Сотрудникам Правового департамента «Росгосстраха» в ряде судебных процессов удалось добиться пересмотра отношения судей к автоюристам, оспаривающим действия страховщика по ОСАГО. Целый ряд судебных актов, принятых в прошлом году, подтверждают, что истцы, предъявляющие требования на основании договоров уступки права требования (цессии), могут рассматриваться как профессиональные участники рынка. И, следовательно, на них не должны распространяться положения законодательства о защите прав потребителей.
«Такие решения способствуют формированию более справедливой судебной практики и защищают интересы страховщиков в процессах, целью которых, по сути, является не защита прав автомобилистов, а извлечение прибыли за счет „накрутки“ штрафных санкций на страховщика», — говорит директор Правового департамента ПАО СК «Росгосстрах» Евгений Суховеев.
В частности, важным ориентиром для судей в «Росгосстрахе» считают определение, вынесенное Нижегородским областным судом по делу № 2-1595/2024. Документ акцентирует внимание на подходе к взысканию неустойки по договорам ОСАГО в случаях, когда истцом выступает не сам автовладелец. Размер неустойки, присужденный судом первой инстанции, был снижен в четыре раза, поскольку суд апелляционной инстанции счел необходимым учесть компенсационный характер неустойки и специфику личности истца.
Суд апелляционной инстанции отметил, что истец является профессиональным участником рынка страховых правоотношений и систематически предъявляет требования о взыскании страхового возмещения, неустойки и иных санкций по договорам ОСАГО. Право требования он выкупает у автовладельцев, ставших потерпевшими в дорожно-транспортных происшествиях — причем за сумму, несоизмеримо меньшую с той, что пытается впоследствии получить через судебные споры. Неустойка не должна превращаться в инструмент необоснованного обогащения, отметил Нижегородский областной суд в своем определении. Особенно в случаях, когда истец действует в рамках коммерческой деятельности, а не защищает нарушенные права как потребитель.
Аналогичные выводы содержат и судебные акты, вынесенные в Приморском крае — например, апелляционное определение Приморского краевого суда и определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
«Судебная система все чаще указывает на необходимость дифференцированного подхода к расчету компенсаций для таких истцов, чтобы не допускать злоупотребления правом. Профессиональный статус истца требует от судов особого подхода, чтобы не допускать использования института неустойки как средства для извлечения коммерческой выгоды.— отмечает Евгений Суховеев. — Вынесенные в ходе процессов с участием нашей компании определения могут стать ориентиром для дальнейшей судебной практики и сигналом для других страховщиков о возможности успешной защиты своих интересов, когда речь идет о спорах не с потребителями, а с «профессиональными участниками рынка».
«Росгосстрах»: суды при разборе споров по ОСАГО ужесточают подход к «профессиональным участникам рынка»
29.01.2025
10:10
РОСГОССТРАХ
РОСГОССТРАХ, все пресс-релизы:
- «Росгосстрах»: половина клиентов по каско после страхового случая получают направление на сервис за три дня
- Страховые агенты «Росгосстраха» Инесса Нерус и Светлана Шугаева удостоены Почетной грамоты Министерства финансов РФ
- «Росгосстрах» и Сравни: больше половины россиян волнуются за квартиру, оставляя ее без присмотра
- «Росгосстрах» подтвердил лидерство в страховании домов и дач — данные ЦБ
- «Росгосстрах» запустил акцию «Весна — красна!» с выгодой до 25% при страховании жилья
- Крупнейшие энергетические предприятия Юга России доверили защиту здоровья своих сотрудников «Росгосстраху»
- «Росгосстрах» поделился опытом успешной трансформации платформы клиентских коммуникаций
- «Росгосстрах» и Зарплата.ру рассказали, что айтишники больше всего ценят в работе
- Региональные новости компании «Росгосстрах» за 10 — 14 марта 2025 года
- «Росгосстрах» рассказал о самом дорогом случае лечения после укуса клеща
- «Росгосстрах» застраховал на 200 млн рублей риски при реконструкции столичного автоцентра
- Руководителю агентского центра «Росгосстраха» в Мордовии объявлена благодарность президента РФ
- «Росгосстрах»: в компанию поступили сообщения от клиентов, имущество которых пострадало после атак БПЛА на Москву
- «Росгосстрах» вошел в число финалистов премии CX Awards 2025
- «Росгосстрах» уточняет, были ли среди пострадавших от атаки БПЛА на Москву клиенты компании
- «Росгосстрах»: для клиентов компании декабрь стал самым убыточным для жилья зимним месяцем
- «Росгосстрах» в Нижегородской области застраховал квартиру в новостройке на 20,6 млн рублей
- Региональные новости компании «Росгосстрах» за 3 — 7 марта 2025 года
- «Росгосстрах»: как мы успешно перевели в «цифру» клиентский путь в ОСАГО и каско
- «Росгосстрах» застраховал имущество компании «Кубань-Ти» на 3 млрд рублей
- «Росгосстрах»: женщины обращаются по страховке после аварий в 2,2 раза реже мужчин
- Понимаем с полуслова — «Росгосстрах» использует ИИ для распознавания голосовых обращений клиентов
- «Росгосстрах» в Удмуртии выступил партнером XXXI Республиканских зимних сельских игр
- Региональные новости компании «Росгосстрах» за 24 — 28 февраля 2025 года
- «Росгосстрах» в лидерах рейтинга по количеству позитивных отзывов клиентов
- Страховому агенту «Росгосстраха» из Ленинградской области Анне Горбенко объявлена благодарность министра финансов РФ
- «Росгосстрах» увеличил чистую прибыль на 68,9% в 2024 году
- Проценты до срока — «Росгосстрах» защитит доход при вынужденном закрытии вклада
- Искусственный интеллект поможет подобрать полис для квартиры на платформе RGS.online
- «Росгосстрах» и Автокод: 14% автомобилистов получили первую машину в подарок