Автовладельцам дали десятидневную отсрочку от ОСАГО

Верховный суд счел, что автовладелец может ездить без полиса ОСАГО в течение десяти дней после получения права пользования автомобилем, не подвергаясь штрафам. Такая позиция изложена в декабрьском обзоре Верховного суда.

08:27
23
Верховный суд подтвердил право автовладельцев на десятидневную отсрочку при покупке полиса ОСАГО.
В обзоре разбирается спор о штрафе за езду без полиса ОСАГО, наложенный на автовладельца из Марий Эл. Гражданин заключил договор на право безвозмездного пользования автомобилем с его собственником 5 февраля 2013 г. А 7 февраля его оштрафовали за то, что управлял автомобилем, не будучи вписанным в полис ОСАГО. Гражданин попытался оспорить решение ГИБДД о штрафе и обратился в суд. Однако суды двух инстанций оставили его в силе.

Верховный суд, куда автовладелец обратился с жалобой на эти решения, счел, что нижестоящие судебные инстанции были не правы. Он указал, что, согласно ч. 2 ст. 4 закона об ОСАГО «при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им».

Кроме того, Верховный суд сослался на п. 21.1 правил дорожного движения, который предусматривает обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом. Из этих норм высшая судебная инстанция сделала вывод, что «до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса», говорится в обзоре Верховного суда.  
23 комментария
23 комментария
  • Ведьма из Блэр
    09:00

    То есть я, как собственник автомобиля, пишу просто доверенность всем своим друзьям с открытой датой, а они, если их останавливает гаишник, эту дату ставят вчерашним числом. И все — полис ОСАГО нам не нужен. Круто!

  • Андрей Ершов
    09:30

    Все верно, уважаемый коллега! Ведь уже 3 года, имея на руках полис ОСАГО, владельцы транспортных средств, игнорируют технический осмотр. Круто? Я счастлив.

  • ДилетанД
    09:57

    Эээ… а там Верховный суд в своем обзоре не намекнул, куда бежать за возмещением, когда в тебя въедет безработное и нищее дитя гор на машине, которой давно пора на свалку, и БЕЗ полиса ОСАГО?…
    Я так понимаю, что это либо первый шаг к введению повсеместного КАСКО, либо — очередной уже шаг в сторону превращения ОСАГО в САГО :D

  • Алексей Трутов
    10:21

    Да, забавно. Помнится, поправка эта формулировалась как раз для того, чтобы дать автовладельцам возможность пройти техосмотр, а вовсе не для того, чтобы они могли бегать от ОСАГО

  • Против ветра
    10:39

    Господи!!!

    Останови ты этот правоприменительный понос.
    Сильные мира сего уже не могут (или не хотят?), как и человек года в России (объединив суды в одном ЭТОМ, они приговорили всех граждан, терпеть эти обострения болезни у неприкасаемых).
    Трезвым такое не придумаешь, а повода напиться еще вроде не было.

    В открытую нарушают Конституцию о равенстве прав всех граждан, позволяя некоторым нечистым на руку (мошенникам) не отвечать за свои деяния перед потерпевшими, обрекая тех на страдания!

    Интересно, ежегодные мед.освидетельствования эти сотрудники проходят, а также подпадает их структура под антикоррупционные требования и наказания? ТАКОЕ безнаказанно не должно проходить (их надо лечить или наказывать)!

  • Gambikulis
    11:58

    На мой взгляд, Верховный суд тут не ошибся. Другой вопрос, что это наглядная демонстрация пробела в действующем законодательстве и формирование соответствующей судебной практики, которые законодательно закрепляют конкретную схему по уходу от административной ответственности и от исполнения обязанности по заключению договора страхования ОСАГО. Что ставит под сомнение саму цель ОСАГО — защиту прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств.

    .

    • medvezavr
      12:12

      Вот-вот. Именно пробелы. А где юристы РСА были, например?
      В иной модели — страхования ответственности водителя (лично, конкретного), а не АМТС — события были бы не связанными. Давно пора жестко разделить гражданское и имущественное страхование. Ибо слишком сложная схема для этой страны.

      • hris
        14:11

        ну тогда может начаться еще какой-нибудь вой… типа у нас одна машина 3 водителя и почему мы должны платить 3 страховки…

        • hu-ha
          14:23

          Это, по-моему, и было одним из контраргументов, когда такая модель обсуждалась. Говорили, что эта модель будет в пользу богатых, у которых на одного человека несколько ТС, ведь они тогда платили бы меньше, а для основной массы людей такое страхование обойдется дороже.

        • medvezavr
          14:28

          Не начнется.
          1. Страхуется сам водитель по номеру ВУ. Нет страховки — нет права управления. И коэффициенты рассчитываются по истории штрафов и ДТП.
          2. КАСКО становится строго имущественным добровольным страхованием.
          3. Жесткая привязка ОСАГО персонально к водителю снимет вопросы управления по доверенности.
          4. Резко сократятся издержки по офисам. Удаленка по инету, почта, здания ГИБДД. То есть водитель заполняет заявление о приобретении полиса с указанием желаемой компании — расчет одинаков. Может быть гибкость коэффициентов от штрафов у разных компаний и тому подобное при жестком принципе — опасный/грубый водила — большая сумма полиса. Гибкое решение по Дсаго, как решит себя страховать сам водитель.
          5. При подаче заявления указываются реквизиты счета водителя. Соответственно, при убытке эти данные есть по ключу номер ВУ и перечисляются из СК виновника в СК пострадавшего. А недопокрытие автоматом должно нести ответственность виновника перед своей СК. Нет ДСАГО — сам виноват.

        • medvezavr
          14:35

          hu-ha, в итоге имеем нежизнеспособное ОСАГО. А страхование водителя лично дало бы больший общий эффект: сам за себя отвечаешь. И в прокат, и по доверенности, и профессионально. Человек сам будет заинтересован после 3-4 штрафов водить по ПДД, когда полис подскочит. И тут богатым мальчикам бы досталось)
          А люди бы тоже не заморачивались.

        • hris
          14:49

          Ну просто сейчас половина тех, кто реально водит машину, но не является основным водителем, не вписан в страховку (жена с маленьким стажем и т.д.), т.е. за их ответственность не платят, но в случае ДТП расчитывают получить с СК, а в Вашей схеме так не получается )))
          И еще, штрафы-то все собственнику приходят (которые с камер), поэтому по водителю сложно учитывать нарушения ПДД (т.е. это будут по сути только ДТП по вине такого водителя).

          Но на мой вкус это действительно логичнее выдавать полис на водителя. И те, кто реально машину не водят, но имеют ВУ и хотят его сохранять, врядли будут платить много, посольку будут в основной своей массе совершенно безубыточными — штрафов нет, убытков нет… А заодно прекратиться этот идиотизм, когда человек со стажем лет в 15 лет думает, что он неплохой водитель, сам сдал на права и т.д. и его как бы совсем не смущает то обстоятельство, что за эти 15 лет он в лучшем случае раз 15 рулил по трассе минут 20…

      • Statistik
        09:38

        Пока в нашей стране водителей больше, чем автомобилей, такое не введут.

    • Statistik
      09:37

      +1
      Прям с языка сняли!

  • Против ветра
    15:06

    Хорошо получается, судьи двух инстанций дураки, а ВС умники (кстати, законостряпальщики юристов РСА не спрашивают и замечаний от них практически, никогда не принимают)!

    Тогда ликбез для ВС:

    ВС перепутало понятия ПРАВО, ВЛАДЕНИЕ, ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ с указанными во всех законах термином ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТС (за что и был наложен штаф), а это не одно и тоже:

    Выдержки из ФЗ №40-ФЗ:
    Преамбула: В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при ИСПОЛЬЗОВАНИИ транспортных средств иными лицами…

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ транспортного средства — ЭКСПЛУАТАЦИЯ транспортного средства, связанная С ЕГО ДВИЖЕНИЕМ в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях.

    … Основными принципами обязательного страхования являются...:
    НЕДОПУСТИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых НЕ ИСПОЛНИЛИ установленную настоящим Федеральным законом ОБЯЗАННОСТЬ ПО СТРАХОВАНИЮ своей гражданской ответственности

    Из КОАП РФ ст. 12.37:
    2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а РАВНО УПРАВЛЕНИЕ транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    Я уже не говорю о букве и ДУХЕ закона, «духом» у ВС и не пахнет, а в буквах не всегда разбираются (на их место надо ставить тех судей-практиков их двух инстанций, а не терпеть этих «теоретиков»).

    Ссылаясь на п.2. ст.4 Закона об ОСАГО, ВС не удосужился посмотреть решение даже КОНСТИТУЦИОННОГО суда:
    Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П положения пункта 2 статьи 4, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и НЕДОПУСТИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ Конституции РФ.

    Таким образом, гражданин может 10 дней смотреть на ТС мыть его, тюнинговать, перевозить на эвакуаторе, дарить, продавать и т.п, но не ИСПОЛЬЗОВАТЬ, т.е. УПРАВЛЯТЬ!!!

  • Против ветра
    18:21

    В данном случае ВС перепутало (законодатели «тоже хороши...», но не в этом случае)!!!

    по ст.4 п.2, Законодатель прописал 10 дней владельцу ТС на оформление страхования по получении ПРАВА ВЛАДЕНИЯ на него:

    2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

    Т.е. хочешь сразу страхуй, хочешь в течение 10 дней, об ИСПОЛЬЗОВАНИИ/УПРАВЛЕНИИ ТС и речи нет, он не давал ТАКОГО права и везде по тексту четко прописал о недопустимости ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТС без страхования (см. текст выше), в этом его «поддерживают», и «КОАП», и Конституционный суд, и судьи рангом чуть ниже судей ВС (уступающие им не по знаниям, а по должности, из-за отсутствия нужных связей), и здравый смысл (который, видимо, неведом ВС, да, он им и не нужен, выше их только звезды, цель их личной жизни уже достигнута, зачем «париться» с разбирательствами в деталях, а попиариться хочется, вот и стали выдавать решения одно хуже другого, причем, только последние пару лет ВС пошел «вразнос», непонятно, что с ними произошло?).

  • Ждем-с перемен
    20:01

    Ё… хо!!! Сейчас чтоб не ставить на учет машину, через каждые 10 дней наши умельцы переписывают договор купли-продажи. То же самое будет и с Полисами ОСАГО. То есть… будут переписывать так же Договор купли -продажи и ездить как без постановки на учёт, так и без страховки. ВС развязывает мошенникам руки.

  • Полковник
    10:47

    Отбросив все юридические казусы и ляпсусы: кто, интересно, будет восстанавливать а/м, повреждённое умником, в соответствии с крайне непрофессиональным решением ВС РФ, управляющим а/м без полиса ОСАГО в течение пресловутых 10 дней?!

  • Полковник
    10:48

    «повреждённый», прошу прощение!

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля