Уполномоченный по правам потребителей (финомбудсмен) финансовых услуг лишает неустойки

12:25
11
Игорь Рухуллаев

В связи с введением в действие ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» введены поправки в ФЗ «Об ОСАГО».
В соответствии с новой редакцией потребитель фактически лишен компенсации за несвоевременное получение страховой выплаты.
Согласно п.21 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» в течение 20 календарных дней страховщик осуществляет страховую выплату либо выдаёт направление на ремонт ТС.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. При возмещении вреда на основании пунктов 15.1 — 15.3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15.2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Между тем, согласно п.2 ст. 16.1 Закона исполнение решения уполномоченного является надлежащим исполнением обязательств:
Связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору обязательного страхования права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Надлежащим исполнением страховщиком своих обязательств по договору обязательного страхования признается осуществление страховой выплаты или выдача отремонтированного транспортного средства в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, А ТАКЖЕ ИСПОЛНЕНИЕ ВСТУПИВШЕГО В СИЛУ РЕШЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ» В ПОРЯДКЕ И В СРОКИ, КОТОРЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ УКАЗАННЫМ РЕШЕНИЕМ.

Основанием для обращения к уполномоченному является нарушение обязательств страховщиком. Иными словами, если вы обратитесь за защитой своих прав к финансовому уполномоченному, и он признает, что ваши права нарушены, вынесет решение об удовлетворении или частичном удовлетворении требований потребителя, а решение будет исполнено страховой компанией, то страховщик будет освобожден от уплаты неустойки, поскольку, по смыслу вышеуказанной нормы закона исполнение решения будет являться надлежащим исполнением обязательств.
В своих решениях уполномоченный подсчитывает неустойку, но указывает, что она взыскивается в случае неисполнения решения уполномоченного.
Т.е., уполномоченный признаёт просрочку, производит расчёт по проценту или пол-процентав день, но в случае исполнения решения разрешает не платить за нарушение обязательств (за фактическую просрочку), которая к моменту исполнения решения достигает значительного времени.
Законодатель прямо снимает ответственность со страховщика за ненадлежащее исполнение обязательств. В случае нарушения прав, потребитель обратиться с претензией (сроки рассмотрения которой увеличены в три раза), затем, обратится к уполномоченному, который будет рассматривать спор также длительное время (как я писал в другом посте, мои клиенты только удостоверения ждут по 3 месяца+ рассмотрение дела около полутора месяцев, включая выходные дни), по итогу получит только законное возмещение без компенсации ущемленных прав.
Кроме того, теперь страховщикам выгодно не платить или недоплачивать, ведь, не каждый потребитель станет отстаивать свои права новым способом, да и омбудсмен выплаты занижает, проводя несправедливые экспертизы (об этом я писал в своём предыдущем посте). В итоге, кроме страховой выплаты страховщик ничего и не заплатит, никаких финансовых санкций не понесет.
Такая редакция нормы Закона, по моему мнению, абсолютно недопустима!
Понятие неустойки отражено в ч.1 ст.330 ГК РФ
1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На мой взгляд, п.2 ст. 16.1 прямо противоречит ч.1 ст. 330 ГК РФ.
Предлагаю коллегам-юристам объединиться и обратиться за защитой прав неопределенного круга лиц в Конституционный суд РФ. Либо предлагайте альтернативные варианты защиты интересов потребителей.
Администрацию сайта прошу помочь всевозможными способами в лоббировании данного вопроса.

11 комментариев
11 комментариев
  • АСН Администратор
    13:51

    Уважаемый Игорь, спасибо за публикацию!
    АСН с удовольствием предоставляет участникам рынка площадку для обсуждения данного вопроса. Однако, являясь профессиональным отраслевым СМИ, мы не занимаем ту или иную позицию, предоставляя всем заинтересованным сторонам равные возможности для конструктивной дискуссии.

  • Восклицательный знак
    15:26

    Последователи Юрия Сюсина?

    • Игорь Рухуллаев
      16:42

      Нет. И не слышал о таком. Но прочитал пару его публикаций после вашего комментария. За что вам спасибо) вцелом, его позиция мне ясна и я её разделяю. Если прочтёт мою публикацию, за поддержку буду признателен.

    • Рональдо.
      17:56

      А вы я смотрю будующий клиент БИРЖИ ТРУДА, как истинный страховому зомбо-боец, получаете удовольствие от того, что людей этой аферой обманывают толпами… Аааа нееее, они все поголовно, автотуристы. А то что АФЁРА, в МАСШТАБАХ страны, Юргинсом, Набиулиной, Чистюхиным, и Мидведевым была сделана, это как я понимаю, при вашем складе ума, вполне приемлемо))) ЖИЛИ МЫ БЕДНО, И ТУТ НАС ОГРАБИЛИ…
      Уважаемый, у этой медальки, две стороны, кроме выручающий ПОКА РСА и СК палочки, выручалочки ФУ (институт по защите прав страховых организаций, и унижения граждан), знаете как мне сейчас приятно смотреть в глаза, всем тем работникам страховых организаций, которые так орали, что все машенники, а они белая кость, которых сейчас пинком под ж… сокращают… Мммм А везде ФУ, везде сокращения, некого не берут.Так они и к нам, нет нет заходят, о работе просят. Странно, вроде бы идейные были.Нет что бы до конца жизни в идею о «СВЕТЛОМ СТРАХОВОМ БУДУЮЩЕМ» верить, и что АВТОТУРИСТЫ-все мошенники, руки прям не подавать...)))) Дурите страну, и радуетесь этому, глумясь. ВСЕМУ, СВОЁ ВРЕМЯ!!!

  • Рональдо.
    18:07

    А вам коллега АВТОР, советую, повзрослеть. Всё уже давно решено на верху, теми, кто ничего в этом не понимает, но главное, занесли кому нужно, и сколько нужно. Такого издевательства, над людьми и извращений судов, я некогда не видел.Читаешь решения, и за голову берёшься.КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА… А разгребать, весь этот правовой беспредел, придётся нам всем. Только боюсь к этому времени люди от ОСАГО начнут шарахаться, и друг к другу с исками ходить, потому что по суте в ОСАГО уже практически нету смысла.

    • Игорь Рухуллаев
      18:15

      В таком совете не нуждаюсь. По остальной части комментария солидарен с вами. В ОСАГО мало смысла хотя бы потому, что износ взыскивается с виновника ДТП, что лишает всякого смысла ОСАГО. это только одна из причин. Но я хотя бы не сижу на ровном месте, а предлагаю всем объединиться и поднять ажиотаж вокруг вопроса.

      • Рональдо.
        18:26

        Да с чего вы взяли, что кто то сидит на ровном месте. СИДЕТЬ-это уже новая фишка страховщиков, тех кто бабло из страховых миллиардами за бугор выводит. Тех кто экспертов лоббирует своих в судах, а те по беспределу вообще людей с носом оставляют. Вот чья обязанность сидеть. А не мифических автоюристов, которых 5 человек, на всю страну осталось.)))Но они нужны, очень нужны. Их не будет, детей в сказках пугать некому будет, и в ГОС ДУМЕ, и в ЦБ особо впечатлительных тоже без них не испугаешь)))Ну а на кого тогда всё сворованное вешать??? АВТОТУРИСТЫ нужны, очень нужны. Иначе, ещё годик, и всё. Тёте Неле, для толкача очередной ахинеи, сказать нечего будет…

  • Boba
    21:14

    Уважаемый Игорь, полностью солидарен с Вами… На сегодняшний день нас хотя бы спасет проект разъяснений ВС РФ по вопросам, связанным с введением в действие закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг, и то не факт! Или создавать свою практику, искать лазейки. Вот на днях наткнулся на решение Майкопского городского суда https://clck.ru/MA...
    ДД.ММ.ГГГГ истцом, который в настоящем случае не является потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», в установленном законом порядке, а именно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, быланаправлена претензия в адрес ответчика с требованиемпроизвести выплату суммы страхового возмещения в размере 400 000 рублей, однако указанная претензия ответчиком осталась без исполнения и без ответа.
    При этом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что автогражданская ответственность истца ФИО1, на момент ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, не была застрахована, то есть в настоящем случае, она не является потребителем финансовой услуги, так как, не является стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга, следовательно, она не должна была также руководствоваться порядком и сроками, указанными Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», а только ст. 16.1 Закона об ОСАГО, то есть истцом соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.
    А на горячей линии финупа, мне доказывали обратное.

  • Рональдо.
    08:56

    Караул-хулиганы зрения лишают!!!

  • Ресошка
    09:06

    Давно Юрий Осипович нас не посещал, может приболел наш любимый дедушка?

  • Практик страхования
    11:08

    На мой взгляд, куда точно не нужно обращаться, так это в КС. Тем более на тему «на мой взгляд, п.2 ст. 16.1 прямо противоречит ч.1 ст. 330 ГК РФ».
    Вон по поводу обязательности личного обращения уже обратились туда
    http://doc.ksrf.ru...
    А уж сколько в свое время по нормам ОСАГО обращались…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля