Граждан оградили от возмещения безналом

Суд и Роспотребнадзор сочли незаконным и нарушающим права потребителей условие правил страхования, предполагающее выплату возмещения по безналичному расчету.  

08:43
26
Роспотребнадзор ограничил право страховщиков платить страховое возмещение по безналичному расчету.
Роспотребнадзор проверил правила страхования автокаско СГ «Уралсиб» и признал нарушающим права потребителя, в частности, условие, согласно которому выплата возмещения производится в безналичном порядке. По мнению ведомства, такое условие незаконно, поскольку оно требует от гражданина открытия счета в банке. 

За это страховую компанию оштрафовали по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя; штраф – от 10 до 20 тыс. р.). Страховщик не согласился с решением Роспотребнадзора и обратился в Арбитражный суд Москвы.

Однако суды первой, а затем и апелляционной инстанции встали на сторону Роспотребнадзора. Они отметили, что закон о банках и банковской деятельности предусматривает право клиента открыть расчетный счет, но не устанавливает такой обязанности. А «оказание страховой услуги связано с необходимостью приобрести банковскую услугу, что противоречит ч. 2 ст. 16 Закона “О защите прав потребителей”», – говорится в судебном решении. 

Кроме того, суд учел, что заключенный с потребителем договор был типовым, и он не имел возможности повлиять на его содержание. «Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 № 4-П, гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, то есть в данном случае, для страховой компании», – говорится в судебном решении.

Затем суд сослался на п. 1 ст. 16 закона о защите прав потребителей, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными. 
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
26 комментариев
26 комментариев
  • ПтицаСчастьяЗавтрашнегоДня
    10:42

    Ещё одна чудесная новость! Половина СК сейчас наличными вообще не платят (даже кассы в регионах позакрывали), а тут такой подарок.

  • Ведьма из Блэр
    10:46

    Да. При этом страховые компании обычно вообще-то сами оплачивают открытие счета своему клиенту, если мне не изменяет память. Забавно, что Роспотребнадзор это обстоятельство не интересует.

    • Kutёk
      11:39

      Да ну? А я такого ни разу не встречал

      • Statistik
        12:54

        РГС так года 2 делает. С заявлением на выплату сразу же направляется заявление на выдачу карты РГС-Банка. За картой повторно идти надо.
        Весь прикол в том, что как только случай признан страховым, выплата идёт на эту карту. Формально возмещение перечислено. А фактически деньги внутри холдинга остаются дальше.
        Мопед не мой, может, и ошибаюсь в деталях.

    • ПтицаСчастьяЗавтрашнегоДня
      11:46

      Да, оплачивают. также оплачивают обслуживание счета в течение года. Обычно ещё и карту выпускают, с помощью которой можно деньги в банкомате снять и её обслуживание.

      Единственное, что — банк, как правило, это банк из этого же холдинга/группы компаний — это может вызвать возмущение, так как некоторые экзотические банки искать, чтобы снять деньги без процентов, достаточно утомительное занятие.

      Также, практически всегда, СК готовы принять реквизиты получателя из другого банка, например сбер. книжку.

      Наличку, если и оставляли где, то только в крупных центрах для выплат нерезидентам, которые счет в РФ открыть не могут.

      Плюс к этому — это некий элемент противодействия мошенничеству (безнал контролировать и учитывать куда проще).

  • Инквизитор
    11:37

    В купе с Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» все еще запутаннее.

  • Kutёk
    11:42

    Большой привет компании МАКС, с которыми я больше часа ругался, когда они заставляли моего клиента открывать счет для перечисления возмещения по ОСАГО. Аргументов от сотрудников не было никаких, кроме того что «а у нас так положено». Дело было в субботу, начальства, с которым можно было продолжить общение, тоже не было. Так что закончилось все коровьей тупостью и потерей 1,5 часов на открытие счета в Сбербанке.

  • Люблюприроду
    12:20

    Какой то бред, скоро СК будут штрафовать, за то что возмещение будут платить мелкими купюрами, так как несчастные граждане, будут вынуждены тратить много времени на пересчет!

  • Mirtoz
    16:09

    А по мне так все верно суд сделал. Это право страхователя (потерпевшего) должно быть каким образом ему получать СВ. Так многие СК даже начало течения сроков на выплату связывают с предоставлением клиентом банковских реквизитов, хотя к примеру в законе «Об ОСАГО» такой обязанности у потерпевшего не предусмотрено в принципе.
    С другой стороны получить к примеру миллион или полтора наличкой будет проблематично и самому клиенту СК, не говоря уже, что это и не безопасно (могут навести сами же сотрудники СК).
    Но в настоящий момент это не является какой-то проблемой в области страхования, у процентов 90 населения банковские счета и так имеются, а оставшиеся идут и открывают в банке причем бесплатно, да и как отмечено выше, многие СК самостоятельно оформляют клиенту расчетный счет в банке и карту.

  • musa51
    16:16

    Ничего себе новость! А как быть с гос структурами, которые обязывают завести банковский счет. К примеру Налоговая инспекция от меня требовала счет, чтобы перечислить сумму налогового вычета. А пособие по рождению? Вообще обязали написать заявление на выпуск социальной карты от Банка Москвы! Тут разве нет ущемления. Время касс закончилось, уже 80% рынка работают безналом. Может ЦБ до сих пор перевозит нал из точки в точку Б? или сотрудники Роспотреб надзора зарплату в кассе получают? А точно судам то до сих пор налик заносят)) :D

  • Elizar
    17:35

    Похоже у Роспотребнадзора уже на почве страхования крыша едет. Если честно, задолбали уже, каждый день какой нибудь закидон. Скоро заставят на месте СС урегулировать и деньги тут же из кармана доставать и отдавать. А то ведь потребителю придется заявление писать…

    • Mushrooom
      17:41

      Вовремя обновил страницу, вы меня опередили.
      В этой статье дело даже не в том, платить или не платить только по безналу (когда у 95% получающих возмещение уже был открыт давно счет в каком-нибудь банке), а в том, что «надзор» этот опять создает видимость работы, решив проверить один томик сборника «правила страхования» и выписав колоссальный штраф в 10 тысяч рублей

    • Mushrooom
      17:47

      В дополнение темы потребнадзора… бдят… )))
      С 29 июля на территорию РФ будет запрещено ввозить овощные и рыбные консервы, произведенные на Украине. Роспотребнадзор запретил поставки на территорию РФ овощных и рыбных консервов из Украины, сообщается в пресс-релизе, который ведомство опубликовало в понедельник, 28 июля

  • Анастасия Сорокина
    10:15

    А вот мне интересно… СК имеют лицензию на страхование… ну, возьмем к примеру многострадальное КАСКО. Почему перед выдачей лицензии нельзя было всех проверить на соответствие их правил ГК и другим регулирующим документам?

    А то вроде лицензию дали — работайте, а потом начинаются разборки. Можно проводить проверку с некоторой периодичностью их документации, на всякий случай, не поменяли ли они чего без ведома Всевидящего ока. Но в любом случае это было бы честнее, чем так-то.

    Хотя, конечно, смотря на то, что происходит сейчас с решениями судов — это лишь результат, которого добились страховщики, своим наплевательским, а иногда и просто хамским отношением к клиенту.

    • Dwarf
      12:30

      Анастасия, мы же в Росси живем. По КАСКО есть и более острые и наболевшие вопросы, но пока у нас государство не разработает единый стандарт правил для всех. Ничего не выйдет. У нас по другому не умеют работать, надо обязательно носом ткунтуть в то самое «коричневое», чтобы порядок был. А пока этого нет, так и будут у нас страховщики писать правила каждый на свое усмотрение, ибо нынешние рамки позволяют это делать.

  • Против ветра
    11:25

    Друзья, оплата на карточку /ЛС, это прозрачно и цивилизованно. Это применяется во всем мире.
    А у нас это еще и защита Страховщиков от наших продвинутых мошенников и автоюристов, т.к. потерпевий может умышленно не приходить в кассу несколько месяцев, а потом предъявитиь иск о несвоевременной выплате, т.к. суд будет смотреть только на разницу даты заявления на выплату и даты платежного поручения/расходного ордера и Вы никогда не докажете, что сразу передали деньгим в кассу и они «ждали» клиента, т.к. мошенники в иске напишут, что приходили за деньгами в кассу много раз, а у компании, то денег в кассе не было, то кассир в банке, то подписать некому расходник, то в очередь ставят и т.п. ерунду, которой и не было, а по б/н страховщик перевел деньги и сразу видно когда, кому и сколько. Так что опять «Суды, РТН и мошенники — объединяйтесь». Сейчас стала устойчивая аналогия, как у ЕС изгоем является Россия, так у чиновников России изгоями стали страховщики. «Ты виноват, хотя бы потому, что хочется мне кушать».

    • Павел Волокитин
      10:02

      Если Вы, «Против ветра», подозреваете клиента в злоупотреблении правом, а именно, в том, что он нарочно не является за выплатой, чтобы предъявить штрафные санкции, перечислите выплату в депозит нотариуса — ст. 327 ГК РФ. Это нормальный и законный способ борьбы с лицами уклоняющимися от получения денег не только в страховании. Строгое следование закону, правовое и добросовестное поведение — помогает всем и каждому не быть изгоями.

  • Против ветра
    10:56

    Я не хочу подозревать каждого клиента (*мы же не можем знать, кто из клиентов потенциальный мошенник), я говорю об имевшейся у меня практики таких форм мошенничества (и не только мошенничества, просто санкций при проверке курирующих органов на своевременность выплаты), а из-за них, мы должны тогда все выплаты направлять в депозит нотариусу?. Во что обойдется такая услуга по деньгам и временным затратам по сопровождению и отслеживанию таких платежей? И чем безнал хуже отправки в депозит? Зачем городить огород.

  • Dwarf
    14:44

    Суд все правильно постановил. Клиент оплатил услугу и имеет право выбирать форму ее предоставления. Шах и мат господа хорошие, хватит уже из людей идиотов делать.

    P.S. Работаю в страховой компании и ратую за то, чтобы этот бизнес был цивилизованным.

  • anatol
    10:32

    ГОСПОДА СТРАХОВЩИКИ!!! Выполняйте требования Законодателства РФ и у ВАС не возникнет вопросов к Роспотребсоюзу, ВС РФ и т.д. Ведь Вы все понимаете или должны понимать, что в споре кто правее надо начинать с себя. Будьте законопослушнее и народ к Вам потянется, зауважает ВАС и ВЫ будете иметь полное право народу объяснять как ему следует себя вести. А до этого, становитесь сами лучше, порядочнее, честнее… УДАЧИ.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля