Минфин разработал концепцию финансового омбудсмена

Минфин предложил свой способ облегчить клиентам взыскание страховых выплат и разгрузить суды. Он разработал концепцию института финансового уполномоченного, предполагающую бесплатность его услуг для клиента, высокую скорость рассмотрения дела и обязательность решения для страховщика.

09:17
6
Минфин решил избавить граждан от долгого ожидания страховых выплат по итогам судебных разбирательств.
По оценкам опрошенных АСН юристов, сейчас около 20% всех судебных исков, рассматриваемых судами, связаны со страховыми спорами. В среднем подобный иск рассматривается (в зависимости от региона, загруженности судей и сложности дела) от полугода до полутора лет. Такая ситуация делает экономически нецелесообразными для страхователя споры за небольшие суммы, не превышающие 15–30 тыс. р. При этом доля небольших убытков велика: например, по статистике РСА 80% выплат по ОСАГО не превышают 25 тыс. р.

Эту ситуацию призвана исправить разработанная Минфином концепция финансового уполномоченного.

Концепция предполагает разработку специального федерального закона, на основе которого будет работать Служба финансовых уполномоченных. Службу создадут в форме некоммерческой организации. Содержать ее будут профучастники финансовых рынков. В формировании руководящих органов службы смогут принять участие саморегулируемые организации, профобъединения, ассоциации, уполномоченные органы власти (в том числе страховой надзор). В каждой отрасли (страховой, банковской, на рынке ценных бумаг) будут работать свои финансовые уполномоченные.

Концепция определяет основные параметры работы службы:

1. Обращение для страхователя в Службу финансовых уполномоченных будет бесплатным и добровольным. При несогласии с ее решением клиент сможет оспорить его в суде.
2. Для финансовой организации (в частности, для страховщика) решение финансового уполномоченного будет обязательным (за исключением переходного периода, срок которого в концепции не оговаривается).
3. Срок принятия решения службой не должен превышать 60 дней.

Концепция предполагает также определение перечня документов, которые страхователь должен будет представить финансовому уполномоченному вместе со своим обращением. Также оговаривается лимит суммы претензии, которую может рассмотреть финансовый уполномоченный, – это 100–200 тыс. р.

Опрошенные АСН страховые юристы поддерживают идею введения финансового уполномоченного и считают, что это разгрузит суды и облегчит страхователям взыскание со страховщиков небольших сумм. За его введение высказались, в частности, старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков, старший партнер «ЛексФинанс Груп» Кирилл Гацалов и юрист «ДТП-Помощь» Денис Спицын. Последний отметил, что эффективность работы финансового уполномоченного будет также определяться тем, насколько независимым от страховщиков его удастся сделать.

По теме:
Широкий шаг навстречу страхователям
Блог Сергея Дедикова: Защита потребителей: пути эволюции. Анализ и прогноз
Роспотребнадзор затеял страховую революцию
Страховая революция угодила в долгий ящик
Читайте новости АСН в Телеграм-канале
 
6 комментариев
6 комментариев
  • Урегулировщик
    13:01

    Очередная никому ненужная идея. Интересно сколько еще нужно создать стабилизационных фондов, некоммерческих и прочих организаций, чтобы всех жаждущих трудоустроить?
    Может быть стоит подумать как заставить закон работать, а не придумывать обходные маневры…

  • Майкова
    16:33

    идея очень правильная и заманчивая. интересно, кто первее — депутаты или правительство

  • *Sam*
    09:28

    Хочу работать финансовым омбудсменом!
    Подскажите как туда устроиться работать?
    Готов работать без зарплаты. Посодействовавшему в трудоустройстве — 20% от дохода ежемесячно!

  • Заинтересованный взгляд
    11:38

    Решать «по понятиям», по «пролетарской совести» и «революционной целесообразности»?

    Это же чем будет отличаться разбирательство «омбСТРАХмена» (простите мой от английский) от рассмотрения в суде? Те же документы исследовать, те же доказательства, те же правила-справки-счета и пр.

    Не проще было бы создать в каждой области и крае специализированный страховой суд, если так захотелось специализации, а не придумывать новые «надстройки»? Как это будет согласовываться с Конституцией по поводу разделения власти и посредством чего реализуется судебная власть, а также, что никто (видимо, и страховщик и его акционер) не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда?

    • Ведьма из Блэр
      12:26

      Ну, страховщик не только по решению суда выплачивает обычно. Если будут установлены какие-то разумные правила принятия решения и выработаны позиции по стандартным спорным вопросам, то институт омбудсмена вполне может работать.

      РСА, например, в правилах профдеятельности тоже описывает свою позицию по спорным вопросам: тогда-то страховщик должен платить, тогда-то — отказывать. Законопослушная часть рынка так и делает — и ничего.

      • Заинтересованный взгляд
        00:54

        Не верю в специализированных «защитников». Просто писать будут жалобы и в РСА, и в ФСФР, и этому СТРАХмену. Ведь зачастую даже получить от СК отказ в письменном виде затруднительно. Не говоря уже о пакете подтверждающих и расчётных документов. Тогда СТРАХмену надо дать возможность истребовать документы в СК, заказывать экспертизы и пр. Отличия от суда никакого.
        Все эти третейские суды и пр. крайне малое влияние оказывают на общую ситуацию.
        Должны быть четкие сроки выплат, за которыми пруденциально должна следить ФСФР с обязательной проверкой (хотя бы выборочной) приведенных СК цифр и дат.

Оставить комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку ASN Daily

Самые интересные материалы сайта на ваш электронный адрес
Система Orphus
ВОЙТИ НА САЙТ
РЕГИСТРАЦИЯ
Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю согласие на обработку персональных данных
Восстановление пароля