Информация о принятых Роспотребнадзором решениях в публичном доступе отсутствует. Поэтому были проанализированы судебные решения по спорам страховщиков с этим ведомством, касающиеся правил страхования. Всего удалось обнаружить около десятка таких решений. Во всех случаях Роспотребнадзор штрафовал страховщика на 10–20 тыс. р. по ч. 2 ст. 14.8 КоАП (включение в договор условий, нарушающих права потребителей). Почти все судебные вердикты были вынесены не в пользу страховщиков.
В частности, в число запрещаемых Роспотребнадзором попали следующие условия правил страхования:
- при досрочном отказе страхователя от договора страхования оплаченная им премия не подлежит возврату;
- страховщик имеет право отказать в выплате, если страхователь в установленный договором срок не представил документы о страховом событии либо представил заведомо ложные сведения;
- страховщик не возмещает расходы, не оговоренные в договоре страхования.
Условия правил страхования, нарушающие права потребителей. Мнение Роспотребнадзора
Положение правил страхования | Обоснование Роспотребнадзора / суда | Документ |
Договор страхования автоматически прекращает действие в случае просрочки уплаты премии по истечении 30 дней с момента просрочки | Соглашение об изменении условий договора должно быть заключено в письменной форме (ч. 1 ст. 452, ст. 940 ГК РФ) | ФАС Московского округа по делу А40-27537/2013 |
При досрочном отказе страхователя от договора страхования оплаченная им премия не подлежит возврату | Ущемляет права потребителя | ФАС Московского округа по делу А40-27537/2013 |
При отказе страхователя от заключенного им договора «Зеленая карта» до начала срока страхования уплаченная им премия возвращается за вычетом расходов страховщика в размере 30% | Ущемляет права потребителя | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
Если возможность наступления страхового случая отпала по обстоятельствам иным, чем страховой случай, страхователю возвращается часть премии за вычетом расходов страховщика | Ущемляет права потребителя, противоречит ст. 958 ГК РФ | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
Если договор страхования оплачивается в рассрочку, то при наступлении страхового случая до момента уплаты очередного взноса страхователь обязан погасить задолженность по договору полностью | Ущемляет права потребителя | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
Споры по договору разрешаются в судебном порядке по месту нахождения страховщика | Ущемляет права потребителя по отношению к ст. 17 закона о защите прав потребителей | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
Страховщик не возмещает расходы, не оговоренные в договоре страхования | Ущемляет права потребителя. В соответствии с п. 2 ст. 13 закона о защите прав потребителей причиненные потребителю убытки возмещаются ему в полной сумме. Таким положением правил страховщик снижает свою материальную ответственность перед потребителем, установленную законом | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
Страхователь не имеет права менять выгодоприобретателя (банк) по договору ипотечного страхования | Противоречит ГК РФ: в силу ст. 956 ГК РФ страхователь вправе заменить выгодоприобретателя по договору страхования другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
По договору личного страхования не могут быть застрахованы лица в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», инвалиды, лица со стойкими нервными и психическими расстройствами и пр. | В соответствии с п. 1 ст. 927 ГК РФ договор личного страхования является публичным договором. Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается. | АС Москвы по делу № А40-1963/2014 |
В случае неисполнения страхователем правил и договора страхования страховщик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор | Противоречит ГК РФ: в соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается | АС Тульской области по делу А68-5658/2013 |
Страховщик имеет право отказать в выплате, если страхователь своевременно не известил его о страховом случае | Ущемляет права потребителя | АС Тульской области по делу А68-7221/2013 |
Страховщик имеет право отказать в выплате, если страхователь в установленный договором срок не представил документы о страховом событии либо представил заведомо ложные сведения | Ущемляет права потребителя | АС Тульской области по делу А68-7221/2013 |
Не являются страховыми рисками события, произошедшие при управлении автомобилем лицом, не допущенным к управлению | Ущемляет права потребителя: такое основание для освобождения страховщика от выплаты не предусмотрено ГК РФ | АС Рязанской области по делу А54-3849/2013 |
Источник: АСН, по судебным решениям.
По теме:
Неправильные правила
«защищает потребителя там, где видит его» — кого?
А картинка СУПЕР!
к судам присоединился роспотребнадзор… да здравствует, ура…
Абсурд, вам не кажется? Опираясь на Роспотребнадзор, каждый мошенник имеет право на страховое возмещение. А про ложные сведения, так это вообще сказка
а вы договоры страхования с мошенниками не заключайте. только и всего.
А вы нам список мошенников пришлите.
Никакой сказки, все по делу. Ложные сведения об обстоятельствах страхового случая не указаны в законе в качестве оснований освобождения страховщика от обязательства по выплате страхового возмещения. Если же происшедшее событие не соответствует описанному в договоре страховому риску, то это также не основание для отказа, а отсутствие возникновения обязательства по выплате страхового возмещения в порядке 929 ГК РФ.
Статья 958. Досрочное прекращение договора страхования
п. 3., второй абзац: При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Кто-нибудь объяснит, как Роспотребнадзор обходит данное положение ГК?
Не знаю, как Роспотребнадзор это объясняет, но хорошо помню, как изящно это сделал суд: того требует социальная справедливость! http://www.asn-new...
Ну что же, к сожалению Страховщики продолжают расплачиваются за лихие (не побоюсь этого слова) действия отдельных своих «доблестных» коллег по цеху, которые несколько лет накапливали «критическую массу» недовольных всех мастей и калибров. Теперь лихие действия предпринимают против Страховщиков все подряд при безусловной поддержке судебной власти. Кого из коллег «благодарить»?
отдельных своих «доблестных» коллег по цеху,
ну почему отдельных то?
помните анекдот про ГАИ — в наших рядах есть отдельные недобросовестные сотрудник, но к сожалению — их большинство.
Страшно думать на тему «к чему придем, если СУДЫ начнут действовать не по ЗАКОНУ, а по понятиям»…
Там же написано: «Ущемляет права потребителя». Мало ли что там в вашем ГК написано! Права-то ущемляет, значит неправильно написано, а раз неправильно написано, то и смотреть туда не надо. И вообще, требовать от бедных потребителей оплаты премии ни за что нечестно. Вот если что-нибудь случится, тогда они нам премию заплатят (может быть, если снова чего-нибудь кому-нибудь не ущемит), а мы — в полный рост выплатим страховое возмещение. Вот тогда это будет справедливо с точки зрения НеПотребнадзора.
Скоро Российские клоуны станут самыми бедными, потому что ГД и Роспотребнадзор у них весь хлеб отбирают
Они не виноваты, что ведут себя как клоуны. Просто не умеют больше ни чего. Ни реального образования, ни реального опыта, ни реальных выборов, вагончиками за паровозом по спискам прошли. Кто поет хорошо, кто боксирует, кто бегает, кто прыгает и т.д.
Интересно, что данное положение правил "По договору личного страхования не могут быть застрахованы лица в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок-инвалид», инвалиды, лица со стойкими нервными и психическими расстройствами и пр." в добровольном виде страхования было подвергнуто порке. Стандартный тариф разработан для граждан, чье состояние здоровья не требует особых денежных вливаний. Не принимает компания на страхование, как ее заставить принять на себя заведомо большой риск убытков?! Моя логика не позволяет принять это! Видимо, она идет явно в разрез судебной и роспотребнадзоровской (если она вообще присутствовала на заседании суда)!
А кто такой Роспотребнадзор, чтоб отменять правила страхования? Не они утверждалли, не им и запрещать
Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily
Войдите через свой аккаунт в соц. сетях или почтовых сервисах