— «Вероятно, что полностью беспилотные автомобили в конечном итоге будут определять опасности лучше, чем люди, но мы обнаружили, что это не предотвратит большинство аварий», — говорит Джессика Чиччино, вице-президент IIHS по исследованиям.
Принято считать, что в один прекрасный день с беспилотными транспортными средствами аварии останутся в прошлом. На самом деле все не так просто. Согласно национальному исследованию аварий, о которых сообщила полиция, ошибка водителя — это последний сбой в цепочке событий, приводящей к 9 из 10 аварий.
Но анализ Института показывает, что только около трети этих аварий были результатом ошибок, которых можно было бы избежать автоматических транспортных средств просто потому, что они имеют более точное восприятие, чем водители-люди, и не подвержены потере трудоспособности. Чтобы избежать остальных двух третей, они должны быть специально запрограммированы таким образом, чтобы безопасность была важнее скорости и удобства.
— «Создание беспилотных автомобилей, которые управляют так же хорошо, как люди, само по себе является большой проблемой», — говорит научный сотрудник IIHS Александра Мюллер.
Чтобы оценить, сколько аварий может произойти, если беспилотные автомобили рассчитаны на принятие тех же решений в отношении риска, что и люди, исследователи IIHS изучили более 5000 аварий, о которых сообщила полиция, из Национального исследования причин аварийности транспортных средств. Эта выборка, собранная Национальным управлением безопасности дорожного движения, является репрезентативной для аварий в США, в которых было отбуксировано по крайней мере одно транспортное средство, и на место происшествия были вызваны службы скорой медицинской помощи.
Команда IIHS изучила материалы дела и разделила факторы, связанные с водителем, которые способствовали авариям, на пять категорий:
- Ошибки «зондирования и восприятия» включали такие вещи, как отвлечение водителя, затруднение видимости и неспособность распознать опасности, пока не стало слишком поздно.
- Ошибки «прогнозирования» возникали, когда водители неверно оценивали пробел в движении, неправильно оценивали скорость движения другого транспортного средства или делали неверные предположения о том, что собирался сделать другой участник дорожного движения.
- Ошибки «планирования и принятия решений» включали в себя слишком быстрое или слишком медленное движение для дорожных условий, агрессивное вождение или слишком малое расстояние до идущего впереди автомобиля.
- Ошибки «выполнения и производительности» включали неадекватные или неправильные маневры уклонения, чрезмерную компенсацию и другие ошибки в управлении транспортным средством.
- «Недееспособность» связана с ухудшением состояния в результате употребления алкоголя или наркотиков, проблем со здоровьем или засыпания за рулем.
Для исследования аналитики представили будущее, в котором все транспортные средства на дороге будут беспилотными. Они предположили, что эти транспортные средства будут предотвращать те аварии, которые были вызваны исключительно ошибками восприятия или касались нетрудоспособности водителя. Это связано с тем, что можно ожидать, что камеры и датчики полностью автономных транспортных средств будут контролировать проезжую часть и определять потенциальные опасности лучше, чем водитель-человек, и не будут отвлекаться или выводить из строя.
Сбои из-за только ошибок восприятия и восприятия составили 23% от общего числа, а выход из строя — 10%. Этих аварий можно было бы избежать, если бы все транспортные средства на дороге были самоуправляемыми, хотя для этого потребовались бы безупречно работающие датчики и системы, которые никогда не выходили из строя. Остальные две трети могут появиться, если автономные транспортные средства также специально не запрограммированы так, чтобы избегать других типов ошибок прогнозирования, принятия решений и производительности.
Рассмотрим ДТП тестового автомобиля Uber, в результате которого погиб пешеход в Темпе, штат Аризона, в марте 2018 года. Его автоматизированной системе вождения изначально не удавалось правильно идентифицировать 49-летнюю Элейн Херцберг на обочине дороги. Но как только он это сделал, он по-прежнему не мог предсказать, что она перейдет перед транспортным средством, и не смог выполнить правильный маневр уклонения, чтобы избежать удара, когда она это сделала.
Ошибки при планировании и принятии решений, такие как превышение скорости и опасные маневры, были факторами примерно в 40% аварий в исследуемой выборке. Тот факт, что осознанные решения, принимаемые водителями, могут привести к авариям, указывает на то, что предпочтения водителя иногда могут вступать в противоречие с приоритетами безопасности автономных транспортных средств. Чтобы беспилотные автомобили оправдали свое обещание по устранению большинства аварий, они должны быть сконструированы таким образом, чтобы сосредоточиться на безопасности, а не на предпочтениях водителя, когда эти двое расходятся.
Беспилотные транспортные средства должны будут не только соблюдать правила дорожного движения, но и адаптироваться к дорожным условиям и внедрять стратегии вождения, учитывающие неопределенность в отношении действий других участников дорожного движения, например, вождение медленнее, чем за рулем человек, в районах с высокой пешеходной зоной или в условиях плохой видимости.