Суд улучшил условия автокаско для клиентов

Вопреки условиям заключенного договора, страхователь не стал ремонтировать автомобиль на станции техобслуживания, куда его направил страховщик. Судебная коллегия Мосгорсуда решила, что клиент прав, и взыскала со страховщика выплату по калькуляции с дилерскими ценами на запчасти и 50%-й штраф.

09:22
52
Суд решил, что клиент не обязан соблюдать условие договора автокаско о ремонте.

Злоумышленники сняли с автомобиля клиента компании «АльфаСтрахование» по автокаско четыре колеса и два ряда сидений, а также похитили автомагнитолу. Страховщик, согласно условиям заключенного договора страхования, выдал клиенту направление на ремонт на СТОА по своему выбору. Однако страхователь этим направлением не воспользовался, а решил получить выплату возмещения деньгами через суд.

Суд первой инстанции отказался удовлетворить его иск, заявив, что требования клиента фактически направлены на изменение условий договора страхования. При этом суд указал, что порядок возмещения определен договором страхования – возмещение производится исключительно путем ремонта автомобиля и не предполагает выплаты деньгами. Поскольку истец отказался от получения направления на ремонт, суд счел, что страховщик исполнил свои обязательства по договору страхования перед клиентом.

Судебная коллегия Мосгорсуда, куда истец обратился с апелляционной жалобой, отменила это решение. По ее мнению, суд первой инстанции не учел, что «в соответствии с императивной нормой п. 1 ст. 929 ГК РФ, страховое возмещение может быть осуществлено только путем выплаты денежных средств. Ремонт застрахованного имущества не может являться формой страхового возмещения. Стороны договора страхования вправе определить порядок выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая, но не изменить предмет страхового обязательства».

Кроме того, в ходе разбирательства представитель истца пояснил, что клиент возражал против направления автомобиля на ремонт в выбранной страховщиком СТОА, поскольку она располагалась на расстоянии более 100 км от места жительства клиента. Доставить на ремонт автомобиль, на котором отсутствовали все четыре колеса, было проблематично, отметил в суде представитель истца.

Судебная коллегия Мосгорсуда учла и это обстоятельство. Со страховщика была взыскана стоимость ремонта, рассчитанная по оценке страхователя. При этом стоимость запчастей была оценена в соответствии с ценами официального дилера. Кроме того, со страховщика были взысканы судебные расходы, компенсация морального вреда и 50%-й потребительский штраф.

Опрошенные АСН страховые юристы считают такое решение суда справедливым.

По словам юриста компании «ДТП-Помощь» Дениса Спицына, страховщики довольно часто отказывают в денежной выплате в случае, если клиент не хочет ремонтировать автомобиль по направлению на ремонт. Такое поведение клиента может быть связано, например, с очередями на данной СТОА или низким качеством ремонта. При этом суд в таких случаях, как правило, встает на сторону страхователя, отмечает Денис Спицын.

«Исходя из общих положений ГК и закона об организации страхового дела, страховая выплата является денежным обязательством, которое должно быть исполнено страховщиком. Если страхователя не устраивают условия ремонта, он может потребовать выплаты деньгами», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.

Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
52 комментария
52 комментария
  • страховой провинциал
    10:29

    да уж… суд одобряет мошенничество, да еще и премию за это выписывает. а хотя… пора уже перестать чему-то удивляться. кто работал в убытках, да и не обязательно в убытках: сколько, на ваш взгляд, «съемов» колес и «двух рядов седений» из 10 происходят без «участия» истца?)) 1? 2? И да, г-н Спицын, конечно, на СТО эти клиенты не поедут ИМЕННО из-за очереди и низкого качества ремонта!

    • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
      10:46

      а еще из гениального — выплата по ценам дилера за колеса — у той же hond'ы accord каталожная цена одних только покрышек может составить около 20% стоимости нового авто

      • Jtac
        14:27

        у аккорда оригинальное литье на 17 стоит 30000 за одно колесо))

        • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
          14:48

          Диски — возможно… А покрышки штатные несколько лет назад стоили более 50 т.р. каждая

        • Билли Бонс
          15:11

          у них что корд золотой?

          эти же покрышки (бридж или йокогама) в обычном магазине максимум 10 000 будут стоить.

          жадность дилера хонды не знает границ.

        • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
          15:35

          Т.н. покрышки «первой комплектации» (чаще всего не самые качественные, но по каталогу автопроизводителя стоящие какие-то немерянные деньги).

          Упомянутые покрышки Honda Accord шли в 2010 году под каталожным номером 42751TL0G43 (маркировка 225 х 50 R17) по цене от 56 т.р. за штуку. (224 т.р. за комплект).

          В своё время тоже долго недоумевал и спорил (в результате оказался неправ, но по-прежнему считаю данную ситуацию некорректной).

  • sakhalin
    10:59

    клиент возражал против направления автомобиля на ремонт в выбранной страховщиком СТОА, поскольку она располагалась на расстоянии более 100 км от места жительства клиента.

    100 км — обалдеть можно. Правда, круче Росгосстраха никого нет — тот за 400 км отправляет на процедуру урегулирования страхового случая. :O

    • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
      11:03

      Что-то тут нечисто… Мне АльфаСтрахование не сильно нравится, но я все же сомневаюсь, что оно стало бы направлять по КАСКО за 100 км… (хорощо бы посмотреть решение суда). Подозреваю, что речь идет об адресе регистрации владельца ТС, который (например, для целей минимизации транспортного налога) может быть и за 100 и даже больше км от Москвы.

    • Statistik
      11:05

      100 км по меркам большого города- вообще-то немного. Ну ехать полтора часа. я 2,5 года моталась на работу общественным транспортом по 1,5 часа (в одну сторону). Мне вообще что-то подсказывает, что страхователь из Подмосковья, а СТОА в Москве.

      • sakhalin
        11:37

        По городу проехать 100 км за полтора часа — это вряд ли.

      • Билли Бонс
        11:37

        100 км не много, но как ехать без колес? Эвакуаторы? Так наверняка ск «за козлила»-эвакуатор за ваш счет.

        • Statistik
          11:45

          Цена вопроса — 2-3 тыс.рублей. У меня у знакомых на трассе в Новгороде полтора года назад произошёл тотал. Так за 5 000 руб. всё довезли до Питера. А это больше 300 км.

        • Билли Бонс
          12:38

          ну конечно для некоторых это не деньги, но с хрена ли спрашивается я платил за каско, если за свой счет должен туда-сюда тачку возить?

        • Statistik
          12:43

          Билли, на юристов деньги есть, а на эвакуатор нет?

          В теории решение суда, на мой взгляд, абсолютно верное. На практике приведёт к повышению стоимости моего КАСКО. Значит надо менять положения закона. Зачем нам ВСС и РСА? Пусть лоббируют интересы страховщиков, чтобы у судов была возможность платить ремонтом.

      • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
        13:14

        Добрый день, Statistik :)

        Про лоббирование — уже (см. 234-ФЗ)

        • Statistik
          13:41

          Антон, добрый день!
          А по-моему лоббирование- это нормально. Должны быть защищены права не только потребителя, но и поставщика услуги.

      • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
        13:43

        Да кто ж спорит. :) Я просто хотел обратить внимание, что по данному вопросу уже есть изменения (впрочем, обратной силы не имеющие).

  • Запьянцовская змеюка
    11:02

    пора уже начинать практиковать 159 статью, с перспективой ее замены на 58ю

  • Сергей2
    11:25

    Нельзя не заметить, что доля здравого смысла в решении суда (в том, как оно изложено здесь) все же присутствует. Прав г-н Филипков, страхование — это ведь финансовые, то есть денежные отношения. А выданная страхователю бумажка (направление) не очень похожа на деньги, да и на возмещение в натуральной форме тоже (хотя, согласен, можно поспорить).
    Вообще говоря, по хорошему, выплата страхового возмещения должна производиться деньгами в размере, определенном страховщиком (пункт 2 статьи 6 Закона Об ОСД в РФ). А направление на ремонт — это все от лукавого))))))

  • Регулировщица
    12:28

    Да это просто песня!!!
    Чего ж они подушки безопасности не выковыряли? они тоже дорогие, а уж от дилера тем более!
    Просто карт-бланш мошенникам!

    • Алексей Володяев
      14:56

      Вот вы смеетесь, а у меня лет пять назад на самом деле подушку безопасности вывинтили. Уралсиб потом целый год во мне мошенника подозревал, с выплатой динамил.

      • Билли Бонс
        15:15

        Алексей,
        хорошо что вы были трудоустроены в тот момент, а то ведь сбшники поставят «черную метку» и все, даже в тюрьму не возмут…

        • Алексей Володяев
          15:55

          Да, повезло мне просто офигенски. Но я, надо сказать, зная обо всех приёмчиках этих мерзких хобитцев, то есть, тьфу, отечественных страховщиков, добился возбуждения уголовного дела. Скорее всего, если бы не оно — мне бы не заплатили. :-)

  • hris
    13:59

    этот беспридел когда-нибудь закончится? :shock:
    интересно сколько занесено было за такое решение? один ряд сидений по цене дилера?
    есть кто из юристов альфы? дальше будете судиться?

    • Билли Бонс
      14:05

      а смысл суда? через сто страховщика оригинальный салон и колеса столько же и выйдут.
      неоригиналом то не получится отбрехаться.

      на сто то загнали спецом чтоб обогащения не было у клиента, типа он мошенник и фиг ему налик, а суд решил по своему.

      Ну и чем дальше будут судиться, тем больше будет решений в пользу страхователей и по другим делам. «грабли бьют страховщика»

  • hris
    14:10

    это я как раз понимаю
    а про судиться, просто это уж совсем ни в какие ворота…

  • Andrey59t
    14:15

    А кто будет возмещать ущерб, нанесённый во время ремонта ТС, у т.н. оф.дилера (и/или СТО) по направлению СК?
    Не для кого не секрет, что СК получает откат от СТО с которыми у неё договора на ремонт ТС заключены, поэтому и не исполняют законных требований страхователя по выбору возмещения ущерба.
    Пожалуйста, добавьте ещё один акт осмотра к полису КАСКО с включением всех деталей ущерба, оплаченного по страх. случаю или платите штрафы :P

    Надо было в иск включить пользование денежными средствами с % и пени + юридические расходы и моральный ущерб с обязательным освещением по НТВ (я постараюсь) :mrgreen:

    • Василий Пэ
      14:55

      Ни для кого не секрет, что в отношениях СТО-СК роляют не столько откаты, сколько цены на ремонт (для СК, дающей большой поток машин на СТО, скидка по сравнению с розничным клиентом может достигать 50% и более!) и поток «обратного бизнеса» от полисов, продаваемых этим автосалоном. При этом за счет цен на ремонт для конкретной СК на конкретном дилере выстраивается и тарифная политика на марку, а если СК придется закладывать в тариф «розничные» цены на ремонт, то хуже прежде всего будет всем остальным клиентам.

      • vrednyi_den
        15:16

        Василий Пэ,
        а вы уверены? Я вот нет.
        В прошлом году попал просто на ситуацию когда лимит на ремонт без справки был 18500.
        Так вот СТОА на который изначально направил Страховщик и куда Страховщик направлял все машины этой марки насчитал больше этого лимита…
        пока я бодался со страховщиком мне на парковке покоцали две двери с другой стороны — я уже наученный опытом собрал справки, получил направление на ремонт на это же СТОА- дальше была эпопея с ремонтом это отдельный рассказ история по которому еще на закончилась, а плавно перетекает в переписку с дистрибьютором. Параллельно с ремонтом по второму случаю я продолжал окучивать страховую по первому случаю и вот случилось: они мне переписали направление на оценку ремонта на другого дилера — и вуаля ремонт вдруг вписался в лимит.
        странно, да? и то и другое СТО официальные дилеры марки, норма-час одинаковы, только у второго СТОА цена получилась почти на 30% ниже хотя если следовать вашей логики должно было быть наоборот.

        • Василий Пэ
          16:01

          Это означает, что либо в СК (ч)удаки в убытках работают, либо роль второй составляющей, о которой я упомянул — страхование автосалоном — важнее было на момент вашего первого обращения, чем цена ремонта, и СК должны была «отгрузить» на более дорогого дилера определенный объем автомобилей.

          И опять же — я это про общий случай, частные случаи бывают разные )

          И вообще бывают аномалии: и цена по экзисту с поставкой в две недели выше, чем цена на дилере в наличии (сам наблюдал), и цена запчастей у одного дилера в полтора раза отличается от другого, причем не так, что у одного все стабильно дороже, а в разные стороны. Хотя теоретически центральный склад представительства у них один.

        • hris
          16:51

          Я уверена. Я вижу сметы по прямому обращению и реальные оплаченные моим страховщиком сметы по диллерам своей машины. Цены для СК несопоставимо ниже. Поэтому тот случай, который описываете Вы лучше всего охарактеризовал Василий — ни добавить ни убавить, а если Вы еще и компанию назовете и марку ТС, мы еще обозначим вероятность того или иного варианта.

  • Запьянцовская змеюка
    15:03

    можно про откаты поподробнее, а то я уже 5 лет с офдилерами работаю, но до сих пор никто ничего не предлагал…
    и про «законные требования» тоже поподробнее…
    п. 11.6.2 правил кратенько гласит: если ТС на гарантии- ремонт у оф дилера, имеющего договорные отношения со страховщиком, кэш только если специально прописано в договоре, либо нет договора с дилером, либо «вне пределов разумной близости».
    Или теперь можно на 10 статью ГК забить и «делать с ним што хошь»?

  • @natoly
    15:50

    По характеру работы частенько езжу по регионам… Так вот в Самаре например 2 раза в год на межсезонье идет практика переобувки а/м за счет СК… Снимают колеса (кладут другу в гараж) — заявляют об утере… и в СК… Так единственное средство борьбы это направление на СТОА, чтобы им вторые летние или зимние комплекты установили… пусть потом помучаются продавать… а теперь получается ВЕЛКАМ… кто еще не переобулся — вперед за счет СК?

  • 123456
    15:53

    Надо было Альфе тоталить эту машину, думаю снятых вещей, которые бережно лежат сейчас в гараже (кстати, очень распространенный «страховой случай» в Спб), хватило бы натянуть на полную гибель. Тогда мошенникам было бы не так уже весело. Пришлось бы им сидеть в гараже на кожаном сидении, особенно заднем, с магнитолой в руках, слушая шансончик. :D

    • Билли Бонс
      16:03

      почему же, вопрос об остатках решается по договору, ну выплатят им все равно страховую сумму за минусом годных, все равно цену на колеса и салон «рисовать» придется и вычитать.

      не,… сейчас «время камни собирать », но не страховой компании а " страхователям"

  • 123456
    16:43

    Но Альфа то потом салон купит за нормальные деньги для продажи в дальнейшем этого авто, так ведь? Я думаю тут и на разборке его не грех купить или со временем у этих же хлопцев, как они выйдут из гаражной тени и таким же дисконтом, какой они повышающий захотели относительно того, что им Альфа предложила.

  • похожий на прохожего
    23:26

    Мосгорштамп в очередной раз отжег. И все в пользу мошенников. Действительно, зачем соблюдать договор? И ремонтировать нужно только в самых дорогих салонах

  • Игорь Бандуров
    09:32

    Не должно быть никаких договоров между СК и дилерами, стоимость работ для физлиц и СК должна быть одинаковой, аккредитация — полная хренация, тогда деньги или направление — не будет иметь значения, конкуренция настоящая.
    Как-то так, дорогие коммерсанты и бизнесмены. А то как при госконтрактах, откаты, коррупция. Пусть бы страхование стало чистой от этой шелухи отраслью народного хозяйства.

  • Запьянцовская змеюка
    11:42

    уравниловка тут не прокатит.
    что есть СК для дилера?-оптовый закупщик услуг. при опте цена всегда ниже чем при мелкорозничной торговле. отсюда и скидки на з/ч в 10-20 % для СК при условии определенной загрузки.

    в последнее время участились случаи судебных разбирательств с привлечением дилеров. Клиент получает направление, расписывается за него, кладет в дальний карман штанов, делает предварительную калькуляцию в салоне (не предъявляя направления) а потом через суд отбивает деньги со всеми «плюшками» — кормежкой автойуристов, штрафами, процентами за пользование и т.п.
    вот с этим как бороться?

    • vrednyi_den
      12:04

      По мне так это форма борьбы с зажравшимися, не умеющими нормально работать страховщиками… которые сами довели до того, что клиенты наконец-то изучили законы и начали защищать свои права, а также сформировав спрос на услугу автоюристов.
      Это мое личное мнение как потребителя услуг страховщиков.
      При следующем моем страховом случае (три раза тьфу через левое плечо) если страховая задержит выплату/оплату ремонта у дилера хотя-бы на один день так и сделаю — закажу дефектовку у дилера и подам в суд, с учетом того, что законодательство говорит именно о выплате, то страховая, по идее, при признании случая страховым должна перевести деньги за ремонт в течении 30 дней с момента подачи заявления, что при нынешней организации деятельности страховых нереально. В последнее время у страховых модно стало ссылаться на дилеров и СТО о том, что они документов не присылают, сметы завышают и т.д… а клиенты в результате страдают.

      • Запьянцовская змеюка
        13:13

        ок. сотрудник дилера «перепутал» каталожные номера запчастей и вместо стоимости накладки на бампер (без окраски) — 4.800 руб. в предварительном согласовании заказ наряда появился сам бампер + окраска 28.000+6.000 руб.
        примерный последовавший диалог, продлившийся 3 недели:
        УУ: а не дохрена-ли?
        Дилер: а вот как-то так получилось…
        УУ: а бампер-то цел? фото в студию!
        Д: а что ж е му будет-то, там просто царапина на куске пришпандоленной пластмассы… фото-будет, чесна-чесна!
        УУ: а чево у вас кусок пришпандоливающейся пластмассы по космической цене?
        недельное молчание сервиса…
        — ой, звиняйте, не ту циферку поставили…
        так что это вовсе не мода, думаете красные строки просрочек по урегулированию кого-то веселят?

        • vrednyi_den
          13:59

          Еще больше ваши красные строки «веселят» ваших клиентов… которым совершенно неинтересны ваши заморочки с дилером. Имея обширный опыт общения с автопрадовцами. и теперь обширный опыт со страховщиками (ну что сделать если за год 4 страховых случая?) — могу сказать, что встречаются два непрофессиональных одиночества, из этой встречи вырастает описанная вами картина.
          Просто работать надо с нормальными сервисами… а не выгадывать 5 копеек с риском нарваться на прострочку платежа «кроилово приводит к попадалову» (с) не помню кто.
          Пример плохой работы:
          1. Направление на ремонт к уважаемому дилеру выдается мне на руки и одновременно посылается мылом дилеру на моих глазах. Как ни странно, но мыло они получили через неделю, при этом меня не записывали на осмотр до получения мыла несмотря на наличие у меня бумажного оригинала. Мне уже тогда не понравилось общение с дилером и индифферентность страховщика в этой ситуации. Ладно, приехал в салон, устроил скандал, совместно с ними нашел направление в почте, со скандалом осмотрелся (хотели записать в очередь со сроком ожидания 3 недели).
          2. Примерно три недели идет процесс согласования цены. Страховая и СТО кивают друг на друга. Закончилось выполнением мною функции электронной почты и демонстрацией всем «заинтересованным» лицам распечаток Принтскринов экрана, что занято еще неделю.
          3. Ждем перечисления денег дилеру 3 недели. Так как денег типа нет опять п.2 в части курьерских и демонстрационных действий.
          4. О чудо, деньги поступили, машина сдана в ремонт в салон уважаемого дилера, начинаются завтраки по выдаче машины (реально работ на 2, ну три, дня с почесыванием мужских половых признаков). Визит в СТО следов наличия машины не обнаруживает… трехдневный мат, угрозы и написание «проекта» заявы в полицию приводит к обнаружению машины в «сервисе» типа придорожный гараж, который типа на аутсорсинге. Дальнейшие разборки это предмет отдельной истории которая еще не закончилась, занимаюсь ей ради потакания своей вредности и спортивного интереса.
          Пример хорошей работы (страховая та же):
          1. Предпочел устроить скандал заранее, еще при выписке направления. Как оказалось договор у страховой не только с дилером описанным в случае выше, но и с другим дилером тоже есть, хотя до этого мне утверждали, что этого договора нет. Помня предыдущий опыт заставил менеджера поставить галочки «Получено» и «Прочитано», дождался у менеджера прихода отметок «Получено» и «Прочитано», выполнил Принтскрин этих сообщений (не понадобилось). Поехал домой.
          2. Не успел я доехать до дома как мне позвонили от дилера и предложили подъехать на осмотр в УДОБНОЕ ДЛЯ МЕНЯ время. Ну если предлагают то почему бы и не заехать? Осмотрелся. Начал морально готовиться к выполнению функций дубляжа электронной почты… Но тут мне через ПЯТЬ дней позвонили и поинтересовались удобно-ли мне пригнать машину в ремонт в такой-то день и такое-то время, честно выпал в осадок.
          3. Срок ремонта назвали 4 дня… отдали через 2,5… Когда я спросил почему они заявляли 4 дня они сказали, что всегда, на всякий случай, мало-ли, что к реальному сроку добавляют день, чтобы не сорвать сроки.
          Весь срок урегулирования убытка занял 13 (ТРИНАДЦАТЬ) календарных дней!
          Наименований Страхователя и Дилеров писать не буду, но истории мои, реальные, город Питер, марка машины Ниссан. Кто захочет первую историю в части ремонта найдет в интернете.

    • Игорь Бандуров
      17:32

      Это не уравниловка, это реально предпосылки нормального РЫНКА. Тогда может и дилера это заставит работать с клиентом по другому. Ничто не стоит между услугой и потребителем, кроме денег. Красота!

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля