Сотрудникам Правового департамента «Росгосстраха» в ряде судебных процессов удалось добиться пересмотра отношения судей к автоюристам, оспаривающим действия страховщика по ОСАГО. Целый ряд судебных актов, принятых в прошлом году, подтверждают, что истцы, предъявляющие требования на основании договоров уступки права требования (цессии), могут рассматриваться как профессиональные участники рынка. И, следовательно, на них не должны распространяться положения законодательства о защите прав потребителей.
«Такие решения способствуют формированию более справедливой судебной практики и защищают интересы страховщиков в процессах, целью которых, по сути, является не защита прав автомобилистов, а извлечение прибыли за счет „накрутки“ штрафных санкций на страховщика», — говорит директор Правового департамента ПАО СК «Росгосстрах» Евгений Суховеев.
В частности, важным ориентиром для судей в «Росгосстрахе» считают определение, вынесенное Нижегородским областным судом по делу № 2-1595/2024. Документ акцентирует внимание на подходе к взысканию неустойки по договорам ОСАГО в случаях, когда истцом выступает не сам автовладелец. Размер неустойки, присужденный судом первой инстанции, был снижен в четыре раза, поскольку суд апелляционной инстанции счел необходимым учесть компенсационный характер неустойки и специфику личности истца.
Суд апелляционной инстанции отметил, что истец является профессиональным участником рынка страховых правоотношений и систематически предъявляет требования о взыскании страхового возмещения, неустойки и иных санкций по договорам ОСАГО. Право требования он выкупает у автовладельцев, ставших потерпевшими в дорожно-транспортных происшествиях — причем за сумму, несоизмеримо меньшую с той, что пытается впоследствии получить через судебные споры. Неустойка не должна превращаться в инструмент необоснованного обогащения, отметил Нижегородский областной суд в своем определении. Особенно в случаях, когда истец действует в рамках коммерческой деятельности, а не защищает нарушенные права как потребитель.
Аналогичные выводы содержат и судебные акты, вынесенные в Приморском крае — например, апелляционное определение Приморского краевого суда и определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
«Судебная система все чаще указывает на необходимость дифференцированного подхода к расчету компенсаций для таких истцов, чтобы не допускать злоупотребления правом. Профессиональный статус истца требует от судов особого подхода, чтобы не допускать использования института неустойки как средства для извлечения коммерческой выгоды.— отмечает Евгений Суховеев. — Вынесенные в ходе процессов с участием нашей компании определения могут стать ориентиром для дальнейшей судебной практики и сигналом для других страховщиков о возможности успешной защиты своих интересов, когда речь идет о спорах не с потребителями, а с «профессиональными участниками рынка».
«Росгосстрах»: суды при разборе споров по ОСАГО ужесточают подход к «профессиональным участникам рынка»
29.01.2025
10:10
РОСГОССТРАХ
РОСГОССТРАХ, все пресс-релизы:
- Росгосстрах рассказал, какие машины чаще всего попадали в ДТП в 2025 году
- Губернатор Ивановской области вручил Почетную грамоту президента РФ агенту Росгосстраха из АЦ «Родниковский» Татьяне Тютиной
- «Росгосстрах» застраховал Костромскую Снегурочку от несчастного случая
- Каждый третий россиянин продолжает украшать елку советскими игрушками
- Региональные новости компании Росгосстрах за 15 — 19 декабря 2025 года
- Эксперты рассказали, почему нездоровое питание чревато онкозаболеваниями
- Росгосстрах выплатил возмещение пассажирам упавшего с моста такси
- Интеграция страховки от Росгосстраха в умный дом признана инновацией года
- Губернатор Костромской области вручил благодарность президента РФ агенту Росгосстраха из Буя Ирине Смирновой
- Ремонт, вечеринки и курение: 13% россиян ссорились с соседями на бытовой почве
- Евгений Ильин поделился, как строится СХ-стратегия Росгосстраха в эпоху ИИ
- Региональные новости компании Росгосстрах за 1 — 5 декабря 2025 года
- Росгосстрах в Твери принимает заявления от клиентов компании, квартиры которых повреждены после атаки БПЛА
- Росгосстрах в Волгограде выплатил деньги клиенту, квартира которого была повреждена после атаки БПЛА
- Росгосстрах: средняя выплата пассажирам наземного транспорта выросла на 7%
- Почти половина россиян консультируются на тему здоровья у ИИ
- Руководитель УО «Сибирский» Томского филиала Росгосстраха Людмила Дорофеева удостоена благодарности президента РФ
- Как работает онкострахование: Росгосстрах начинает предновогоднюю просветительскую кампанию с фондом «Не напрасно»
- Росгосстрах в Чувашии принимает заявления от клиентов компании, жилье которых повреждено после атаки БПЛА
- Росгосстрах и Travelata.ru рассказали, где россияне проведут новогодние каникулы
- Региональные новости компании Росгосстрах за 1 — 5 декабря 2025 года
- Каждый четвертый россиянин наряжает елку в одиночку
- Цифровой случай: новый ролик Росгосстраха подсказывает, как заявить о ДТП в смартфоне
- Росгосстрах за три квартала выплатил по полисам страхования жилья 1,36 млрд рублей
- Эксперт Росгосстраха признан лидером OKR-трансформации
- Почти каждый второй россиянин сталкивался с кражей
- «Росгосстрах» удостоен премии Customer Force Awards 2025 за развитие сервисных услуг в автостраховании
- Только за неделю Росгосстрах выплатил после пожаров более 4 млн рублей хозяевам четырех домов в Лысковском районе
- Росгосстрах: в чем заключается эволюция аутсорсинга в эпоху смыслов
- Ноябрь — месяц мужского здоровья: почему важно говорить о раке простаты