Банки забрали у страховщиков почти половину всей комиссии

За 9 месяцев 2013 г. банки получили от страховщиков 47 млрд р. комиссии. Это 44% всей суммы вознаграждения, выплаченного страховым посредникам. Средний размер комиссии банка почти вдвое превысил среднерыночный показатель. При этом доля сборов через банки в общей премии составила всего 15%.

07:52
3
В банках-посредниках оседает почти половина привлекаемой ими страховой премии.

Как следует из данных Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР), в целом за три квартала 2013 г. страховщики заплатили посредникам 108,1 млрд р. вознаграждения (на 31% больше аналогичного показателя предыдущего года) и получили через посредников 455,9 млрд р. премии (+20%).

Основным каналом продаж традиционно оказались агенты-физлица. Через них было собрано 29% всей премии, или 198,8 млрд р. (+15% по отношению к аналогичному показателю предыдущего года). Агентам-физлицам страховщики заплатили 33,9 млрд р. комиссии (+8%). Средний размер комиссии такого агента составил 17% (аналогичный показатель предыдущего года – 16%).

На агентов-физлиц пришлось 34% всех сборов по автокаско (через них получено 52,6 млрд р. премии, средний размер комиссии – 20%), 56% всех сборов по ОСАГО (54,8 млрд р., 9%) и 28% всех сборов по ДМС (26,7 млрд р., 9%).

Банки стали вторым по объему сборов и самым динамично растущим каналом продаж. Через них страховщики получили 15% всей премии, или 103 млрд р. (+42%). Общая сумма комиссии, выплаченной банкам, – 47 млрд р. (+59%). При этом средний размер комиссии банка составил 46% (годом ранее – 41%) – против 24% (22%) в среднем по рынку.

На банки пришлось 69% всех сборов по страхованию жизни (через них собрано 40,8 млрд р. премии, размер комиссии – 54%) и 47% всех сборов по страхованию от несчастных случаев и болезней (32,0 млрд р., 52%). В общих сборах по автокаско доля банков составила 7% (11,6 млрд р., 19%), а в страховании прочего имущества юрлиц и граждан – 8% (8,2 млрд р., 23%).

Третьим по объему сборов каналом продаж стали агенты – юридические лица. Благодаря им страховщики получили 10% всей своей премии, или 69,1 млрд р. (+2,1%). Сумма вознаграждения, заплаченного посредникам-юрлицам, составила 13,9 млрд р. (+4%), а средний размер комиссии – 20% (практически столько же, сколько и годом ранее).

На этих посредников пришлось 14% всей премии по автокаско (через них собрано 22,4 млрд р., средний размер комиссии – 21%), 12% премии по страхованию прочего имущества юр- и физлиц (13,3 млрд р., 27%) и 10% премии по ОСАГО (10,0 млрд р., 8%).

Через интернет страховщики собрали 1,2 млрд р. (на 26% больше, чем годом ранее). Доля сборов через интернет в общей премии составила 0,18%. При этом 698 млн р. пришлось на автокаско, 247 млн р. – на ДМС, 132 млн р. – на ОСАГО.

Комиссии страховых посредников, 9 месяцев 2013 г.

Посредники Сумма комиссии, тыс. р. Премия*, тыс. р. Средний размер комиссии
9 мес. 2013 9 мес. 2012 Изм. 9 мес. 2013 9 мес. 2012 Изм. 9 мес. 2013 9 мес. 2012 Изм.
Кредитные организации 47 025 615 29 538 024 59,20% 103 001 528 72 474 707 42,12% 45,66% 40,76% 12,02%
Физлица
(включая ИП)
33 920 042 28 159 988 20,45% 198 841 572 172 756 898 15,10% 17,06% 16,30% 4,65%
Другие юрлица 13 881 689 13 388 622 3,68% 69 138 682 67 717 001 2,10% 20,08% 19,77% 1,55%
Автодилеры 9 704 842 6 677 389 45,34% 50 517 885 34 713 979 45,53% 19,21% 19,24% –0,13%
Брокеры 2 610 443 3 549 348 –26,45% 25 076 693 24 160 225 3,79% 10,41% 14,69% –29,14%
Страховщики 486 665 923 577 –47,31% 5 992 218 5 596 708 7,07% 8,12% 16,50% –50,78%
Тур. операторы и агентства 399 109 203 417 96,20% 2 407 643 1 660 516 44,99% 16,58% 12,25% 35,32%
Медицинские организации 32 213 34 882 –7,65% 901 565 194 575 363,35% 3,57% 17,93% –80,07%
Объекты почтовой связи 8 821 20 516 –57,00% 67 381 205 377 –67,19% 13,09% 9,99% 31,05%
Всего 108 069 439 82 495 763 31,00% 455 945 167 379 479 986 20,15% 23,70% 21,74% 9,03%

* Премия, собранная при участии посредников.
Источник: АСН, по данным СБРФР.


Исследования по теме:
«Банки на страховом рынке в 2012-2013 гг.: комиссионный доход по страхованию, премии и КВ по видам, банковско-страховые программы, перспективы сотрудничества»
«Каналы продаж на страховом рынке РФ в 2013 г. и прогноз их развития на 2014–2015 гг.»

3 комментария
3 комментария
  • MICE
    09:19

    Ну вот, а мы во всём виним автоюристов.

  • Ведьма из Блэр
    09:54

    Вот как-то так по-моему кэптивные банковские страховщики смотрят на некэптивных.

    photo

  • Morpheus
    13:24

    Будущее страховщиков, не имеющих отношения к банкам (за исключением крупных компаний с кэптивным бэкграундом — типа «СОГАЗА» — или компании из трех букв), вообще видится довольно мрачным. Крупный и средний бизнес редко страхуется в добровольном порядке (за исключением компаний с иностранным капиталом или менеджментом, где это просто must have, диктуемый западными бизнес-традициями), будучи под завязку закредитован, а мелкий не страхуется вообще (99%). Крупные производственные холдинги — особенно добывающие — имеют свои кэптивы. О физлицах речь не идет — ибо если имущество или транспорт не являются предметом залога, то его не страхует никто, за исключением небольшого процента обеспеченных граждан, осознанно пользующихся услугами стахования.
    Страховщики в битвах за клиента уже перешли все границы добра и зла, лупя друг друга компредами, сформированными по законам махрового демпинга (чему немало способствуют сами клиенты, выжимая из страховщиков все, что можно и шантажируя одни компании коммерческими предложениями других, выторговывая сверхнизкую цену и роняя рынок все ниже и ниже).
    Роль посредника пока еще ясна в работе с физлицами (которые не всегда могут самостоятельно и успешно отстаивать свои страховые интересы), бизнес же довольно быстро смекнул, что ему дешевле держать в штате на хорошей зарплате одного менеджера по страхованию (а юридический корпус у него и так имеется) и выкинул брокера из этой цепочки.
    В общем, мы имеем туманные перспективы для всех указанных направлений, кроме банковских. Тем более, что деньги в наше время нужны всем, а вот без страховок большинство предпочло бы обойтись…

Оставить комментарий
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Captcha Image Введите код на картинке
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля