€1-мобиль

Проект гибридного «Е-мобиля», громко анонсированный Михаилом Прохоровым в 2010 году и собравший более 200 тыс. предзаказов, фактически закрыт. ОНЭКСИМ за €1 передал все технологии государственному институту НАМИ и намерен продать цеха в Петербурге. Решение в компании объяснили резким ростом цен на оборудование из-за ослабления рубля и спадом авторынка. В каком проекте можно будет использовать платформу «Е-мобиля», государство пока не определилось.

16:01
Коммерсантъ
О том, что компания «Е-Инжиниринг», которая занимается проектированием «Е-мобиля», передала ФГУП НАМИ всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля, «Ъ» рассказали в ОНЭКСИМе Михаила Прохорова. Договор о передаче прав («Ъ» удалось ознакомиться с документом) подписан 3 апреля, сумма сделки составила символический €1.

Директор по инвестициям ОНЭКСИМа Валерий Сенько пояснил «Ъ», что «конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства», так как большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом. С 2010 года «параметры проекта изменились, его бюджет мог составить €450 млн», а на исследования уже потрачены «несколько сотен миллионов евро». На фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной. Поэтому принято решение передать наработки государству. «Е-Авто» сохранит за собой только бренд «Е». «Нам поступали предложения от иностранных компаний о продаже технологий, но было принято принципиальное решение оставить их в России»,— утверждает Валерий Сенько. Замглавы Минпромторга Алексей Рахманов сообщил «Ъ», что министерство и НАМИ «с благодарностью восприняли передачу технологий»: «Мы будем анализировать их наработки и затем примем решение, в каких именно проектах они могут быть полезны».

Под проект гибридного «Е-мобиля» с газобензиновым двигателем и электрической трансмиссией было создано СП «Е-Авто» (51% у ОНЭКСИМа, 49% у «Яровита» Андрея Бирюкова). Сейчас ОНЭКСИМу принадлежит уже 85% СП. Цена «Е-мобиля» могла составить 350-500 тыс. руб. Начальный объем производства планировался в 20 тыс. машин в год, было собрано 215 тыс. предварительных заявок. Бюджет проекта оценивался в €150 млн, выпуск машин должен был начаться в мае 2012 года. В 2011 году «Е-Авто» подписало соглашение с Петербургом о строительстве завода, но сроки запуска не раз сдвигались. В феврале глава комитета по промполитике города Максим Мейскин говорил, что проект отложен на неопределенный срок.

Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что в связи с ростом затрат проект «стал фактически нерентабелен» и «передача технологий государству — наиболее красивый и приемлемый вариант». Они отмечают, что по ходу работы «возникало много текущих непредвиденных проблем», в итоге цена «Е-мобиля» могла вырасти вплоть до 1 млн руб., что «в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля». «В итоге было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом»,— говорит один из собеседников «Ъ».

Источники «Ъ» отмечают, что в такой ситуации НАМИ «стал наиболее понятным государственным партнером». В 2013 году «Е-Инжиниринг» делал для института анализ платформы проекта «Кортеж» (производство автомобилей для первых лиц), а также спроектировал и изготовил образцы электромоторов и электроники для проекта «Гибридная Lada Granta». НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу «Е-мобиля», сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля. Но от самостоятельных планов производства «Е-мобиля» ОНЭКСИМ отказывается: производственный комплекс в Петербурге продадут. По словам Валерия Сенько, там «есть вся необходимая инфраструктура», кроме производственных линий.

Разработку крупной универсальной платформы для западного производителя источники «Ъ» на рынке оценивают в $1-1,5 млрд. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около $700 млн. Один из источников «Ъ» в отрасли говорит, что в случае с «Е-мобилем» дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но, по его оценке, торги могли бы начаться от $200-300 млн. Китайские производители, считает он, заплатили бы и больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например, трансмиссии, примерно за $200 млн.
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля