Полис деятельности: с фальшивым электронным ОСАГО ездит почти 1,5 млн россиян

Интернет-мошенники активизировались в связи с длительным режимом самоизоляции.

08:18
Известия
Старая схема мошенничества с полисами автогражданки обрела новую жизнь. С началом карантина в стране резко вырос спрос на е-ОСАГО, что спровоцировало всплеск продаж поддельных документов. По данным страховых компаний (СК), на сегодняшний день сфальсифицировано примерно 10% электронных полисов. Как показали расчеты «Известий», основанные на данных СК и оценках экспертов рынка, с фальшивым е-ОСАГО ездит не менее 1,5 млн автолюбителей. Пока обладателям таких документов мало что угрожает, поскольку ГИБДД редко удостоверяет подлинность страховки. Однако уже осенью должна заработать система автоматической фиксации нарушений за езду без ОСАГО, рассчитывают в «Росгосстрахе». Тогда водители с фальшивыми документами начнут получать штрафы в 800 рублей. Специалисты советуют покупать полисы не через посредников, а через официальные сайты или приложения страховщиков.

Неправильные скидки

Страховые компании в месяц выявляют от нескольких сотен до тысяч полисов ОСАГО с признаками недостоверных сведений. Такие оценки «Известиям» привели в Страховом доме ВСК, «Ингосстрахе» и «Росгосстрахе». «Югория», выявляющая по десятку таких случаев в день, предупредила клиентов, что в реальности количество полисов с неверными данными в разы больше, поскольку обман обнаруживается только при наступлении страхового случая.

С начала карантина активность мошенников почти целиком перешла в интернет. Злоумышленники предлагают е-ОСАГО «дешево» или «со скидкой» на сайтах, зачастую замаскированных под порталы крупнейших СК. О возросших рисках при покупке полиса Российский союз автостраховщиков (РСА) предупредил еще в мае.

Как правило, главное действующее звено в классической мошеннической схеме — посредники, заполняющие за водителя документы и передающие их в РСА. Так, в полис вносятся данные на постороннее транспортное средство с пониженным коэффициентом стоимости ОСАГО (он зависит от вида авто, региона его регистрации). Это может быть, например, трактор или мотоцикл, зарегистрированный в Крыму.

Официально зарегистрированную в РСА копию полиса на несуществующую машину мошенники подделывают — с помощью фоторедактора вносят в нее подлинные данные покупателя страховки. Именно эту версию получает заказчик ОСАГО, причем зачастую он даже не подозревает, что ездит по фальшивым документам. Разница в цене между страховкой на выдуманный трактор и реальный автомобиль — доход мошенников.

Корреспондент «Известий» рассчитал на одном из мошеннических сайтов стоимость ОСАГО на свой автомобиль. Предложения варьировались от 4 тыс. до 5 тыс. рублей — при том, что осенью прошлого года у одного из крупнейших страховщиков полис на аналогичное ТС приобретался за 10 тыс. рублей.

В первые две недели апреля, когда введенные из-за пандемии ограничения были самыми жесткими, количество продаваемых в день полисов е-ОСАГО увеличилось на 26% — до 53,5 тыс. штук, уточнили в РСА. По самым скромным оценкам, примерно 3% таких страховок поддельные, сообщил член рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Игорь Моржаретто. По данным «Югории», доля фальсифицированных полисов е-ОСАГО превышает 10%.

Таким образом, если ориентироваться даже на докарантинную цифру продаж — примерно 40 тыс. в день, это означает, что за год реализуется до 1,5 млн поддельных полисов.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Если при проверке документов сотрудником ГИБДД окажется, что ОСАГО у водителя недействительное, придется заплатить 800 рублей штрафа. В случае аварии с участием человека с таким полисом чинить свою машину и, возможно, компенсировать ущерб пострадавшей стороны ему придется из собственного кармана.

Полис с сюрпризом

Впрочем, сколько конкретно водителей выезжает на дорогу с фальсифицированными полисами, судить сложно, отметил директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев.

— Думаю, что мы начнем узнавать об этом осенью, когда заработает система автоматической фиксации нарушений за использование автомобиля без полиса ОСАГО — и начнут приходить штрафы после проезда под камерами, — заявил он «Известиям».

Ранее «Известия» писали, что пока официальной даты запуска проверок наличия полисов ОСАГО при помощи камер нет. В МВД заявляли, что «комментировать указанную тему преждевременно».

Сейчас доля электронных полисов в портфелях автогражданки у крупных страховщиков составляет около 40%, отметили в нескольких компаниях. По мнению директора департамента андеррайтинга обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Дениса Макарова, она будет расти и дальше, в том числе из-за допуска страховых агентов к онлайн-продажам.

В Банке России о проблеме знают, поскольку получают жалобы от граждан, попавшихся на удочку мошенников, сообщили в пресс-службе регулятора. Если автовладелец понял, что купил поддельный полис, то нужно оформить новый, а также обратиться в правоохранительные органы и указать данные самого документа и компании, выдавшей его, подчеркнули в ЦБ. В случае выявления мошеннических сайтов регулятор способствует их блокировке.

У страховщика при выявлении недостоверных сведений есть право подать иск к виновнику ДТП, поэтому лучше покупать полис на официальном сайте компании или через ее мобильное приложение, напомнили в ВСК.

Если держатель поддельного ОСАГО окажется пострадавшим в ДТП, возмещения ущерба он также не получит, объяснил партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Водитель обращается к своему страховщику, а для этого ему нужен действующий полис, добавил он.

Факт мошенничества с е-ОСАГО не означает, что сам канал представляет собой проблемный продукт, солидарно отметили страховщики и эксперты. Поскольку ОСАГО — обязательный вид страхования, неудивительно, что на него приходится примерно 80% случаев мошенничества, сказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Появление е-ОСАГО повысило доступность продукта и дало возможность страховщикам сократить издержки на привлечение клиентов, отметил директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Но в то же время обострился вопрос качества первичной информации, представляемой водителями, добавил он, поэтому выигрывать будет тот, кто в большей степени следует принципу «знай своего клиента».
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля