Телемедицина в страховании: надо ли?

21:10
6
Дмитрий Руденко
генеральный директор, Абсолют Страхование

В июле был принят закон о телемедицине. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) позволит предоставлять гражданам медицинских услуг в электронной форме - дистанционное консультирование через Интернет. В силу закон вступит в начале 2018 г.

Переход страховщиков в онлайн и проблемы внедрения онлайн-продуктов скоро обсудим на форуме АСН «Страховой бизнес в эпоху перемен. Стратегия, тактика, практика».

Сегодня инфраструктура телемедицины включает различных представителей рынка – это сервисы по поиску врачей, ведущие сетевые клиники, разработчики мобильных предложений и сервисов по продаже медицинских консультаций онлайн, страховые компании, IT-стартапы и другие. Среди страховых компаний активно продвинулись в телемедицине «ВТБ Страхование», «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование». Как показывает опыт коллег, главное в развитии этого направления – выбор надежного партнера и четкое определение, в какие продукты ДМС компании будет добавлен новый сервис. Кто-то предпочитает выделять «пилотные» продукты, кто-то распространяет опыт на все сразу. Судить, какой подход более эффективен пока рано, они могут сосуществовать, так как ресурсы и бизнес модели у игроков рынка разные.

Полагаю, что те участники страхового рынка, которые сейчас не могут в полной мере оценить значимость телемедицины, рискуют остаться далеко позади. Легализация дистанционных медицинских услуг послужит толчком для развития добровольного медицинского страхования. Сейчас этот сегмент рынка развивается умеренными темпами: если по итогам I полугодия в 2016 г. было собрано 91 млрд р., то за аналогичный период 2017 г. сборы составили всего 98 млрд р. Инновации этой сфере необходимы – на данный момент основными потребителями услуги являются компании, но телемедицина позволит сделать ДМС понятнее и ближе розничным покупателям, одновременно повысив доступность медпомощи сотрудникам корпоративных клиентов.

Преимущества телемедицины для страховщиков очевидны:

  1) Уменьшение расходов на организацию медицинской помощи, в первую очередь за счет снижения количества обращений за услугами непосредственно в медицинское учреждение. По статистике Минздравсоцразвития РФ, порядка 40% обращений клиентов в ЛПУ носят профилактический характер. Стоимость онлайн консультации может быть на порядок дешевле стоимости очного посещения врача. Как итог, новая услуга позволит снизить стоимость полиса от 20% .

2) Телемедицина позволит расширить географию действия полиса, услугой можно будет воспользоваться находясь даже за рубежом. Врачам в глубинке могут быть не в полной мере известны инновационные методы лечения и медикаменты. Новая услуга позволит жителям из удаленных регионов получить медицинскую услугу у лучших специалистов ведущих российских лечебных учреждений, не выходя из дома.

3) Услуги телемедицины могут стать сервисной составляющей различных страховых продуктов для повышения их привлекательности. Это относится к продуктам по личному страхованию и по страхованию имущества. Соответственно, рынок со временем сможет использовать услуги телемедицины для увеличения продаж практически любых видов страхования, (страхование от несчастных случаев, автокаско, ипотечное страхование и другие).

4) Повышение спроса за счет нового сервиса.

Развитие телемедицины повлечет и развитие рынка носимых электронных устройств, которые позволяют считывать данные о состоянии здоровья пациента – температуру тела, пульс, давление и т.д. Следующее поколение смартфонов, «умных» часов и браслетов, в скором времени может стать альтернативой специализированному медицинскому оборудованию. Однако, как и во всех инновационных проектах, в телемедицине есть свои плюсы и минусы. И есть вопросы, которые в самое ближайшее время должны быть решены.

Например, не все участники рынка, как страховщики, так и медучреждения, сейчас технически готовы выполнять требования по защите персональных данных пациента и по конфиденциальности врачебной тайны при их передаче и хранении.

Тем не менее, по различным экспертным оценкам, прибыль рынка телемедицины в РФ в первый год легализации отрасли может составить более 15 млрд р. Этому может способствовать огромная географическая протяженность страны и востребованность дистанционных услуг в удаленных регионах. Поэтому уже сейчас есть все основания полагать, что телемедицину в страховании ждет большой успех. И преимущества на данном этапе есть у крупных сетевых клиник (наличие квалифицированных кадров, узнаваемый бренд, репутация). Однако, им следует поторопиться, потому что средние игроки и даже стартаперы, могут оказаться более мобильными во внедрении инновационных решений, заняв существенную долю формирующегося рынка.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
6 комментариев
6 комментариев
  • ОлегСеливерстов
    19:25

    Если у клиента дмс с возможностью дистанционной консультацией, как проверите что его договором пользуется он сам, а не его ближайшее окружение?

    • Дмитрий Руденко
      11:36

      Вопрос очень правильный, конечно, риск такой есть.

      Справедливости ради нужно заметить, что и при классическом ДМС риск такой существует, хотя в гораздо меньшей степени.

      Клиенты могут ходить в разные клиники и обслуживаться с чужим полисом. Зачастую, медицинские учреждения паспорт требуют только при первичном обращении.

      Посмотрим, как участники рынка телемедицины будут решать эту проблему.

  • Прохожий
    12:55

    Уважаемый Дмитрий, вы перечислили компании — «ВТБ Страхование», «АльфаСтрахование», «Ренессанс Страхование» — которые наиболее активно из страховщиков стали применять технологии телемедицины. Могли бы вы пояснитть, как именно? На мой взгляд консультация врача дистанционно во многих случаях не может заменить визит к врачу, риск постановки неверного диагноза слишком высок. В итоге если на оплате услуг врача страховщик сэкономит, не принесет ли ему в дальнейшем больше убытков лечение пациента, которому был поставлен неверный диагноз удаленно? Что вы об этом думаете?

    • Дмитрий Руденко
      10:01

      Уважаемый Прохожий!
       В настоящее время, данный сервис предоставляется в объеме информационных услуг, когда клиенту после проведенного опроса о жалобах и истории болезни рекомендуется, к какому специалисту необходимо обратиться, какое обследование обычно проводится, и какая группа препаратов применяется.
      Сейчас, поднормативные акты принятого Федерального закона находятся в разработке, но предполагается, что закон будет предусматривать использование телемедицинских услуг только после очной консультации врача, когда доктор после осмотра и проведения лабораторной диагностики, сможет дать рекомендации по лечению, продлить больничный лист через данный сервис.

  • gosha
    14:37

    не буду говорить за будущее, но в настоящее время «телемедицина» во многом «модная игрушка»
    1) «Стоимость онлайн консультации может быть на порядок дешевле стоимости очного посещения врача» — в коммерческих ЛПУ врач получает процент от оказанных и назначенных услуг. Будет востребованный, квалифицированный врач «салиться» на прием в рамках «телемедицины», если он при этом теряет в доходах? В стоимости лечения «прием врача» составляет незначительную часть, основное приходится на лабораторные и инструментальные методы исследования.
    2) «Новая услуга позволит жителям из удаленных регионов получить медицинскую услугу у лучших специалистов ведущих российских лечебных учреждений, не выходя из дома.» прием врача это не просто «поговорить», на приеме врач должен провести ряд обязательных физикальных методов обследования больного, как их провести удаленно.?
    3)Развитие телемедицины повлечет и развитие рынка носимых электронных устройств, которые позволяют считывать данные о состоянии здоровья пациента — медицинское оборудование подлежит обязательной поверке, с выдачей заключения, причем поверке периодической. какие «умные часы итд.» поверяются

    • Дмитрий Руденко
      13:17

      Уважаемый Gosha!

      1) Да, несомненно, клиники будут терять в доходах, но им придется использовать услуги телемедицины, чтобы сохранить клиентов. Если клиент захочет получить услугу дистанционно, он все равно найдет, где это можно сделать. И лучший выход для клиники – заработать меньше на телемедицине, чем вообще потерять клиентов.
      Мы прогнозируем, что на начальном этапе развития услуга телемедицины вряд ли займет значительную часть рынка — клиенты будут «привыкать» к ней. Но ее наличие в полисах для серьёзных игроков рынка ДМС станет практически обязательным.

      2) Вы правы, телемедицина не сможет заменить полноценную консультацию с врачом, о чем я говорил выше. Но, зачастую, получив на руки результаты анализов и заключение врача с диагнозом, клиент хочет получить так называемое «второе мнение» врача высшей квалификации. При этом это заключение будет легитимным.

      3) Я все-таки считаю, что смартфоны и умные браслеты, скорее всего, могут стать такими приборами. Есть информация, от активного участника рынка, что компания «Apple» интересуется лицензированием своих гаджетов, с целью придать легитимность данным о состоянии здоровья пациента, полученных с их помощью. Насколько это будет востребовано рынком, самими пользователями и в каком объеме, покажет время.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля