Какой это вид страхования
Юридически страхование плавучих средств считается разновидностью транспортного страхования. Полис оформляется по желанию, а сама процедура имеет много общего с программами автострахования. Денежная оценка судна зависит от рыночной конъюнктуры. Предельная сумма страхования не превышает реальную стоимость водного транспорта.Клиент вправе застраховать не только круизные суда, балкеры, лайнеры, но и небольшие лодки (шлюпки, байдарки). Программа распространяется и на речные, и на морские суда пассажирского, грузового, промышленного, сельскохозяйственного, административно-служебного, научно-исследовательского назначения. Но оформить полис можно при условии, что плавсредство состоит на учете у государства (что подтверждается сведениями из речного регистра, судовых книг российских портов или судового реестра).
Фактически страхование средств водного транспорта включает любой финансовый интерес, связанный с торговым мореплаванием (например, объектом соглашения может стать корабль, который даже еще не построен).
Полис можно оформить на суда, курсирующие внутри страны и за ее пределами. Особенности заключения договоров страхования с владельцами водного транспорта регламентируются КТМ РФ (Кодексом торгового мореплавания), а при заграничном сообщении действуют правила Международного закона о морском страховании (принят в 1906 году).
Риски в страховании водного транспорта
Владельцы речных и морских судов должны знать о пяти видах риска, наступление которых послужит правовым основанием для выплаты денежной компенсации. К ним относятся:- угрозы, связанные только с повреждением судна;
- угрозы, связанные с повреждением и гибелью судна;
- угрозы, когда ущерб, возникший в результате частной аварии, не учитывается;
- угрозы, когда компенсируются как полная гибель плавсредства, так и затраты на спасательную операцию;
- угрозы, когда возмещается полная гибель плавсредства.
- Аварии (столкновения с другими судами).
- Выход из строя оборудования, устройств и отдельных агрегатов судна.
- Стихийные бедствия (штормы, ураганы, цунами).
- Столкновения с гидротехническими сооружениями.
- Пропажа без вести.
- Противоправные действия третьих лиц (захват судна пиратами).
Выбрать страховую компанию поможет информация:
- о страховке в «Югории»;
- о страховании в СК «Капитал Лайф»;
- о страховой компании АО ОСК.
- о страховке в «Югории»;
- о страховании в СК «Капитал Лайф»;
- о страховой компании АО ОСК.
Основные программы страхования
Компании предлагают широкую линейку программ, в рамках которых можно компенсировать убытки, причиненные водному транспорту. Их выбор зависит от предназначения, технических характеристик плавсредств, маршрута следования, специфики перевозимых грузов и прочих критериев. Какие же программы существуют на рынке страхования для судовладельцев?Каско (для судов)
В рамках пакета можно застраховаться от угона транспорта и кораблекрушения, а также возместить затраты на ремонт плавсредства и операцию по его спасению. Условия страхования, стоимость полиса и перечень рисков в каждой компании будут отличаться.Защита строящегося судна
Программа позволяет нивелировать финансовые риски в отношении корабля, который еще не построен. Собственник такого судна вправе предусмотреть компенсации:- за гибель, повреждение (порчу) имущества в процессе производства;
- причинение вреда здоровью (жизни) третьих лиц;
- столкновение с неподвижными плавсредствами на водных путях.
Страхование ответственности судовладельцев
Такой формат страхования водного транспорта предусматривает компенсацию за вред, причиненный третьим лицам. В качестве контрагента в договоре может быть указан как собственник судна, так и фрахтователь. Условия соглашения могут включать большой перечень рисков, которые условно дифференцируются на следующие категории:- порча (повреждение), утрата перевозимого груза;
- вред здоровью (жизни) третьих лиц;
- ущерб, причиненный экологии.
Страховщики преимущественно предлагают данный пакет услуг собственникам плавсредств, перевозящим наливные и сухие грузы, почту, пассажиров, владельцам рыболовецких шхун и кораблей, занятых в сфере добычи полезных ископаемых.
Отдельной разновидностью страхования считается программа, в рамках которой предусмотрена ответственность за перевозку пассажиров на речном и морском транспорте. Собственник судна, занимающийся таким видом предпринимательской деятельности, обязан оформлять страховку, по которой компенсируется вред, причиненный здоровью и жизни граждан.
Защита экипажа судна
Программу выбирают капитаны кораблей, их помощники, радисты, навигаторы, мотористы и прочие лица, обеспечивающие функционирование и слаженную работу на судне. Экипаж может застраховаться от несчастного случая, смертельного заболевания, потери трудоспособности.Защита грузов
Владельцы груза, транспортируемого по воде, также могут защитить финансовые интересы на случай порчи или утраты имущества. Страховщик компенсирует ущерб вне зависимости от того, виновен перевозчик в повреждении груза или нет.От чего зависит стоимость страховки
Прайс на услуги, которые предлагают компании владельцам водного транспорта,определяется с учетом следующих параметров:
- тип (категория) транспортного средства;
- материал корпуса, из которого изготовлено ТС;
- дата изготовления транспортного средства;
- тип двигателя;
- техническое состояние ТС;
- специфика перевозимых грузов;
- маршрут плавания;
- период действия договора;
- наличие стажа «безаварийной езды»;
- наличие франшизы.
Порядок выплаты денежной компенсации
О страховом случае пострадавшее лицо должно проинформировать контрагента в течение 48 часов. В письме необходимо зафиксировать причины и обстоятельства происшествия. Если место, где случился инцидент, удалено от средств связи, то заинтересованное лицо должно сообщить о страховом случае сразу, как только появится возможность связаться с представителями компании.Выплаты производятся на основании заявления, к которому необходимо приложить определенный перечень документов. К ним относятся: регистрационные свидетельства на плавсредства, акты государственных органов, транспортные накладные, коносаменты, морской протест, судовой журнал и прочее.
Решение о выплате компенсации принимается не позднее одного месяца с момента подачи документов в страховую компанию. Отказ в возмещении ущерба можно обжаловать в суде.
Вопрос законодательной регламентации страхования водного транспорта проработан не полностью. Отсутствуют универсальные методики, по которым оцениваются риски, нет единых критериев ценообразования на услуги в этом сегменте. Страховые компании не готовы заключать договоры с владельцами плавсредств, срок эксплуатации которых превышает 30 лет, а такие суда составляют большую часть на отечественном рынке. На практике не все риски удается включить в договор. В таких обстоятельствах программы страхования водного транспорта пока не пользуются повышенным спросом.