) банковских реквизитов, а также других сведений, необходимых для осуществления страховой выплаты в безналичном порядке», – говорится в постановлении Пленума Верховного суда от 27 июня 2013 г., посвященном добровольному страхованию. Страховщики полагают, что такая формулировка должна позволить им избежать 50%-го потребительского штрафа в случае, когда страхователь не представил необходимых реквизитов. Однако судебная практика оказалась иной.
Почти во всех проанализированных АСН случаях (около 50 решений апелляционных инстанций в 9 из 83 регионов РФ) суды решили, что непредставление страхователем банковских реквизитов не могло лишить страховщика возможности произвести выплату добровольно, – а значит, это не освобождает его от потребительского штрафа.
В частности, суды указывали на то, что страховщик мог попросить у страхователя банковские реквизиты в ходе судебного разбирательства, но не сделал этого. В одном случае суд счел, что отметка в акте приемки документов на выплату – «Полный комплект документов, необходимых для рассмотрения убытка, получен» – лишила страховщика права ссылаться на непредставление клиентом банковских реквизитов. В другом случае страховщика не освободило от штрафа то, что реквизиты счета оказались недействительными. Суд указал, что закрытие клиентом счета до получения выплаты нельзя расценивать как намерение умышленно причинить вред страховщику, и взыскал 50%-ный штраф. Лишь в одном случае суд решил, что непредставление банковских реквизитов лишило страховщика возможности произвести выплату в добровольном порядке, и освободил его от штрафа.
Решения судов о взыскании потребительского штрафа в случае непредставления страхователем банковских реквизитов*
| Регион | Решение | Реквизиты |
| Брянская обл. | Взыскать штраф. | Апел. опред. Брянского облсуда по делу №33-2654/2013 от 25.09.2013. |
|
|
Взыскать штраф. | Апел. опред. Вологодского облсуда по делу №33-3758/2013 от 28.08.2013. |
|
|
Взыскать штраф. | Апел. опред. Кемеровского облсуда по делу №33-4386/2013 от 17.08.2013. |
| Москва | Взыскать штраф. |
Апел. опред. судебной коллегии Мосгорсуда по делу №11-29352/2013 от 12.09.2013. |
|
|
Взыскать штраф. | Апел. опред. Нижегородского облсуда по делу №33-5696/2013 от 26.07.2013. |
| Ростовская обл. | Взыскать штраф. | Апел. опред. Ростовского облсуда по делу №33-9018/2013 от 26.07.2013. |
| Самарская обл. | Взыскать штраф. | Апел. опред. Самарского облсуда по делу №33-5582/2013 от 08.07.2013. |
| Татарстан | Взыскать штраф. | Апел. опред. Верховного суда Республики Татарстан по делу №33-10083/2013 от 09.09.2013. |
| Саратовская обл. | Противоположные решения |
Взыскать штраф. Апел. опред. Саратовского облсуда по делу №33-4136 от 10.07.2013. Отказать во взыскании штрафа. Апел. опред. Саратовского облсуда по делу №33-5464 от 27.08.2013. |
* Проанализированы решения апелляционных инстанций областных и верховных судов, касающиеся взыскания 50%-го потребительского штрафа при непредставлении клиентом банковских реквизитов и вынесенные после принятия Пленумом Верховного суда постановления по добровольному страхованию (с 28 июня 2013 г. по 4 октября 2013 г.). Нижестоящие суды не обязаны руководствоваться данными решениями, однако позиция вышестоящих инстанций оказывает на них существенное влияние. В случаях, когда одной судебной инстанцией было принято несколько решений о штрафе, выбиралось самое позднее либо самое показательное.
Источник: АСН, по решениям судов.
Думать — вот самая тяжёлая работа и поэтому мало кто за неё берётся. Генри ФордЛогика
Объективно, отсутствие реквизитов все-таки дает возможность выплаты возмещения несколькими вариантами:1) через почту по ФИО и адресу; 2) через нотариуса
Поэтому получается, что вопрос только в компетентности сотрудников СК или в желании найти формальный повод для отказа. И все бы ничего, когда затягивание выплат происходит у СК, которые балансируют на грани выживания, а когда происходит это с компаниями из ТОП 10, то это не что иное, как дискредитация страховщиками самих себя.
Дело скорее в разгильдяйстве сначала «выплатников», а затем юристов.
господа, а как с вашей позицией соотносится положение ст. 406 ГК РФ (просрочка кредитора)? В чем проблема представить реквизиты для выплаты? Зачем эти сложности с нотариусом и т.д.? Страховщик теперь еще должен бегать за потерпевшими и умолять их забрать выплату?!
Господа юристы, снова остается только к вам обращаться. Правильно ли я понимаю, что банковские реквизиты клиента надо включить в список документов на выплату, которые он должен сдать страховщику? И что если не сдал, то надо запросы ему о реквизитах делать письменные, а не «девушка из колл-центра попросила прислать реквизиты по электронке»?
Это и так понятно, что без реквезитов не заплатишь и в заявлениях СК о необходимости их предоставления как правило указывается или бывает отдельная графа чтобы их вписать. Однако хоть и письменно запрашивают, СК такие действия не спасают, суды взыскивают вне зависимости от этого. Можно перечислять выплату на транзитный счет в банке, хоть страхователь может об этом не узнать до самого начала судебного процесса фактически выплата произведена. Вот только что на это скажет суд? Может быть, так: "… поскольку страхователь не знал, что сумма страхового возмещения ему перечислена, а СК его об этом не уведомила, то страховая выплата не считается осуществленной...."
хм. Про транзитный счет интересно. Особенно если открывать такие счета в аффилированном банке…
Можно уточнить во сколько времени и денег обходится страховщику открытие этого счета и куда потом отнести эти расходы? На прочие? К расходам на урегулирование их отнести сложновато, по моему…
Это вопрос к страховщикам, сам я не в курсе, просто сталкивался с такой ситуацией. А если в аффилированном банке так еще проще.
Апел. опред. Брянского облсуда приведено не совсем корректно. Из текста решения следует, что первоначально страховщик произвел выплату в неоспариваемой части. Судом рассматривался вопрос о выплате страхового возмещения, сверх выплаченного страховщиком. Следовательно, утверждать, что страховщик не мог заплатить, потому что не было реквизитов — бред.
Ну вообще-то потерпевший за время разбирательства мог закрыть старый счет. Насколько мне известно, если организация не осуществляет расчеты с гражданином на постоянной основе, то, вообще говоря, каждый раз должна уточнять, по каким реквизитам он хотел бы получить платеж (мы по крайней мере так делаем). В данном же случае суд отмел довод страховщика о непредставлении банковских реквизитов не потому, что они у компании были, а потому, что счел, что она могла бы и раньше их попросить, до вынесения судом решения.
Вопрос в том, что у страховщика были реквизиты. Я в решении не увидел, что бы страховщик хотел произвести выплату сверх того, что они заплатили первоначально.
А на практите, если счет у страхователя (потерпевшего) был открыт не только для получения возмещения, то он «будет жить» достаточно продолжительное время и после выплаты.
Ну конечно — не запросил реквизиты прямо в судебном заседании — а что «несчастный потребитель» в ответ на обвинение в непредставлении реквизитов там же в суде не сказал — ВОТ МОИ РЕКВИЗИТЫ — платите — это как то само собой «неравная сторона в правоотношении» полностью «оглупевшая» в заседании и непонимающая «какая такая реквизита? и чиво это такое — реквизита?» А «Багдадский судья» в рамках проверки заявления страховщика о том, что небыло реквизитов совершенно не интересуется у потребителя — - «вы уважаемый точно не давали реквизитов? и почему не давали? а если не давали — то какого… вы загружаете суд лишней работой?» или не иначе «лишная работа судьи» оплачена иным образом.
Но помимо вышеописанного проблема сидит в мелочах — убытчики, неудосуживаются надлежащим образом, фиксирующим правомерное поведение страховщика требовать у клиента, документы, реквизиты и т.п. и когда возникает жалоба или судебное заседание — аргументы в стиле — ему много раз звонили (говорили, отправили простым письмом и.т.д.) обосновать нечем — ибо клиент стоит с ликом херувима и такой же херувимоподобный судья ему естественно верит. А ещё лучше аргумент — выплатное дело в кассе — а он не идёт — а как доказать, что он вообще должен знать что дело в кассе? SMSки? Электронные письма? а кто обязан их читать? особенно если запись об этом в типовой форме заявления о выплате отсутствует или ещё лучше — номера мобильного и адреса электронки в заявлении по догляду убытчика просто нет? в общем тут ещё работать и работать, ибо «бытовых мошенников» всё больше и больше и они каждый такой промах на стадии урегулирования убытков используют в свою пользу.
Сказка.
" Подали ребятки заявление на возмещение ущерба. А подали без реквизитов, потому что страховщик и не спросил их, и подумал, а зачем реквизиты если мы его отправляем на СТО по условиям договора и страхователь, согласен туда поехать. А потом, страхователь встретил упыря представителя и отказался ехать на СТО. А страховщик ну тут письма писать и искать страхователя и слать телеграммы в города и веси. А страхователь ушёл в леса дремучие, а там глядишь и уже решение вынесено о взыскании да со страшными штрафами. А страховщик то и говорит батюшке судье, что уведомлял треклятого о предоставлении реквизитов, но тот злостно уклонялся от получения и адрес дал, по которому только пауки проживают и телефон не работает сотовый будь он не ладен. Но батюшка судья счёл доводы страховщика не состоятельными и впаял по полной. Вот и сказке конец."
А в итоге детушки наварились все на страховщике, а страховщик не выдержал да и привёл все правила в соответствие с ГК от 3 века до нашей эры и помер. А страхователи поехали как раньше, на реченьку в багажнике ДТП урегулировать, да за фару на Бентли пол жизни отрабатывать".
Сказка СУПЕР!
Вот только финал видится другой. «И останется один страховщик с государственным участием и тогда это самое участие решит — что платить за всё очень дорого — и станет всё как прежде — не будет этот страховщик платить и за это ни чего ему не будет»
оба молодцы )))
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах