Эхо Москвы | 19.04.2017 19:40

ОСАГО: вступление в силу поправок о натуральном возмещении

Передача Фактор риска
Гость: Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах». Ведущий: Алексей Дыховичный
А.Дыховичный ― 11 часов, 7 минут в столице. Добрый день! Вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». У микрофона Алексей Дыховичный. Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Виталий Игоревич, здравствуйте!

В.Княгиничев ― Добрый день!

А.Дыховичный ― ОСАГО. Вступление в силу поправок о натуральном возмещении – об этом мы поговорим, большую часть времени, я думаю, будем говорить об этом. Там есть, о чем.

Да и вот еще такой момент: сколько мы тратим на страховку, имеется в виду ОСАГО – 6 тысяч рублей примерно в среднем?

В.Княгиничев ― По стране полис стоит около 6 тысяч рублей.

А.Дыховичный ― Вот если сравнивать с чем-то там, то на мой взгляд получается как-то очень много. Вот сейчас мы послушаем пленочку одну небольшую и дальше поговорим на эту тему.

В.Княгиничев ― Есть много спекуляций на эту тему.

А.Дыховичный ― Вот и я сейчас тоже поспекулирую немножко.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Согласно результатам исследования, проведенного Финансовым университетом при правительстве России, доля расходов домохозяйств на ОСАГО в 2016 году опустилось ниже уровня 2004 года. При запуске ОСАГО в 2004-м российские домохозяйства тратили на этот вид страхования примерно 0,6% своего годового дохода. Сохранение на долгое время фиксированного тарифа в сочетании с ростом благосостояния граждан страны привело к тому, что в период к 2011-2014 годам доля расходов ОСАГО в их бюджетах снизилось в среднем до 0,35%. Ряд мер по приведению тарифов на ОСАГО в соответствие с реалиями рынка довел ко второму кварталу прошлого года долю расходов на ОСАГО в бюджетах домашних хозяйств о 0,61%. Однако в 3-м и 4-м кварталах она стала снижаться и вышла к концу минувшего года на значение в 0,53%.

А.Дыховичный ― То есть в районе 0,5% всех годовых трат – это ОСАГО, получается. Во-первых, за счет чего динамика такая? С 2004-го по 11-й – там понятно.

В.Княгиничев ― Потом ОСАГО подорожало.

А.Дыховичный ― Потом ОСАГО подорожало тоже понятно почему. Доля стала больше. А вот почему с 11-го по сегодняшний день снизилось?

В.Княгиничев ― Существует инфляция, все дорожает. И я думаю, что – здесь не прозвучало, но по памяти, — мне кажется, основные траты основные траты домохозяйств осуществляются все-таки на покупку продуктов.

А.Дыховичный ― Это доля расходов… Точнее говоря с 11-го, не с 16-го года.

В.Княгиничев ― Я понимаю. Но доля же внутри этой корзины меняется в зависимости от того, на что тратятся деньги. И я подозреваю, что в основном деньги тратятся на еду, потом на одежду, потом на капитальные затраты. По всей видимости все подорожало, а ОСАГО стоит на месте.

А.Дыховичный ― Но Виталий Игоревич, это 0,5% годового дохода. Это только один единственный, да еще к том же обязательный для тех, у кого есть автомобиль, вид страхования. Что-то много получается. Как-то…

В.Княгиничев ― Я там услышал 0,05 — это, на самом деле, очень мало…

А.Дыховичный ― Это 61 сотая, то есть 5 десятых. В районе 0,5.

В.Княгиничев ― Лично знаю, сколько мои знакомы платят в других странах. Там это значительно больше – значительно.

А.Дыховичный ― Там именно обязательный вид страхования, то есть страхование гражданской ответственности.

В.Княгиничев ― Да, страхование гражданской ответственности, причем с учетом всех бонусов, поскольку люди приличные ездят без аварий, и она платят значительно меньше. Вот у меня товарищ платит тысячу долларов с учетом всех бонусов, которые у него есть. В его доходе это… приличные деньги.

А.Дыховичный ― Это безаварийная езда…

В.Княгиничев ― Да, совершенно верно.

А.Дыховичный ― То есть это не какой-то там лихач.

В.Княгиничев ― Абсолютно. Причем приличного возраста, то есть немолодой человек.

А.Дыховичный ― Сколько же платят молодые люди там тогда? Тысячу долларов – это в переводе на наши рубли…

В.Княгиничев ― Я думаю, что раз в 6 больше.

А.Дыховичный ― Ну ладно… Извините, раз уж вы такую аналогию провели, я так понимаю, что там и покрытие совершенно иное, не 400 тысяч рублей, как у нас.

В.Княгиничев ― Повыше, да.

А.Дыховичный ― И плюс там, наверное и покрытие в случае причинения вреда здоровью и жизни других людей совершенно иное и значительно чаще… Я правильно догадываюсь, предполагаю?

В.Княгиничев ― Совершенно верно, лимит повыше, но тем не менее, аварийность-то, в принципе, та же самая. Даже там аварийность ниже, чем у нас в России.

А.Дыховичный ― Ну тратим – это тратим, а вот в случае наступления страхового случая, как происходит возмещение – вот об этом мы, собственно говоря, будет в первую очередь говорить.

Вступают в силу поправки о натуральном возмещении, то есть, Виталий Игоревич, объясните, что это такое?

В.Княгиничев ― Тема развивается с декабря месяца прошлого года. Наконец-то 28 марта были опубликованы поправки и закону. И в нескольких словах можно сказать следующее. Натуральная форма возмещения – это что такое? Это ремонт. То есть ремонт является приоритетной формой возмещения в обязательном страховании гражданской ответственности, не деньги, а именно обеспечение ремонта поврежденного транспортного средства.

А.Дыховичный ― Закон вступает в силу 28 апреля. Вот на сегодняшний пока еще день, люди, как я понимаю, чаще просят деньги.

В.Княгиничев ― Ну, сейчас вообще другого варианта нет. Хотя мы добровольно предлагаем ремонтироваться, но соглашается ремонтироваться приблизительно 1% людей на сегодняшний день, пока не вступили поправки в силу.

А.Дыховичный ― По ОСАГО все просят деньги.

В.Княгиничев ― В основном все просят деньги. И процедура следующая: производится осмотр машины; составляется калькуляция на основании единой методики, утвержденной Центробанком и выплачиваются деньги, ущерб с учетом износа – вот это очень важно – с учетом износа, то есть за минусом износа.

А.Дыховичный ― И это не прихоть страховой компании.

В.Княгиничев ― Все в соответствии с законом.

А.Дыховичный― И износ учитывается тоже не исходя, как захотелось страховой компании, правильно я понимаю?

В.Княгиничев ― Есть единая методика расчета ущерба. Она утверждена, и в ней нормативы износа заложены. Там максимальный износ составляет 50%. Есть детали, на которые износ не начисляется. А в основном на кузовные запчасти износ начисляется.

А.Дыховичный ― Там в разных страховых, наверное, может быть какой-то плюс-минус, но очень небольшой.

В.Княгиничев ― Во-первых, в основном-то калькуляции составляют не страховые копании, а так называемые независимые эксперты. И в нормативных документах, по крайней мере, в обзоре Верховного суда, которые он составляет время от времени, допускается разброс плюс-минус 10%. То есть если разница между калькуляциями плюс-минус 10%, суд не принимает к рассмотрению даже иски. Если больше – то да.

А.Дыховичный ― Вот вы так казали «так называемые независимые эксперты» — оговорочка?

В.Княгиничев ― Ну эксперты бывают разные, и бывает, что он от кого-то зависимы, конечно. Это тема, она ближе к теме серых юристов, автоюристов, как их еще называют и так далее.

А.Дыховичный ― Хорошо, давайте вернемся к обязательному натуральному возмещению, почти обязательному, но об этом чуть попозже. 28 апреля, через 9 дней вступает в силу этот закон. Что это означает? Что все аварии после 28 числа… Как это все будет работать?

В.Княгиничев ― К сожалению, в законе указана формулировка, что нововведения будут действовать для договоров, заключенных после 28 апреля. Эта формулировка вызывает различные интерпретации. Я пока трактую так: поскольку у нас в основном форма возмещения прямая ПВУ (прямое возмещение ущерба), то есть пострадавший обращается в свою страховую компанию, где он заключал договор страхования, соответственно, для этого человека, если он заключил договор после 28 апреля, если наступит авария, он потерпевший – он может прийти и обратиться за натуральной формой замещения.

А.Дыховичный ― Несмотря на то, что выплате по ОСАГО рабочим, так сказать, полисом является полис виновника.

В.Княгиничев ― Вот это моя трактовка. Мы еще ждем разъяснений Центробанка на эту тему. Запрос направлен, и до вступления в силу, я думаю, эти разъяснения поступят. Но, тем не менее, пока для себя я решил так.

А.Дыховичный ― А правильно ли я понимаю, что те, кто заключат договора о страховании после 28 числа – еще пока непонятно, виновник это или пострадавший – они не смогут отказаться уже от натурального возмещения, то есть от ремонта, сказать: «Нет, давайте мне лучше деньги» — вот они уже не смогут, правильно, да?

В.Княгиничев ― Совершенно верно. То есть закон теперь вводит норму, что это основная форма замещения, и там есть четкий закрытый список позиций, когда человек может получить деньги.

А.Дыховичный ― Закрытый – в смысле?

В.Княгиничев ― Точное наименование ситуации, когда человек получает деньги. Это гибель владельца транспортного средства либо получение им ранений. Это полная гибель транспортного средства: не имеет смысл его восстанавливать. Либо превышение лимита 400 тысяч.

А.Дыховичный ― То есть превышение лимита, просто потому что ремонтировать дороже чем….

В.Княгиничев ― Совершенно верно. А плюс еще там предусмотрены ситуации, когда страховщик не может подобрать сервисных станций, которые осуществят ремонт данного транспортного средства. Ну, предположим, есть достаточно редкие транспортные средства и станций таких просто нет, тогда предусмотрена выплата денег. Вот всё.

А.Дыховичный ― По-моему, там еще, если человек инвалид.

В.Княгиничев ― Совершенно верно. Ну я приравниваю к ранениям… ну да, инвалидам деньги выплачиваются в денежной форме.

А.Дыховичный ― Все остальные строго — на СТО.

В.Княгиничев ― Совершенно верно, станция технического обслуживания автомобилей. Все туда. Предусмотрено, что при заключении договора человек выбирает станцию, на которой он предпочитает ремонтироваться. Это немножко странно, но как законодатель установил, так и есть. При заключении договора вы указываете, где вы предпочитаете ремонтироваться. Но когда наступает страховой случай, а он может через год наступить или чуть меньше, у страховой компании уже может не быть отношений с этой станцией. Тогда вы выбираете на момент аварии из того списка, который есть в страховой компании. Это список публикуется в интернете.

А.Дыховичный ― А я могу переехать на другой конец Москвы, мне неудобно.

В.Княгиничев ― Это немножко странная конструкция, но вот законодатели старались максимально защитить потребителя, я так понимаю. Хотя это породило некие странности, то есть, на самом деле, тут кроме того, что отношения может прекратить страховая компания с этой станцией, ведь страховая компания, исходя и разных соображений может направлять на станцию. Она, например, знает, что на этой конкретной станции просто перегруз, там очередь большая. Зачем есть на эту, если есть станция свободная – езжайте туда.

А.Дыховичный ― Если там перегруз, наверное, там хорошо ремонтируют, и народ туда едет, а где свободно, там… э

В.Княгиничев ― Ну опять же хорошо ремонтирует… Страховая компания выбирает такие станции, которые все хорошо ремонтируют. Им финансово невыгодно выбирать станции, где плохо ремонтируют, потому что за качество ремонта и сроки несет ответственность страховая компания.

А.Дыховичный ― Я напомню, что у нас в гостях Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» или как это правильно называется – СПАО.

В.Княгиничев ― Страховой публичное акционерное общество.

А.Дыховичный ― «Ингосстрах». Мы говорим о ОСАГО, о вступлении в силу поправок о натуральном возмещении.

Хочу обратиться а нашим слушателям: вообще, нравится вам такой вариант или не нравится? Во-первых, давайте просто проголосуем. Скажите, устраивает ли вас натуральное возмещение в ОСАГО? Если оно вас устраивает, позвоните, пожалуйста, по телефону: 660 06 64. Если нет, вас это не устраивает, раньше было лучше: 660 06 65. Голосование идет. Вернемся попозже к результатам. Да, и работает, конечно же, sms. Вы можете мотивировать свою точку зрения: не устраивает потому что… или, наоборот: устраивает, потому что… Да, вы хотели, Виталий Игоревич…, повлиять на результаты голосования?

В.Княгиничев ― Нет, я могу дождаться, потом высказать свое мнение.

А.Дыховичный ― Когда речь идет о каско, об этом дорогом виде страхования, когда страхуешь свою машину, а не ответственность, там люди обычно, насколько я знаю, выбирают…

В.Княгиничев ― 90% выбирают в КАСКО натуральную форму возмещения. Жалоб катастрофически мало. Понятно, что есть человеческий фактор. Раз, два… три в год у нас случаются ситуации, когда люди недовольны ремонтом, и в основном даже не качество, а сроками. То есть существуют всегда очень тяжелые аварии с крупным ремонтом. Ремонт затягивается, люди недовольны и так далее. Эти ситуации возникают два-три раза в год. Извините, это на несколько сот тысяч страховых случаев. Я считаю, что это мизер.

А.Дыховичный ― Давайте я напомню голосование. Призову наших слушателей проголосовать. Скажите, пожалуйста, устраивает ли вас натуральной возмещение в ОСАГО. Да устраивает – 660 06 64. А кто только-только подключился, я скажу, что буквально вот-вот и это станет обязательным. Президент подписал, опубликовано. Нет, не устраивает нас такое – 660 06 65. Еще буквально пару минут голосование будет идти.

Когда речь идет о КАСКО, то там обычно новые машины страхуют по КАСКО, более-менее, новые машины. Там СТО – обычно это дилеры, да?

В.Княгиничев ― Как правило, по большей части это дилерские.

А.Дыховичный ― А здесь что будет предлагать страховая компания 20-летней машине, у которой все болты отваливаются, и вот попала в аварию? Все равно, будьте добры, крылышко-то почините, причем новое теперь поставьте в обязательном порядке.

В.Княгиничев ― Совершенно верно. В законе оговорено, во-первых, для автомобилей не старше 2 лет ремонт у дилера. Это в законе записано. И второе, что там оговорено – что запчасти для ремонта должны использоваться новые. Никаких восстановленных, никаких БУ, ничего. Опять же для меня это спорный момент, но закон постановил так.

А.Дыховичный ― Так. А спорное для вас – что?

В.Княгиничев ― Это огромная тема, на самом деле. У нас полстраны… ну хорошо, не полстраны – огромная территория за Уралом, Дальний Восток – там праворукие машины. Ну нету новых запчастей на эти автомобили. Люди останутся без услуги. Они по-прежнему будут получать деньги. Они не смогут отремонтировать свой автомобиль, хотя рынок ремонта существует. Рынок бэушных запчастей там очень хорошо развит. И это было бы можно легко организовать, но закон это запрещает.

А.Дыховичный ― А куда вы будете отправлять ремонтировать машины старше двух лет – в гараж?

В.Княгиничев ― Я тогда повторюсь. Страховой компании финансово невыгодно заключать договора с ремонтными организациями, которые могут осуществить ремонт некачественно и не в срок. Потому что санкции за просрочку ремонта – 0,5% в день. Извините, это большие деньги, учитывая стоимость ремонта, плюс еще штрафные санкции за качество ремонта. То есть нужно будет заново все переделывать и заново все оплатить. Поэтому никакого интереса в гараж дяди Васи гнать нет. И таких станции не будет у страховой компании.

А.Дыховичный ― Я остановлю результаты голосования. Во-первых, спасибо огромное всем, кто проголосовал. Во-вторых, вы сказали, что до сегодняшнего дня 1% людей по договору ОСАГО выбирает натуральное возмещение, 99%, соответственно, выбирают деньги. У нас, собственно говоря, голосование примерно такое же. Как думаете, как сложились результаты? То есть не примерно, даже точно такой вопрос задают человеку, который обращается в страховую компанию: Вы как хотите, деньгами или ремонтом? Вот и мы тоже спросили.

В.Княгиничев ― По странной ситуации люди хотят деньги, хотя я не очень понимаю, что они с этими деньгами будут делать. Только если единственное, что люди надеются сэкономить: потратить на ремонт меньше, а остальные деньги пустить на какие-то другие нужды. Вот это единственная причина выбора денег. Другой причины не существует. Наверное, хотят деньги.

А.Дыховичный ― Хотят деньг. Это очевидно, когда 1% и 99%. Но как разложились результаты: точно так же – 1 – 99?

В.Княгиничев ― Нет, скорее всего, процентов 60 хотят деньги.

А.Дыховичный ― 85, 6% хотят деньги, 14, 4% слушателей хотят натуральное возмещение.

В.Княгиничев ― Я считаю: люди, вы странные.

А.Дыховичный ― И на эту тему замечательное сообщение от Михаила из Санкт-Петербурга, очень интересное, на мой взгляд: «Получается, что государство не может победить коррупционных автоюристов, — об этом вы часто говорили, и ведь правильный вывод делает Михаил, — продажных судей, и из-за этого создает большие проблемы 99% владельцев, которые предпочитают получить деньги. Правильно ли это?»

В.Княгиничев ― А проблема в чем? Можно мне проблему нарисовать? Что это за проблема – не ремонт получить, а деньги ? Вот в чем она заключается? То, что сняли головную боль по поиску этого сервиса, по заказу запчастей, по отслеживанию качества? В чем проблема? Не вижу проблемы ни разу.

А.Дыховичный ― Я могу предположить, что человек подешевле как-то отремонтирует машину…

В.Княгиничев ― Хочет на этом заработать. Но, извините, закон не для этого, поэтому это не проблема.

А.Дыховичный ― Получить деньги за новую запчасть, поставить бэушную, прикрутить самому с другом в гараже.

В.Княгиничев ― Вот это основное: люди хотят сэкономить и пустить страховое возмещение на другие нужны. Закон о обязательном страховании гражданской ответственности не об этом, это не способ заработка. Поэтому не проблема.

А.Дыховичный ― Ну что ж, спасибо вам! Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» был у нас в гостях. О вступлении в силу поправок о натуральном возмещении в ОСАГО мы говорили. Виталий Игоревич, еще раз спасибо!

В.Княгиничев ― Спасибо! 

Теги материала

Компании: ИНГОССТРАХ


Союз страховщиков: Минздрав разрешил врачам недолечивать пациентов Турагентства восприняли в штыки «типовой договор», утвержденный Минкультом

Комментарии (0)

Нет комментариев

Желаете оставить комментарий?

Если вы зарегистрированный пользователь авторизуйтесь,

если незарегистрированный зарегистрируйтесь.


 
 
 
АСН Daily на ваш Email
Поделиться ссылкой
 
Страховые тендеры на сайте
 за неделю:
 за день: