Кому нужен омбудсмен?

10:00
4
Евгений Потапов
Генеральный директор, АО «СГ «Спасские ворота»
В последнее время при общении с коллегами-страховщиками приходится слышать немало критических оценок относительно недавно вступившего в силу закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
 
Мол, нужно выстраивать новые процессы, юристы будут просить увеличить штат, айтишники не сразу наладят правильное электронное взаимодействие с уполномоченным…

А как уполномоченный будет рассматривать жалобы? Что за независимые экспертизы будут им организовываться? Притом что рассмотрение спора можно будет приостанавливать не более чем на 10 рабочих дней для проведения экспертизы – будет ли она качественной при таких условиях?

А репутационные риски для страховщиков? На сайте уполномоченного будет размещаться информация об обращениях потребителей, о статистике обжалования. И это еще полбеды – там будут публиковаться и данные с расплывчатой формулировкой «информация о неоднократном в течение года неисполнении финансовой организацией обязанностей, предусмотренных законом». То есть стоит пару раз не в срок исполнить какую-нибудь формальность – и уже наименование компании красуется на сайте уполномоченного? А Банк России, между прочим, берет этот факт на заметку при осуществлении поведенческого надзора.

Причем делаться все это будет за счет страховщиков. Для потребителя процедура бесплатна, фонд финансирования деятельности уполномоченного формируется в том числе за счет взносов финансовых организаций.

На первый взгляд, все эти аргументы выглядят убедительными. Однако при более пристальном рассмотрении картина становится иной.

Ведь одновременно принятым законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона о финансовом уполномоченном предусмотрено, что добровольное исполнение решения финансового уполномоченного будет освобождать страховщика от неустойки и штрафа по ОСАГО.

Это очень важно, учитывая объем нестраховых выплат по данному виду страхования. По сведениям РСА, объем выплат по суду в 2017 г. составил 37,4 млрд р., в том числе лишь 17,9 млрд р. – это страховые выплаты, а 19,5 млрд р. – это накладные расходы (штрафы, пени, неустойки, моральный ущерб, расходы на экспертизу и посредников).

Таким образом, есть предпосылки к тому, что с началом работы уполномоченного автоюристы станут утрачивать интерес к ОСАГО (тем более что уступленные потребителем требования уполномоченный рассматривает за плату). При этом несправедливо обиженный клиент будет получать деньги в достаточно сжатые сроки, и это в целом снимет напряженность с рынка! А уж от какой нагрузки освободятся суды! Это позволит им более качественно рассматривать дела, в том числе с участием страховщиков (впрочем, это уже совсем другая история).

Разумеется, чтобы эффективно взаимодействовать с финансовым уполномоченным, страховщикам предстоит перестроить существующие бизнес-процессы и сформировать новые. Однако едва ли это будет серьезной проблемой – учитывая, сколько новых процессов нам уже пришлось наладить в последние годы.

Так что, слушая коллег, критикующих закон о финансовом уполномоченном, я вспоминаю шутку о том, что хорошо быть пессимистом: ты будешь либо прав, либо приятно удивлен. Убежден, что в данном случае их ждет второй вариант.
 
Вопросы взаимодействия страховщиков с финансовым уполномоченным станут одной из тем форума «Страховой бизнес в эпоху перемен», который пройдет 30 октября 2018 г. в Москве. Присоединяйтесь!
4 комментария
4 комментария
  • йонас
    19:42

    Нельзя лишать Банк России дохода и возможность трудоустраивать своих и нужных людей.

  • Lavash
    11:52

    «репутационные риски для страховщиков» — просто слезу вышибает. Кто ЦБ мешает сейчас на своем сайте размещать все те же списки по частоте жалоб? Это раз.
    Про 19,5 млрд. накладных расходов — это рабочие моменты, платите вовремя, только без омбудсмена, и расходов не будет. Это два. И сравните их со 100 млрд. руб. которые «растащили» сами страховщики — а Юргенс с Чистюхиным это публично признали — с этим никакой омбудсмен не справится. С этим то что делать?" Это три.

  • garantrf
    17:22

    На что только ляди не пойдут, чтобы только людям возмещение не платить!

  • Dr-Mehanikus
    20:13

    Кошмарный закон, кошмарные последствия для всех потерпевших в целом. Это просто кидалово.

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля