Сотрудникам Правового департамента «Росгосстраха» в ряде судебных процессов удалось добиться пересмотра отношения судей к автоюристам, оспаривающим действия страховщика по ОСАГО. Целый ряд судебных актов, принятых в прошлом году, подтверждают, что истцы, предъявляющие требования на основании договоров уступки права требования (цессии), могут рассматриваться как профессиональные участники рынка. И, следовательно, на них не должны распространяться положения законодательства о защите прав потребителей.
«Такие решения способствуют формированию более справедливой судебной практики и защищают интересы страховщиков в процессах, целью которых, по сути, является не защита прав автомобилистов, а извлечение прибыли за счет „накрутки“ штрафных санкций на страховщика», — говорит директор Правового департамента ПАО СК «Росгосстрах» Евгений Суховеев.
В частности, важным ориентиром для судей в «Росгосстрахе» считают определение, вынесенное Нижегородским областным судом по делу № 2-1595/2024. Документ акцентирует внимание на подходе к взысканию неустойки по договорам ОСАГО в случаях, когда истцом выступает не сам автовладелец. Размер неустойки, присужденный судом первой инстанции, был снижен в четыре раза, поскольку суд апелляционной инстанции счел необходимым учесть компенсационный характер неустойки и специфику личности истца.
Суд апелляционной инстанции отметил, что истец является профессиональным участником рынка страховых правоотношений и систематически предъявляет требования о взыскании страхового возмещения, неустойки и иных санкций по договорам ОСАГО. Право требования он выкупает у автовладельцев, ставших потерпевшими в дорожно-транспортных происшествиях — причем за сумму, несоизмеримо меньшую с той, что пытается впоследствии получить через судебные споры. Неустойка не должна превращаться в инструмент необоснованного обогащения, отметил Нижегородский областной суд в своем определении. Особенно в случаях, когда истец действует в рамках коммерческой деятельности, а не защищает нарушенные права как потребитель.
Аналогичные выводы содержат и судебные акты, вынесенные в Приморском крае — например, апелляционное определение Приморского краевого суда и определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
«Судебная система все чаще указывает на необходимость дифференцированного подхода к расчету компенсаций для таких истцов, чтобы не допускать злоупотребления правом. Профессиональный статус истца требует от судов особого подхода, чтобы не допускать использования института неустойки как средства для извлечения коммерческой выгоды.— отмечает Евгений Суховеев. — Вынесенные в ходе процессов с участием нашей компании определения могут стать ориентиром для дальнейшей судебной практики и сигналом для других страховщиков о возможности успешной защиты своих интересов, когда речь идет о спорах не с потребителями, а с «профессиональными участниками рынка».
«Росгосстрах»: суды при разборе споров по ОСАГО ужесточают подход к «профессиональным участникам рынка»
29.01.2025
10:10
РОСГОССТРАХ
РОСГОССТРАХ, все пресс-релизы:
- «Росгосстрах» заработал более 5 млрд чистой прибыли за первое полугодие 2025 года
- «Росгосстрах» поддержит клиентов, жилье которых пострадало из-за града в Пензенской области
- «Росгосстрах» принимает заявления от клиентов из Подмосковья, чьи дома пострадали от ливня и грозы
- Включаю лето вам: больше всего кабриолетов страхуют жители Москвы и Санкт-Петербурга
- «Росгосстрах» в Воронеже поддержит клиентов, жилье которых пострадало из-за БПЛА
- «Росгосстраху» подтвердили высокий рейтинг финансовой надежности
- Эксперт «Росгосстраха» рассказал, как в компании ставят цели со смыслом
- Бренд «Росгосстраха» № 1 по узнаваемости у россиян
- Региональные новости компании «Росгосстрах» за 7 — 11 июля 2025 года
- Гибкость против стабильности: как россияне перестраивают свою занятость
- Онколог Валентина Шамрикова рассказала, как снизить риски онкологии на 20%
- «Росгосстрах» принимает заявления от клиентов в регионах, по которым пронесся сильный ветер с дождем и градом
- Идеальная в паре: клиенты «Росгосстраха» считают «Ниву» лучшей второй машиной в семье
- «Росгосстрах» в Ставрополе застраховал по каско BMW X7 на 10 млн рублей
- Региональные новости компании «Росгосстрах» за 30 июня — 4 июля 2025 года
- Эксперт «Росгосстраха» Ольга Купцова рассказала, как работают онкостраховки в Прямом эфире у Алексея Утина
- «Теплые» опции и электронные ассистенты — какие функции россияне ждут в автомобиле
- «Росгосстрах» в Ставрополе застраховал яхту Bavaria 34 на 18 млн рублей
- «Росгосстрах» выплатил более 4 млн рублей по договору клиента, погибшего в батискафе на Красном море
- «Росгосстрах» застраховал дом в Саянске на 25 млн рублей
- «Росгосстрах»: жители многоэтажек чаще страхуют свои квартиры от дронов
- «Росгосстрах»: цифровая трансформация глазами техподдержки
- «Росгосстрах» обновил более 1000 рабочих мест для сотрудников с помощью мини-ПК KVADRA
- «Росгосстрах» отмечает рост обращений от мотоциклистов по ОСАГО на 43%
- Экономия рулит: на сколько поездка в отпуск на автомобиле дешевле поезда и самолета
- «Росгосстрах» перешел на российский сервис онлайн-досок Holst вместо Miro
- «Росгосстрах» открыл первый универсальный офис компании в Мариуполе
- «Росгосстрах»: автовладельцы стали чаще обращаться после выходок хулиганов
- «Росгосстрах» застраховал более 30 домов в селе, на которое упали обломки БПЛА
- «Росгосстрах» в Подмосковье застраховал по каско электромобили энергокомпании