Пациент под защитой

В Новосибирской области компания «РОСНО-МС» представлена филиалом «Новосибирск-Медицина».

12:03
Комсомольская правда-Новосибирск Елена Сергеева
С 1 января 2011 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». По сути, началась новая эра отечественного здравоохранения: закон предоставляет пациентам реальные права, реализуя которые граждане могут влиять на уровень и качество медицинской помощи.

Об этом - в интервью первого заместителя генерального директора страховой медицинской организации «РОСНО-МС» Юрия БОНДАРЕВА.

Время глобальных перемен

- Юрий Алексеевич, какая связь существует между правами пациента и уровнем здравоохранения в стране?

- Новая редакция Закона об обязательном медицинском страховании наделяет гражданина правом самостоятельно выбирать не только лечебное учреждение и врача, но также страховую организацию, которая выдаст полис ОМС и будет защищать его интересы при получении бесплатной медицинской помощи.

Как было прежде? За нас страховую компанию выбирали либо работодатели, либо региональная администрация, и, не будем скрывать, многие люди даже не знают, в какой именно компании они застрахованы. Теперь каждый взрослый человек сам оценивает страховщика и выражает ему доверие либо недоверие.

Разумеется, страховая компания будет прилагать все усилия, чтобы оправдать доверие граждан. При малейшей попытке лечебного учреждения нарушить права пациента на бесплатную медицинскую помощь страховщик должен вмешаться и отстоять интересы своего клиента. Страховой компании фактически передана роль адвоката пациента в системе ОМС.

Для этого есть рычаги, в том числе финансовые, ведь за оказание медицинской помощи данному гражданину расплачивается именно страховая компания. И если лечебные учреждения не хотят работать себе в убыток и, вообще, намерены занимать достойное место на медицинском рынке, они просто вынуждены повышать уровень и качество своих услуг.

Азбука выбора

- Первое, что сегодня должен сделать каждый из нас, - определиться со страховой компанией. Из кого выбирать и как заявить о своем выборе?

- Прежде всего хочу успокоить читателей: закон - не революция, он будет вводиться в действие постепенно. В данный период времени каждый человек, имеющий на руках полис ОМС, может продолжать им пользоваться. А страховая компания, выдавшая полис, по-прежнему продолжает защищать ваши интересы.

Но постепенно можно и нужно присматриваться и к другим страховым организациям, делать свой выбор. Компании, которые уже работают в системе ОМС на данной территории, до 1 мая 2011 года предлагают своим потенциальным клиентам написать заявление. Это и есть подтверждение вашего выбора. Как только начнется оформление страховых медицинских полисов единого образца - ожидается, что это будет происходить после 1 мая 2011 года, - страховая организация пригласит вас прийти и получить новый документ.

Но, думаю, на рынке обязательного медицинского страхования должны появиться и новые игроки.

- И по каким критериям выбирать? Разные страховщики предлагают своим клиентам лечение в разных больницах? Или объем бесплатной медицинской помощи может быть больше или меньше?

- Все страховые компании предоставляют одинаковый пакет бесплатных услуг в системе ОМС. Он определен Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

- Тогда в чем же отличие одного страховщика от другого?

- Прежде всего - в опыте работы компании в системе обязательного медицинского страхования. Далее, в штате опытных врачей-экспертов, которые проводят экспертизу качества медицинской помощи, оказанной пациентам, непредвзято и квалифицированно.

Еще один важный критерий, по которому гражданин должен оценивать страховую организацию, - финансовая устойчивость компании. Например, статус «РОСНО-МС» подтверждается тем, что еще в 2008 году нами был сформирован уставный капитал размером 200 млн. рублей. Сравните: по новому Федеральному закону об ОМС страховая компания, которая желает работать в системе ОМС, должна иметь уставный капитал в 60 млн. рублей.

Кроме того, компания «РОСНО-МС» - пока единственная в стране страховая организация, которая более года назад успешно прошла проверку «Россвязьнадзора» по защите каналов связи и передачи персональных данных. Это означает, что гражданин, который застрахован в нашей компании, может быть на сто процентов уверен в том, что его персональные данные находятся под надежной охраной и недоступны посторонним, как того и требует Федеральный закон № 152-ФЗ. Такая система безопасности персональных данных работает в офисах нашей компании в Москве, Новосибирске и всех остальных региональных филиалах.

На страже интересов пациента

- Если мои права как пациента грубо нарушаются, чем мне поможет страховая компания?

- Существует определенный общий набор форм работы по защите прав пациентов: звонок в лечебное учреждение, экспертиза качества оказанных услуг, штраф по результатам экспертизы. Но каждая компания предлагает также и что-то свое, опираясь на собственные возможности и собственные представления о комфорте клиентов.

Например, в компании «РОСНО-МС» организован круглосуточный информационный колл-центр. Владельцы наших полисов ОМС могут позвонить по единому бесплатному федеральному номеру 8-800-100-80-05 в любе время суток из любого уголка России и задать вопрос, получить консультацию или пожаловаться на врача, медицинское учреждение. В 2010 году в «РОСНО-МС» и ее филиалы по всей стране поступило более 1 млн. обращений по различным вопросам. При этом телефоном горячей линии воспользовалось свыше 150 тысяч человек.

- Пациенты становятся не только более требовательными, но и более грамотными в правовом отношении. Они все чаще и чаще обращаются в суд. Страховая компания и здесь выступает их адвокатом?

- Если гражданин намерен обратиться в суд из-за нарушения его прав на бесплатную, своевременную, качественную и доступную медицинскую помощь, юристы страховой компании оказывают необходимую консультативную помощь. Во всяком случае, в «РОСНО-МС» это является правилом.

В 2010 году судебные инстанции удовлетворили 10 из 14 рассмотренных исков в защиту клиентов «РОСНО-МС». По решению суда медицинскими учреждениями было выплачено пациентам более 600 тыс. рублей материального возмещения и еще 450 тыс. рублей - в качестве компенсации морального вреда. Наша страховая компания в этих судебных процессах участвовала в качестве третьего лица, готовя необходимые документы и поддерживая позицию застрахованного в соответствии с его доверенностью.

Обобщая сказанное, хочу порекомендовать каждому гражданину при выборе страховой медицинской организации изучить ее «кредитную историю», а именно финансовую состоятельность компании, опыт ее работы в системе ОМС, наконец - отзывы клиентов о ее работе. Подходите к выбору своего «адвоката» в системе обязательного медицинского страхования осознанно - тогда ваш опыт пациента всегда будет удачным.

Для справки:

«РОСНО-МС» является структурным подразделением холдинга «РОСНО-Альянс» - крупнейшего мирового финансово-страхового объединения. Компания давно и эффективно работает в сфере обязательного медицинского страхования в 30 регионах Российской Федерации. В Новосибирской области компания «РОСНО-МС» представлена филиалом «Новосибирск-Медицина».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля