Игорь Юргенс: финансовая грамотность и цифровизация кардинально меняют страховой рынок

О стратегии развития страхового рынка, новых стандартах Всероссийского союза страховщиков (ВСС), ситуации на рынке ОСАГО, цифровизации и внедрении новых видов страхования, а также о повышении финансовой грамотности – в интервью президента ВСС Игоря Юргенса заместителю директора Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Павлу Самиеву.

12:52
Павел Самиев: Начнем с обсуждения стратегии развития страховой отрасли, которую разработал ВСС. Какие основные моменты уже удалось реализовать и какие задачи сейчас стоят перед страховым рынком?

Игорь Юргенс: Первый большой вопрос – это моторное страхование. Мы продвинулись по основному направлению стратегии – это «лечение больного человека страхового рынка» – ОСАГО. Первый этап по расширению тарифного коридора уже завершили. Теперь проходим второй этап по индивидуализации тарифа. Страховщики уже собрали 1 млрд р. на строительство своей платформы на базе РСА – с дальнейшим подключением всех видов страхования. Уже реализованные цифровые проекты станут основой этой платформы: электронный полис, единый агент, бюро страховых историй, «КБМ Плюс».

Вторая тема – ОМС. Мы нашли консенсус по вопросу о месте и роли страховых медицинских организаций в системе здравоохранения России, в том числе – в контроле качества медицинской помощи, обеспечении диспансеризации, и особое внимание – в теме онкологии. Это важнейшие темы, и скоро мы ждем Госсовет, на котором как раз это – ключевой вопрос обсуждения. У нас есть понимание и экономического, и социального эффекта работы страховой медицины. И очень хорошо, что Минздрав и другие участники дискуссии нас слышат. При этом мы прекрасно понимаем, что оптимизация работы страховых медицинских организаций, повышение качества медицинского обслуживание остаются на повестке. Конечно же, мы будем этим заниматься и далее.
 
31 октября 2019 г. на Пятом ежегодном «Форуме лидеров страхового рынка» президент ВСС Игорь Юргенс выступит модератором панельной дискуссии, посвященной трансформации отрасли, развитию digital-инструментов, затяжному переходу в онлайн, финансовой грамотности и другим актуальным вопросам. Подробнее

Помощь в развитии и финансировании еще одного интересного проекта оказывает Центральный банк. Это мониторинговая система наводнений, землетрясений и других ЧС по стране на базе проекта, разработанного нами вместе с Роскосмосом. Когда это все вместе складывается и анализируется через Big Data, включая 65 млн полисов ОСАГО и 146 млн полисов ОМС, то создается огромный массив данных. На это накладывается аналитика актуариев, которой обладаем только мы, и на выходе должна получиться уникальная и полноценная база знаний о рисках. Наша цель – построить глобальный «риск-офис». Он сильно поможет в очень разных целях – от государственных до частных, касающихся отдельных участников рынка. 

Также постоянно ведется работа по совершенствованию регулирования и снижению административного бремени. ВСС взаимодействует с ЦБ. И мы существенно продвинулись в рамках концепции пропорционального регулирования, снижения регулятивной нагрузки для средних и малых страховых компаний. Развиваем саморегулирование. Наращивание компетенций по регулированию – это непростая задача. Мы сами проводим обучение контролеров. Нам в год надо проверять четверть своих членов – это около 40 организаций. 

Павел Самиев: В какие сроки может быть реализована и запущена упомянутая система мониторинга ЧС?

Игорь Юргенс: Мы хотим охватить все 85 субъектов РФ. Эта система была продемонстрирована на МФК в Санкт-Петербурге. По сути, при нажатии одной кнопки можно увидеть, насколько данное строение в селе или городе подвержено риску ЧС. В пилотной версии реализован мониторинг наводнений в Амурской области, потому что это показательный пример. ВСС провел эту предварительную работу, целесообразность создания такой системы нами доказана. В настоящий момент ЦБ через РНПК выделяет на ее разработку 100 млн р., чтобы охватить все территории.

Павел Самиев: Еще в дополнение про ОСАГО. Согласно статистике, в первом квартале снизилась средняя страховая премия по этому виду страхования. При этом растет объем выплат, растут убытки. Какой прогноз по убыточности вы можете дать? Что ждет ОСАГО в этом году и не перейдет ли этот вид в «красную зону»? Какая перспектива в ближайшие два-три года?

Игорь Юргенс: Требуется дальнейшая индивидуализация. Сейчас обсуждается отмена коэффициентов мощности и территории. В обмен мы получим дополнительные 40% коридора, чтобы индивидуализировать стоимость полиса. Даже в так называемых «токсичных» регионах 80% водителей – нормальные люди, которые аккуратно водят автомобиль. Раньше считалось, что более мощная машина может вызвать более существенные повреждения и причинить больший ущерб. Академические исследования убедили всех участников процесса, что главную роль играет плотность движения и наличие пробок, а не мощность автомобиля. Были предоставлены соответствующие статистические данные, которые убедили и нас, и регулятора в этом заключении. Отмена двух этих коэффициентов компенсирует возможные потери. Финальным этапом будет тариф, который полностью свободен внутри заданных границ. Верхняя граница будет определена во избежание социальных волнений, нижняя – во избежание демпинга. 

Павел Самиев: Уже отмечалось, что число жалоб и обращений по вопросам ОСАГО снижается. Второй сегмент, к которому было большое внимание со стороны ЦБ и общественных организаций – страхование жизни. Будут ли банки придерживаться стандартов? Что ожидает рынок страхования жизни? 

Игорь Юргенс: Ваш вопрос можно разделить на две части: регулятивная составляющая и рыночная. Регулятивная заключается в издании и соблюдении стандарта. Нам удалось выпустить этот базовый стандарт. На практике жалоб на самих страховщиков мало, а вот на банки – очень много. Я сам стал свидетелем такой ситуации. Приходишь в крупнейший банк и тебе предлагают 30% годовых. А когда начинаешь разбираться, то понимаешь, что девушка-менеджер совсем не в курсе всех особенностей продукта. Ее даже в мисселинге обвинить нельзя, потому что она транслирует то, что ей сказали руководители, не понимая самой сути. 

Мы заключили соглашение с основными банковскими ассоциациями, чтобы участники банковского рынка следовали этому стандарту. На добровольной основе к стандарту изначально присоединилось 2 банка, сейчас это число выросло, и их уже более 10. Из крупнейших банков это Сбербанк и Тинькофф. Поэтому глава Центрального банка Эльвира Набиуллина на МФК призвала банки либо создавать СРО, либо присоединяться к стандартам, и тогда ЦБ будет усиливать контроль за ними и соблюдении ими прав потребителей. В результате сейчас банки стоят перед выбором, хотя мы, как участники страхового рынка, считаем, что без принятия стандартов продаж и следования им, победить мисселинг будет крайне сложно. 

Павел Самиев: ЦБ помимо обеспечения финансовой устойчивости и развития новых продуктов выделяет еще одно важное направление – повышение финансовой грамотности и создание доверительной среды на рынке. Поможет ли повышение финансовой грамотности и страховой культуры создать осознанный спрос на страховые услуги, в частности на добровольные виды? Поможет ли финансовая грамотность или она не является таким драйвером?

Игорь Юргенс: Финансовая грамотность, безусловно, способствует улучшению поведения людей в отношении финансового рынка и его продуктов. Также она влияет на психологию людей на страховом рынке. При этом надо понимать, что в обществе все равно будут различные когорты, отличающиеся по возрасту, по доходам, по уровню квалификации, по опыту использования финансовых продуктов и, наконец, по аппетиту к риску. Кто-то может предъявлять спрос на высокодоходные рисковые активы и даже если он будет получать отрицательную доходность, для него это нормально, он знал, на что шел. Он не будет предъявлять претензии и писать жалобы, что ему навязали невыгодный финансовый, страховой или инвестиционный продукт. С другой стороны, есть и та часть населения, которая должна быть максимально защищена от агрессивных продаж любых рискованных финансовых продуктов.

Для роста доверительной среды и роста спроса на страхование одного лишь развития финансовой грамотности, конечно, недостаточно. Нужен рост покупательной способности населения, и особенно среднего класса, у которого есть что копить, ради чего копить, есть имущество, которое надо защищать и есть понятная финансовая стратегия поведения. С другой стороны, финансовая грамотность создает необходимую культурную среду для того, чтобы уменьшить уровень мошенничества и сформировать базовые представления о финансовых и страховых услугах.

Павел Самиев: ВСС вошел в число соучредителей Ассоциации развития финансовой грамотности. Какие акценты должна сделать АРФГ при работе со страховой тематикой?

Игорь Юргенс: Повышение финансовой грамотности будет способствовать распространению страхования среди людей. Сейчас мы работаем по этой теме при помощи проектов ВСС с игровой и обучающей тематикой. В ближайшее время подобные проекты будут реализовываться на базе новой АРФГ, соучредителями которой мы выступили. Совершенно точно это направление снизит уровень мисселинга, потому что финансово грамотный человек сразу определит, что ему активно предлагают не ту услугу, за которой он обращается. Мы, безусловно, продолжим работу в направлении развития финансовой грамотности, и наше взаимодействие с новой ассоциацией позволит реализовать новые проекты в этой тематике.
 
31 октября 2019 г. состоится Пятый ежегодный «Форум лидеров страхового рынка». Если вы еще не зарегистрировались для участия в мероприятии, то вот несколько причин сделать это. На форуме вы сможете:
– Встретиться и пообщаться лицом к лицу с людьми, которые управляют многомиллиардным страховым бизнесом.
– Зарядиться от лидеров рынка стратегическим видением и мотивацией к росту.
– В неформальной обстановке обсудить самые острые темы с коллегами, формирующими будущее страхового рынка.
– Узнать, что делают компании в процессе цифровой трансформации, как они преодолевают трудности.
– Задать вопросы представителям регулирующих органов на digital темы и не только.

Всего на площадке форума соберутся свыше 350 собственников, руководителей и менеджеров страховых компаний, на долю которых приходится более 90% всей национальной страховой премии, а также ключевые представители регулирующих органов. Присоединяйтесь!
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля