Наиболее интересные новости — в официальном telegram-канале АСН. Подписывайтесь!
Четыре экспертизы
5 августа 2019 г. произошло ДТП, в котором по вине Х. был повреждён автомобиль, принадлежащий Д. На момент ДТП у Д. Был приобретён полис ОСАГО в «МАКСе», у Х. — в «Тинькофф Страховании».
Потерпевший Д. обратился в суд 26 августа 2019 г. в свою страховую компанию с заявлением о прямом возмещении ущерба. Страховщиком была проведена транспортно-трасологическая экспертиза. По её результатам в возмещении отказано. Причина — несоответствие всего комплекса повреждений автомобиля истца по своему характеру и механизму образования обстоятельствам ДТП.
Д. провёл самостоятельную экспертизу в ООО «Профэксперт». Эксперты определили, что стоимость ремонта автомобиля с учётом износа составила 368,4 тыс. р. Претензию Д. на основе независимой экспертизы «МАКС» не удовлетворил.
В январе 2020 г. Д. обратился к финуполномоченному, который отказал ему в в удовлетворении требований. ООО «Центр автотехнической экспертизы и оценки» по поручению финомбудсмена провёл еще одно транспортно-трасологическое исследование, которое подтвердило выводы страховщика — повреждения автомобиля не соответствуют обстоятельствам ДТП.
Д. обратился в суд, где ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он представил рецензию независимого эксперта на экспертизу финуполномоченного, в которой указано на процессуальные ошибки, нарушения требований законодательства, научных методик.
Суд первой инстанции посчитал необходимым провести судебную экспертизу и поручил её ООО «Суд Эксперт». Этот эксперт в свою очередь сделал вывод о том, что повреждения на ТС могли образоваться в результате ДТП от 5 августа. Стоимость ремонта с учётом износа составила 361 тыс. р. Исковые требования к страховщику удовлетворил.
Выбор судов
Апелляция, рассмотрев жалобу решение отменила, в иске отказала. Причина — необоснованность назначения судебной экспертизы судом первой инстанции и достаточность экспертизы от финомбудсмена. Кассация решение апелляции поддержала.
Верховный суд указал, что нормы закона не запрещают судебную экспертизу, даже если финуполномоченным до обращения пострадавшего в суд тоже была проведена экспертиза.
Назначение судебной экспертизы как повторной (в порядке ст. 86 Гражданского процессуального кодекса) предполагает, что она необходима для устранения противоречий в заключениях экспертов, а иным способом это сделать невозможно, обратила внимание судебная коллегия. Поскольку в деле были совершенно разные позиции экспертов, её проведение обоснованно, считает Верховный суд.
Также Верховный суд обратил внимание, что апелляция не пояснила, почему судебная экспертиза была проведена с нарушениями и не может быть принята в качестве доказательства.
Верховный суд определение апелляции отменил и отправил дело на новое рассмотрение.
Как прокомментировали АСН в пресс-службе финуполномоченного, в большинстве судебных споров результаты экспертизы от финуполномоченного и судебной экспертизы либо не отличаются, либо отличаются незначительно. Самыми распространенными причинами таких расхождений являются разные подходы экспертов к проведению исследований, а также новые доказательства, представленные финансовой организацией или потребителем уже в суде. Это связано с тем, что закон не предусматривает возможность пересмотра финомбудсменом принятого им решения.
Значительная часть требований потребителей, заявленных в суд после решения финуполномоченного, связана с несогласием с результатами проведенной транспортно-трасологической экспертизы (то есть спор заключается в том, могли ли заявленные повреждения быть получены в конкретном ДТП или нет), уточнили в пресс-службе.
Перечень претензий
Как прокомментировал АСН заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев, судебные экспертизы демонстрируют заинтересованность в поддержке пострадавших. Причиной тому — оплата расходов эксперта. Если экспертиза поддерживает страховщика, то оплату должно провести физлицо, что чаще всего проблематично. «Дебиторская задолженность по таким делам у организаций, привлекаемых в качестве судебных экспертов составляет до нескольких миллионов рублей», — сообщает Виктор Алексеев.
Поэтому независимая экспертиза, назначенная финансовым уполномоченным, по мнению Виктора Алексеева спикера более объективна, так как оплата её работы производится непосредственно омбудсменом и зависимость от страховщика или от истца отсутствует.
Случаи, когда суды выносят решение только на основе экспертизы от финуполномоченного бывают, но чаще всего суды сами инициируют судебные экспертизы, уточнил заместитель гендиректора СК «МАКС».
Как прокомментировал АСН начальник управления судебно-правового урегулирования юридического департамента «Энергогаранта» Антон Ларионов основные претензии к экспертизам от финуполномоченного — это необъективность. Пострадавшие считают, что им мало посчитали, или оценили не те обстоятельства ДТП, не учтены скрытые повреждения.
Одна из причин, по мнению Антона Ларионова — эксперты от финобмудсмена проводят исследование чаще всего по документам страховщика, при этом осмотры ТС, как правило, не проводят (иногда это связано с большими расстояниями перегона автомобилей — АСН).
«Проблема кроется в низком качестве проводимых экспертиз как заказу финомбудсмена, так и судебных. Но судебным экспертизам суды склонны верить больше. При этом статья 307 УК РФ фактически не работает, контроля за качеством судебной экспертизы никакого нет», — считает Антон Ларионов.
К финансовому уполномоченному есть вопросы и автоюристов. Директор ООО «Поволжская юридическая компания» Роман Царёв отмечает, что во многих случаях привлечённые финуполномоченным организации не являются экспертными — в ЕГРЮЛ у них указаны такие виды деятельности, как страховые брокеры, юридические услуги или торговля запасными частями. «Экспертизу же проводят привлечённые лица», — уточняет Роман Царёв.
Главная проблема — это отсутствие у финуполномоченного прав на получение административного материала из ГИБДД. «Как они вообще умудряются проводить трасологические исследования без изучения объяснений участников ДТП, без осмотра машин других участников ДТП и без изучения схемы ДТП?», — уточняет Роман Царёв.
Автоюрист считает, что эксперты финуполномоченного указывают, что изучили административный материал, но в реальности это только сведения об участниках ДТП и административное постановление, а других материалов у них нет.
По теме:
Верховный суд уберёг страховщиков от безлимитных выплат по ОСАГО
Верховный суд защитил владельца Porsche, отказавшегося предъявлять страховщику повреждённый автомобиль и покупать ОСАГО
Верховный суд разъяснил, как считать тоталь — от фактической или рыночной стоимости ремонта
Верховный суд: непредоставление автомобиля для осмотра не является безусловным основанием для отказа в выплате по ОСАГО
Внимание вопрос. Если после финомбудсмена все равно следует назначать судебку (с чем я в целом согласен), то зачем таковой вообще нужен то? Ну лишняя трата времени и средств и не более того…
Нужна рецензия на заключение СОДФУ, в которой указаны допущенные нарушения. Не сразу «следует назначать» судебку.
Омбудсмен свою долю расходов на урегулирование старательно выгрызает, и уже многого достиг.
Экспертизу страховщика получить — еще тот квест, а уж экспертизу финупа, да еще до суда, чтоб проанализировать… Это вообще сказки какие-то, к сожалению. Он и в суд-то ее не всегда присылает.
Так же через личный кабинет запрашиваем, без проблем. А в суды, да долго отвечают.
Считаю что фин уполномоченный лишняя инстанция, и ведь кто то это всё оплачивает. За чей счёт «филармония»
В ЛК на сайте омбудсмена создаёте новое обращение в котором пишете что просите копию заключения на основании которого было принято решение ХХХ. Это обращение рассматривается очень быстро, точно не месяц. 2-3 дня.
Судя по решениям фунтика я давно удивляюсь зачем он нужен. В законе написано перевод на ссет. Он пришет перевод на почту это гуд. В законе написано приоритет ремонт, он пишет необязателен, типа хотят нехотят ремонтировать.
Кстати и еще одаренный вывод что все другие траты в следствии дтп необязательно оплачивать. Типа эвакуатора и тд.
Есть у финупа экспертизы, которые систематически пишут чушь, но есть и нормальные.
Непонятно только, почему этого «финомбудсмена» официально назвали «по правам потребителей финансовых услуг»? Он же явно «защитник прав страховщиков от всяких там потребителей»
Сталкиваюсь с решениями омбудсмена по роду деятельности и считаю что это совершенно ненужная инстанция которая затягивает вынесение решений судами, и получением потерпевшими от дтп выплат. Из 10 обращений,1 в пользу пострадавшего, и то с недоплатой и без неустоек и штрафов, остальные в пользу стоаховых. А если вдруг кому то повезёт и омбудсмен вынесет решение в пользу потерпевшего, то страховые его обжалуют в районных судах и потом так же затягивают дела в судах минимум на 7-8 месяцев что бы не выплачивать, и суды наши снижают неустойку и штраф до минимума, особенно в Краснодарском крае.
Аналогичная ситуация. В Москве все также урезают.
Абсолютно согласен, что бесполезная инстанция, которая только ущемляет потребителей. Как в сроках исковой давности (30 дней вместо 3 лет), так и в судебном процессе. Необходимо теперь оспаривать экспертизу фина (если таковая проведена) и назначать повторную судебную экспертизу, т.к. эту бредятину заключения фина почему то приравнивают к судебной… полнейший бред! Недавно случай из практики, чтобы взыскать 86 тысяч недоплаты, пришлось потратить 110 тыс.на судебку (75), рецензии и т.д. ну и год процесса соответмтвенно.
У меня сейчас есть пример, убыток в «согласии», выплатили 48 из 143, и омбудсмен провёл экспертизу в которой установили что денег достаточно(в решении какая то жижа написана, никакой конкретики) хотя автомобиля нет в справочнике рса, но они сделали экспертизу судя по всему по б/у запчастям, хотя в нашей экспертизе ссылка на интернет магазин(megazap или megazip) который единственный даёт оригинальные номеразапчастей и цены, и но правда доставку данных запчастей нужно оплачивать отдельно. А эксперты даже судебные не заморачиваются с экспертизами, они считают за копейки и в следствии ищут б/у запчасти на дроме, берут номера деталей, цены(отнимают 50% износа из б/у запчастей) и стряпают отчёт и не парятся, а фин уполномоченный выдаёт как мега огромную работу выполнили и установили что потерпевшему в дтп достаточно выплаченной суммы и всё))))) вот они суровые реалии
Если на рынке запчастей нет предложений новых деталей, а у всех только б/у, значит и спроса на новые нет, все в ремонте используют б/у. Это тоже жизненные реалии.
Уши вянут. Дожили уже до сравнения, кто врет в экспертизах меньше, а кто больше. Эксперты Финупа его в глаза не видели ни разу. Обычные варяги из регионов и столицы с «чуйкой» где надо Да! а где Нет! Это не сложно. Определение мошенников идет на уровне страховой. На уровне Финупа далее ответа — Не могло быть столкновение! Либо — Столкулись, Но! не в том месте и не в то время! дело не идет. Система глупая, Но! Надо понимать, что идет простой пил бабла. А, где он не идет? Со стороны правохранителей интерес к любителя подзаработать на дурдоме небольшой. В Итоге — «Уважаемый… Ваше ДТП заявленному не соответствует — готовьтесь лучше и качественнее к следующему». Ваше обращение очень Важно для нас. Без Вас нам просто п… ц. При этом — надо признать, что процент ошибок относительно к истинно пострадавшим в целом небольшой. Как говорил, это не сложно, уже на уровне СК. Итог. Скованные одной целью — связанные одной цепью. Понять и простить. Относительно изменения системы урегулирования на ремонт без денег — стрел в пятой точке реформаторов столько торчит и столько сломанных, что в сущности уже и не больно. Караван идет. Собаки лают. Будьте уверены, что эксперт Финупа способен определить невозможность образования повреждений даже по представленному ему квадрату Малевича. «Карманный» приклееный к страховой тоже собственно. Так, что — пущай уж врут. Лож то по сути святая. Много где еще святая. Ничего же.
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах