Суд вынудил страховщика пойти против правил

Отступив от собственных правил страхования, «РЕСО-Гарантия» решила выплатить возмещение клиентке, заведенный автомобиль которой угнали с документами в салоне. Сделать это вынудила страховщика позиция Верховного суда РФ.

08:43
16
Благодаря судам угон заведенной машины с документами становится страховым случаем.
Зимой 2012 г. Надежда Заец вышла к своей Mazda, завела ее и стала очищать стекла от снега. В машине сработала автоматическая блокировка дверей, и женщина поднялась домой за запасными ключами. В это время автомобиль украли. «РЕСО-Гарантия», где было застраховано каско машины, платить не стала, сославшись на правила страхования. Согласно им, хищение автомобиля с оставленными в нем регистрационными документами, ключом от замка зажигания, электронной меткой, ключом механического защитного устройства и брелоком от системы охраны не являлось страховым случаем.

Женщина не согласилась с этим решением и обратилась в суд. Однако Московский районный суд Санкт-Петербурга, а затем и Санкт-Петербургский городской суд отказались удовлетворить ее иск. Тогда Надежда Заец обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. При этом он указал, что основания для освобождения страховщика от выплаты перечислены в Гражданском кодексе. «Действия же самого страхователя... не могут рассматриваться как страховой случай, поскольку эти действия влияют на наступление страхового случая, на увеличение последствий страхового случая, и могут служить основанием к освобождению страховщика от обязанности выплатить страховое возмещение в случае отнесения законом этих действий к действиям, освобождающим страховщика от ответственности», – полагает Верховный суд.

Суд первой инстанции, рассмотревший дело заново, частично удовлетворил иск Надежды Заец. Как сообщили АСН в «РЕСО-Гарантии», после вынесения решения Верховным судом, страховщик выплатил возмещение, не дожидаясь окончания разбирательства и «еще раз оценив обстоятельства дела, а также учитывая изменение судебной практики в подобных спорах». Суд взыскал со страховщика неустойку по ст. 395 ГК РФ, госпошлину и частично – расходы на представителя. Во взыскании 50%-ного штрафа по закону о защите прав потребителей суд отказал.

Опрошенные АСН страховые юристы считают целесообразным решение страховщика о выплате возмещения в сложившейся ситуации: это избавило его от крупного штрафа при том, что после вердикта Верховного суда не имело смысла ждать поддержки со стороны суда первой инстанции.

«Позиция Верховного суда абсолютно неправильна, он смешал в одну кучу основания для отказа в выплате и основания для признания события не страховым. Считаю, что страховщикам нужно отстаивать право оговаривать исключения из страхового покрытия – например, добиваться внесения соответствующих изменений в закон об организации страхового дела», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.

Старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков придерживается противоположного мнения. «В данном случае я целиком и полностью на стороне Верховного суда», – говорит он. Страхователь, у которого захлопнулась дверь заведенного автомобиля, просто попал в тяжелую ситуацию, и считать это основанием для освобождения компании от выплаты было бы неправильно. То, что клиент оставил заведенный автомобиль и ушел за ключами, безусловно, несколько увеличило риск. «Но что еще, исходя из реалий жизни, он должен был сделать в этой ситуации?» – недоумевает Сергей Дедиков. 
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
16 комментариев
16 комментариев
  • Урегулировщик
    10:06

    Не совсем понятно упорство некоторых страховых компаний по таким случаям. Отношение подобных ситуаций к общему количеству убытков 1 х 5 — 10 тыс. И чего упираться тем более такой крупной страховой компании? Считали бы это пиар выплатой и все…

    • йонас
      10:24

      РЕСО постоянно пытается не доплатить или не заплатить, так как портфель из более 70% состоит из авто.

      • Билли Бонс
        10:34

        Йонас, а есть у нас кто то не с такой же выплатной политикой?

        • Александр Скиба
          10:41

          Ингосстрах. Не?

        • йонас
          10:43

          Я раньше был лучшего мнения о РЕСО, хотя сотрудники РЕСО и рассказывали о политике выплат. Из 10 отказанным, 5 придут в суд, а из них только трое выиграют этот суд, но все меняется…

        • йонас
          10:47

          Ингос странная контора. По СПб руководитель по рознице из автосалона, когда пришел, то с многими агентами стали разрывать отношение плюс хамское отношение. С убытками не довелось столкнуться.

        • Мартьянов Андрей
          11:48

          По некоторым разговорам ингос хорошо платит только по линейке премиум, платинум и gm с остальным, особенно по оптималу, начинается котовасия.

  • Сергей Ляликов
    17:39

    Честность страхователя всегда вознаграждается отказом в выплате. Если бы истица заявила, что знать не знает, как похищен автомобиль («с утра вышла — ой, угнали...»), а документы и ключи потеряла от волнения, когда шла в полицию заявлять о пропаже — страховщику крыть было бы нечем. И хитромудрые правила страхования не помогли бы.

  • Vadim_L
    18:31

    То, что клиент оставил заведенный автомобиль и ушел за ключами, безусловно, несколько увеличило риск. «Но что еще, исходя из реалий жизни, он должен был сделать в этой ситуации?» – недоумевает Сергей Дедиков.

    Если отвлечься от страхования, то, поправьте, если что, в аналогичной ситуации если, например, угонщик потом что-то или кого-то повредит, то в соответствии с ГК ответственность может быть возложена и на владельца авто. То есть в принципе владелец авто в этом случае не считается таким уж несчастным и беззащитным существом (по крайней мере, если у него нет полиса)))).

    А в реальной жизни я лично воспользовался телефоном проходившего рядом человека, чтобы заручиться необходимой мне помощью. Жизнь, конечно, многообразна, но…

  • siv-i
    18:34

    Стандартная схема угона.
    Сканируется код закрытия и открытия авто, пришел хозяин, завел, но тут машина захлопнулась.
    Пошел за вторыми ключами, приходи машины нет.

    Может инструкцию прописать в Првилах — не отходить от машины.

  • похожий на прохожего
    23:36

    В России нет закона. Есть столб, а на столбе корона. А у неккоторых судейских она уже потолок царапает, так как решили, что они сами и есть закон

    • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
      23:47

      у многих специалистов страховщиков по урегулирования убытков «корона», к сожалению, не меньше… А в данном конкретном случае суды ИМХО весьма последовательно применяют норму, касающуюся наступления страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя.

      • похожий на прохожего
        15:07

        Суды последовательно продолжают не замечать подзаконные акты, которые были утверждены Правителсьтвом. Видмо кроме как на тонюсенький закон их не хватает

        • Scarh Neamhai (А.А. Суворов)
          15:09

          Можно попросить уточнить, какой именно подзаконный акт должен был быть применен в данной ситуации?

  • medvezavr
    01:45

    РЕСО — «славная» компания, столкнулся. В выходные отпишу. Подробно. Обязанность страховщика ДОКАЗАТЬ в суде умысел владельца. Для этого в СК есть службы противодействия мошенничеству и т.п. А если это ограбление? Или если в каком-нибудь ресторанчике у человека, которого «вели», вытянули ключ и документы? Барсетку сперли, например. Поди потом докажи, что ты ее не специально оставил в машине.

    А пенять на постановление Пленума Верховного Суда #20 — перекладывать с больной головы на здоровую. В кои-то веки лицом к обычному гражданину повернулась власть. У обычного гражданина в разы меньше возможностей (финансовых, административных) отстоять свои права, чем у такого «монстра», как РЕСО.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля